Программа по этнокультурному воспитанию обучающихся начальных классов


МБОУ «Сиренькинская средняя
общеобразовательная школа»
(филиал с. Клементейкино)
Утверждаю Согласовано
Директор школы: Зам. директора по ВР
_______Т.М.Файзетдинов ________М.Г.Файзетдинова
Приказ №__от _________2014г. Протокол
№____от _________2014г.
Программа
по этнокультурному воспитанию

«Моя малая Родина»
Составитель:
Воспитатель ГПД
Уливанова Элина Геннадьевна
Программа
по этнокультурному воспитанию обучающихся начальных классов
Пояснительная записка
Актуальность проблемы.
Интерес к проблеме этнографии в последнее время многократно усилился, что характерно для всех регионов мира и особенно для нашего многонационального государства. Наше время характеризуется значительным повышением напряжённости в области межнациональных отношений, которые по своей актуальности стали в один ряд с проблемами сохранения мира, вопросами экологии.
Традиции народа живут и передаются из поколения в поколение, но в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш исторический долг – успеть сохранить для будущих поколений всё ценное и достойное из народной культуры, его материального и духовного наследия.
Язык жив только тогда, когда на нем говорят, общаются, создают художественные произведения и развивают. Важным инструментом сохранения родных языков и культур является государственная система обучения и воспитания.
Как сделать родной язык постоянным средством общения?
Как воплотить в жизнь то, чтобы молодое поколение стремилось к изучению истории своего края, к приумножению национальной культуры, чтобы гордилось своей национальностью?
Эти и многие другие вопросы возникли после первых дней организации работы по этнокультурному направлению.
Ответом на эти вопросы является создание программы по этнокультурному воспитанию.
Краеведение в начальной школе.
В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса принято решение строить учебно-воспитательную работу на основе краеведения «Моя малая Родина».
Предлагаемая программа предназначена для учащихся младшего школьного возраста, и направлена на национально-самобытные традиции воспитания и учёт естественного развития ребёнка.
Богата история земли РТ. Красивые традиции хранит живущий здесь много веков замечательный и гостеприимный народ. В нашем родниковом крае везде можно увидеть памятники культуры, истории, трудовой славы, памятники народного деревянного зодчества. Именно они превращают наши просторы в интересный край. Среди этой красоты найдётся ли человек, который не задумывался бы над происхождением своей фамилии, семьи, истории своего рода, деревни. При составлении программы учитывались природные и местные условия, национальные традиции, разумные и здоровые запросы, замечательные даты общественной и культурной жизни народов Татарстана и России. В программу включена работа с коллективом класса, с родителями, с общественностью. Программа характеризуется идейной целеустремлённостью, разнообразием содержания и форм работы с коллективом учащихся, конкретностью целей и реальностью их осуществления в воспитательном процессе.
Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребенка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ. Мир чувашской культуры открывает детям нравственные ценности марийского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
Чувашская культура в программе воплощается в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Так как наше село чувашское, ребята встречаются в повседневной жизни с народными традициями, чувашской кухней.
Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношения к чувашскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтичной напевной речи. Изучение чувашской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.
Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения и воспитания главным является не сообщение детям информации, а формирование умений самостоятельно приобретать знания в тесной связи с родителями, родственниками, с хранителями прошлого, а затем уметь применять их на практике (деятельностный подход в воспитании). Роль учителя является тьюторской. Основой воспитательной работы являются проектно-исследовательский метод, коллективное творческое дело. Особенно привлекает и то, что на уроках и кружках ребёнок может стать активным участником познавания своих корней. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки, узнавать сказочных героев, участвовать в различных викторинах – все эти возможности предоставляет изучение марийской культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
Организация исследовательской и проектной работы начинается с первого класса с темы семьи, своего дома. В краеведческой работе эта тема носит национальный приоритет, считается, что идеалом общественной жизни марийцев является мир и взаимопонимание в семье и обществе. Этому учили детей с малых лет. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Совместная деятельность учащихся с представителями не одного поколения позволит спасти ценные реликвии из домашнего архива, сохранить традиции и обычаи семьи, создать ощущения семьи как «опорной точки» в окружающей действительности.
Работа проводится с сентября по май. Для эффективного педагогического воздействия на обучающихся, в работе большое место отводится экскурсиям. Наблюдениям, ознакомлению детей с мастерами-умельцами, встречам с пожилыми людьми – носителями и хранителями историко-культурного наследия, поездкам по родному краю. методы этнокультурного воспитания в каждом классе разнообразны. Но все они связаны с фольклорной деятельностью, трудом, творчеством, играми, изобразительной деятельностью. Детям прививается почтительное отношение к родителям-труженикам, хлебу, земле. В каждом классе ребята учатся рукоделию. Это изготовление кукол, вышивка, лозоплетение, работа с биссером, лепка из глины.
