Конспект занятия по этнокультурному воспитанию Встреча весны — Сороки

"Традиции русских народных праздников" – встреча весны «Сороки»
Задачи занятия
Обучение младших школьников забытым народным играм, другим жанрам устного народного творчества;
Воспитание школьников на этнокультурных традициях своего народа: любви к родному краю, интерес к её корням и традициям
Развитие физических качеств: ловкости, смелости, физической активности; дружелюбия и коммуникативности.
Формы организации познавательной деятельности - фронтальная, групповая.  Оборудование: таблички с буквами, разложенные в беспорядке на полу, берёза, нарисованная на листе ватмана, цветы из бумаги, яркие ленты, фантики, изображения перелётных птиц, канат, кегли-фишки
Предварительная работа:  Заучивание закличек детьми, лепка жаворонков из теста, оформление зала.  Ход занятия Дети заходят в зал (здороваются)
Учитель - Ребята, возьмите друг друга за руки, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям, а я улыбнусь всем вам.
Учитель - Пожелаем друг другу добра. Я желаю вам добра! (подаю руку, дети кладут свои руки сверху, и все вместе произносим)
- Мы желаем всем добра!
Учитель - Ребята, а мне кажется, что даже солнышко ярче светить стало.
Учитель - А почему, как вы думаете?
Учитель - Потому что мы улыбнулись друг другу.(ответы детей)
Учитель - А еще, почему ярко светит солнце?
Учитель - Потому что наступила весна!(ответы детей)
Учитель - Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали приближение весны? - (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая, солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный)
Учитель - А какой месяц сейчас идёт? (ответы детей)
Учитель - Да, ребята, в народе так и говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала».
Учитель - Сегодня на занятии я познакомлю Вас с традицией нашего народного праздника .
Учитель - Вы знаете, что совсем скоро 22 марта будет необычный день (говорю загадочным голосом), потому что в этот день празднуется встреча весны, и называется он - «Сороки». Это день прилёта птиц, начала весны. Весну закликали несколько раз. Зачастую первую закличку весны начинали тогда, когда это показывала сама природа: снег тает, с крыш капает, птицы начинают петь особенно, по-весеннему. Но, тем не менее, именно 22 марта считается основной и главной встречей весны.
Сороки, какое-то слово это – старинное, да необычное. Кто знает, что означает это слово? На что похоже? (варианты ответов).
По старинной традиции в этот день совершали такой обряд: заклинали весну быть доброй и пекли из теста вестников весны – печенье – «птички», пряча вовнутрь конопляное или льняное семя. Ребята это печенье крошили, разбрасывая на четыре стороны на корм птицам. 
А ещё этот день называют днём весеннего равноденствия.  Учитель - А кто-нибудь из вас знает, что это такое – равноденствие?  (Ответы детей) 
Учитель - У нас в народе в старину так говорили об этом дне: 
Когда вода разольется,
Когда лес зазеленится,
Когда день и ночь равняются,   Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит. 
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днём, когда наступает Весна, днём, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток
Именно в этот день – 22 марта, День и Ночь силами меряются, да равняются. И пока не станут они равны – не видать нам весны, не слыхать нам голосов птиц перелётных. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить.
Учитель - Давайте тоже померяемся силою, сыграем в старинную русскую игру «Перетягивание каната»
Учитель - С давнего времени на Руси стали отмечать этот народный праздник, и совершать вот такой обряд. Утром хозяйки из ржаной или овсяной муки пекли 40 хлебных шариков-колобков, а затем выбрасывали каждый день по одному шарику на улицу, загадывая желание, тем самым задабривая мороз, и говорили:
Ученики - «Мороз - красный нос
Вот тебе хлеб и овёс.
А теперь убирайся подобру поздорову.
Учитель - В народе считали, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт совсем, а прилетят 40 разных птиц и весну на крыльях принесут. А чтобы приблизить наступление весны, тепла, люди придумали ещё один обряд петь заклички для птиц. А вот какая птичка весной первая из тёплых краёв возвращается, мы сейчас и узнаем.
Проведём весёлую эстафету «Сложи из букв название птицы».
Разделимся на две команды и будем птиц встречать, да зазывать!
ЖАВОРОНОК – 9 БУКВ (заготовки букв).
Учитель - Пришло время покликать жавороночков, по-старинному! А откуда к нам прилетают эти птицы? Это в какой стороне света? (называют стороны горизонта) На юге. Значит нужно их с юга кликать.
Ученики - Жаворонушки, перелётушки,
Прилетите к нам
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Учитель - В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, тёплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из тёплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. (фото птиц)
Учитель -А вы знаете, ребята, в старину девушки  и дети ходили по улицам , и не только пели специальные песенки- заклички про птиц, весну, но ещё и водили хороводы, а в руках у них были маленькие  булочки из теста, похожие на птицу. Давайте поддержим традиции наших предков и проведём хороводную игру «Хоровод-ловушка» (описание игры)
Все играющие встают в три круга. Внутренний и внешний движутся в одном направлении, а средний – в обратном. Все участники двигаются под весёлую ритмичную песню. В конце куплета ребята останавливаются, шедшие в крайних хороводах поворачиваются лицом друг к другу и быстро протягивают друг другу руки. Таким образом, получается много ловушек, в которые попадаются дети из среднего круга. Пойманные переходят в крайние ряды, и игра продолжается до тех пор, пока все дети не покинут средний круг. Можно вручить призы самым удачливым ребятам, не попавшимся в ловушки. Внимание! После окончания куплета ни ловцам, ни убегающим двигаться нельзя.
Учитель - Много и других обрядов существовало на Сороки. Ребята, взобравшись на крыши домов, махали самодельными бумажными или испечёнными птичками - жаворонками с распростертыми крылышками или насаживали их на шесты, бежали с ними в поле, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:
Ученики: Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Учитель - В жаворонков из теста со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится. На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. На улице устраивали весенние игры-забавы, спортивные состязания.
Игра «Горелки»
Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два шага «горящий» тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют выкрикивают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле
Гляди в поле.
Погляди на небо
Звёзды горят,
Журавли кричат
Гу, гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь.
«Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем задняя пара разъединяется и бежит один по одну сторону вереницы пар, а другой по другую, стараясь соединиться снова впереди «горящего». Если это паре удается, то «горящий» продолжает водить, если нет и «горящий» ловит кого-нибудь, то оставшийся без пары водит становится «горящим». Новая пара занимает место непосредственно за новым «горящим» и игра продолжается.
Учитель - Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают. У нас тоже есть такое дерево и его нужно украсить цветами, лентами. (учащиеся вместе с учителем украшает дерево)
Учитель - Вот и подошло к концу наше занятие. Мы с вами встретили птиц, и повеселились, и поиграли, и День с Ночью уравняли.
Рефлексия
- Какие новые знания вы приобрели сегодня на нашем занятии? (ответы детей)
- Какой старинный русский обряд вам пришёлся по нраву?
- Ребята, придерживаясь традиции этого праздника, я принесла вам
печёных жаворонков, которые являются символом света, солнца и весны. Учитель угощает детей выпечкой, сопровождая словами:
- Эти жаворонки непростые, а со значением, с денежкой – к богатству, с маком - к веселью, с зерном - для богатого урожая.
Учитель -Давайте попрощаемся! До новых встреч!