Применение метода наглядного моделирования на логопедическом занятии в старшей группе для детей с ОНР Тема: «Дифференциация звуков Л-Л’»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 46 "Малышок"















Применение метода наглядного моделирования на логопедическом занятии в старшей группе для детей с ОНР
Тема: «Дифференциация звуков Л-Л’»





Разработала учитель-логопед
Писарева Е.А.

















Саров 2015
Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР
Тема: «Дифференциация звуков Л-Л’».
Цель: Совершенствование навыков дифференциации звуков л-л’; отрабатывать понятия: твердый - мягкий, согласный – гласный; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза; способности к переключению, памяти, контрольных действий; закрепление правильного произношения данных звуков.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
2.Введение в новую тему. Отгадывание загадок (иллюстрации отгадок выставлены на доске).
Лиса
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее -----

Лук
Скинули с Егорушки
Золотые перышки –
Заставит Егорушка
Плакать и без горюшка.
Лес
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной,
Васю – хворостиной..

Луна
В голубой станице
Девица круглолица.
Ночью ей не спится
В зеркало глядится.

Ложка
Сама не ем?
А людей кормлю.

Повторим вместе наши отгадки: лиса, лук, лес, луна, ложка. Какие звуки слышатся чаще всех в этих словах? (звуки л, ль)
3.Звуковая характеристика
Ребята, как вы думаете, звук Л – гласный или согласный?
Как проверить? (Произнесём и подумаем, спит язычок или работает; есть ли преграда для выхода воздуха).
А какой звук Л’? (выясняют и доказывают дети)
Итак, мы определили, что эти звуки согласные. А теперь произнесем эти звуки и скажем, звонкие они или глухие (рука на горле при произнесении).
Кто скажет, звонкий или глухой звук Л и почему так решил? (то же с звуком Л’) Вывод: Л, Ль - согласные, звонкие
4.Артикуляционный уклад. Язык не хочет пускать воздух, поднялся вверх. Но воздух оказался хитрым – прорвался, движется по бокам языка с двух сторон и гудит от радости.
Дифференциация: отличие – по твердости/мягкости. При Ль губы разъезжаются в улыбке, язык придвигается ближе к передним зубам.
5.Артикуляционная гимнастика «Сказка о Язычке» 6.Выделение звуков, артикуляция
Проговаривание слоговых рядов со сменой ритма на развитие слуховой памяти:
ЛА-ла-ла
ЛЯ-ля-ля
ла-ЛУ-лы
ля-ЛЮ-ли
лы-ла-ЛУ
ли-ля-ЛЮ
7.Подбери слова на Л, ЛЬ-работа с предметными картинками. (лапа, лампа, лак, лыжи, локоть, лодка, ложка, лук, лиса, лебедь, ласточка, лопата, лавка, лужа, луч, лед, лев, летчик, лепка, лифт).
8. Физкультминутка.
Паучок ходил по ветке,  А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,  Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Действия аналогичны первоначальным "Паучки" ползают на голове.


Массаж с помощью массажного мячика рук, плеч, запястий, предплечий. Собрать мячики, проговаривая признаки мяча «Я положил ---- мяч» (синий, резиновый, упругий, колючий, массажный, круглый, веселый, звонкий)
9.Игра «Разноцветные флажки»Дети с помощью синего и зеленого круга выделяют на слух твердые и мягкие звуки Л и Ль из звукового и слогового ряда:
Л, М, НЬ, ЛЬ, МЬ, Й, ЛЬ, Н, Л, Й, К, ЛЬ, КЬ
ЛЯ, МИ, НО, ЛА, ЛЁ, МЫ, НА, ЛЮ, ЛО, МЁ, ЛЁ, НЕ, НУ, ЛУ
10.Упражнение на развитие фонематического анализа. Игра «Выдели гласный» МА – А, ЛИ, МЫ, КО, ЛЁ, ПИ, МЫ, ВУ, ДЯ, ЛЕ, ЖИ, АГ, ОЗ, УТ, ИВ, ЭМ.
11.Звуковой анализ слов. Работа со звуковыми окошками.
Слово ЛУК
В слове ЛУК: 1-й звук «Л» (выделить голосом). Каким кружком обозначим звук «Л»?(синим) Объясни, почему (он согласный, твердый).
Какой второй звук? (Второй звук – «У»- гласный, при его произнесении язычок спит, воздух свободно выходит. Обозначим красным кружком).
Произнесем третий звук «К». Какой звук «К»?(согласный твердый, возьмем синий кружок)
Схему какого слова мы выложили? (Слова ЛУК)
Сколько всего звуков в этом слове? (Три)
Лук – это?(овощ)
Подберем слова к слову «лук». Какой бывает лук?(зелёный, полезный, золотистый, горький)
А теперь замените первый синий квадратик на зеленый. Что произойдет с первым звуком? (Первый звук станет мягким – «Л’»)
Давайте улыбнёмся и произнесем вместе «Л’-Л’») Теперь подберите слово к этой схеме. С какого звука начинается наше слово? (С мягкого «Л’»).
Дети подбирают слова и доказывают, что они соответствуют схеме (лес, лис, лик, люк).
Итог. С какими звуками работали, что между ними общего, в чем различие? Оценить работу детей.