Достижение органического единства обучения и воспитания предполагает отбор наиболее эффективных форм внеурочной воспитательной работы.
Цели и задачи.
Таким образом, включение ценностей и традиций чувашской народной культуры в процессе воспитания школьников даёт возможность решать многие воспитательные цели и задачи.
Цель : Сохранение чувашского языка, воспитание в детях уважения к родному языку, к своим корням; воспитание нравственно здоровой, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.
Начальная школа – это основа для построения дальнейшей работы по освоению этнической культуры в средних и старших классах. Именно здесь закладывается фундамент глубокого постижения национального языка, который в своих архетипах несет прообраз художественного языка всех культур и народов, освоения народного идеала «совершенного человека».
В начальной школе намеченную цель конкретизируют следующие
Задачи:
1. Воспитание любви к своему краю, Родине, земле, на которой живешь, к дому.
2. Воспитание интереса и любви к национальному искусству.
3. Усвоение основных нравственных ценностей чувашского народа, воплощенных в чувашском искусстве.
4. Формирование способности понимать особенности народного мировосприятия и мировоззрения, выраженные национально-своеобразными средствами выразительности.
5. Формирование уважения и интереса к другим культурам и народам, населяющим наш край.
6. Приобретение знаний о традициях, обрядах в истории чувашей , о жанрах чувашских народных песен, о национальных музыкальных инструментах, чувашских композиторах и исполнителях.
7. Формирование навыков исполнения чувашских народных песен, усвоение простейших форм национального многоголосия; навыков исполнения национально-своеобразных танцевальных движений.
8. Формирование умения воспринимать произведения чувашских композиторов, выявлять в них проявление национального своеобразия.
9. Показ взаимосвязи чувашского народного творчества с народно-прикладным и устно-поэтическим творчеством, а также с профессиональным музыкальным искусством, с искусством народов, населяющих республику.
10. Развитие творческих способностей, формирование основ национального мышления.
4. Основные направления работы.
1.Оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре чувашии и обучению родному языку.
2.Разработка системы обучениячувашскому языку (семья – общеобразовательная школа – краеведческий музей – дом культуры – библиотека), создание системы широкой внеклассной работы по предмету, предусматривающей увеличение учебного времени на изучение чувашского языка.
3.Создание общественного мнения в защиту чувашского языка, который должен стать вторым языком общения наравне с русским.
4.Расширение базы общения на чувашском языке с помощью средств массовой информации (местного радио, газеты, стенной печати)
5. Принципы построения программы
- принцип приоритета национальных духовных ценностей, которые предполагают усвоение подрастающим поколением духовных ценностей чувашского народа, положительных черт национального мировоззрения и характера;
- принцип опоры на диалог культур (в историческом и межнациональном плане), предполагающий взаимодействие и интенсивное взаимообогащение культуры народа с учетом ее развития в различные исторические эпохи, а также культуры чувашского и других народов;
- принцип природосообразности, проявляющийся в учете психофизиологических, возрастных особенностей учащихся, близости их к природе, жизни;
- принцип учета национального своеобразия, который означает необходимость отбора материала программы с учетом национально-своеобразной эмоционально-образной сферы и национально-своеобразного чувашского языка народа;
6. Ожидаемые результаты:
- возникновение большого интереса ребят к своим истокам, к родному языку;
- формирование в обучающихся гражданственности, любви к Родине, социальной культуре;
- в результате совместной работы школы и родителей ожидается улучшение организации национальных традиций;
- повышение уровня материально-технического оснащения школы;
- постепенное освоение учащимися национальных нравственных и эстетических идеалов, основных нравственных проблем: счастье и несчастье, любовь и ненависть, добро и зло, имеющих общечеловеческую значимость, но решенных у марийского народа по-своему;
- последовательное расширение знаний учащихся о традициях, истории, быте мари;
- понимание взаимосвязи чувашского искусства с изобразительным и литературно-поэтическим творчеством других народов.
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
- воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.
Изучение традиций чувашской народной культуры в нашей школе реализуется по программе этнокультурного направления и по учебным предметам –чувашский язык и литература, кружок «Истоки творчества» в 5-8 классах, частично и на уроках по другим предметам (технология, изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, русский язык).
Программа по воспитательной работе в начальных классах на основе краеведения «Моя малая Родина»
Сроки Виды деятельности Задачи
1 класс. «Мой дом, моя семья»
Сен-тябрь 1.Беседа «Мой дом – самая крепкая Родина»
2. экскурсия по деревне.
3. Мой дом. Рисунок.
4. Выставка картин «Улица Первоклассная» Дать понятие о доме: почему у каждой семьи есть свой дом.
Знакомство с местом нахождения дома первоклассников, в каких домах живут одноклассники.
Наблюдение детей: декоративно-прикладное искусство.
Ок-тябрь 1.Выставка картин «Моя семья».
2. Рассказ «Моя семья».
3. Исследовательская работа «Древо моей семьи» Рассказать детям, для чего создаются семьи, какими должны быть семьи;
Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми;
Воспитывать в детях любовь и уважение к семье
Но-ябрь 1.Беседа «Что такое фамилия».
2. Беседа «Как появились марийские и русские фамилии».
3. Исследование фамилии ребят своего класса.
4. Исследовательская работа «Знаменитые (чем-то необычные) фамилии в нашем родстве» Показать историю происхождения фамилий, значения фамилий для каждого человека
Де-кабрь 1.«Семейный калейдоскоп» - встреча со знаменитыми родственниками.
2. Выставка творческих изделий мастеров-умельцев. Прививать чувство уважения к людям труда, родителям, гордость за свою семью.
Ян-варь 1.Экскурсия «Вот моя деревня».
2. Выставка картин «Милый уголок природы».
3. Изготовление поясов для мальчиков, фартуков для девочек. Прививать интерес к родной деревне, учить замечать необычное в обычном, развивать художественный вкус.
Фе-враль 1.Исследовательская работа «Мой папа».
2. Конкурсно-развлекательное мероприятие «Папа, мама я – дружная семья» Выяснить, что знают дети о папах. Познакомить с историей появления отчества.
Март 1.Исследовательская работа «Моя мама»
2. Конкурсно-развлекательная программа «Мисс первоклассница» Воспитывать чувство любви, уважения, гордости к своим мамам, бабушкам;
Прививать заботливое отношение к ним, воспитывать будущих хозяек.
Ап-рель 1.Семейный калейдоскоп «Друг семьи».
2. Проектная деятельность «Наши руки не знают скуки».
3. Выставка «Наши руки не знают скуки» предметов рукоделия взрослых членов семьи и детских поделок. Пропаганда проведения досуга семьи, развитие художественного вкуса, интереса к различным видам творчества.
Май 1.Праздник «Приходите в гости к нам».
2. Посадка цветов на территории школы и около памятника погибшим воинам.
3. Лепка из глины : посуда. Знакомство с семейными традициями, фирменными блюдами;
Проводы первоклассников на каникулы.
Итог работы семьи и классного коллектива.
Учить делать красоту, побуждение в детях сотворения добра.
2 класс. «Моя деревня»
Ок-тябрь 1.Экскурсия по улице деревни. Традиционные деревянные здания марийцев.
2. Проектная деятельность «Мой дом» с применением элементов народного творчества. Развитие творческих способностей,
наблюдательности;
Формирование исследовательской деятельности.
Но-ябрь 1.Встреча с мастерами-умельцами.
2. Выставка детских поделок.
3. Фольклорный праздник. Развитие интереса к народному творчеству.
Де-кабрь 1.Исследовательская работа «Мои родственники в нашей деревне»
2. Плетение оберега. Беседа об оберегах. Знать термины родственных отношений на русском и марийском языках;
Сбор устных источников информации;
Формирование исследовательской деятельности совместно с родственниками;
Раскрытие способностей учащихся;
Обучение народным промыслам: лозоплетение
Ян-варь 1.Встреча со знаменитыми людьми нашей деревни. Привить чувство гордости за жителей своей деревни.
Фе-враль 1.Исследовательская работа «Мой родной марийский язык».
2. Беседа о красоте родного языка. Развитие творческих способностей учащихся;
Привитие интереса к родному языку.
Март 1.Семейные посиделки «Три девицы под окном». Познавательно-развлекательная программа с мамами, бабушками и второклассниками.
Знакомство с семейными традициями.
Ап-рель 1.Фольклорный праздник. Праздники и обряды в нашей деревне.
2. «Что за праздник – пасха?».
3. Раскрашивание пасхальных яиц. Развитие художественного вкуса, приобретение знаний о чувашских и русских праздниках и обычаях.
Май 1.Исследовательская работа «Мои родственники – участники Великой Отечественной войны». Воспитание патриотических чувств к малой Родине и её жителям.

3 класс. «Сторона моя родная»
Сен-тябрь 1.Вот моя деревня. Исследовательская работа.
2. Защита исследовательских работ.
Дать первичные географические представления о своей деревне, показать красоту родного края,
Родной деревни;
Получить сведения о происхождении деревни.
Ок-тябрь Фольклорный праздник совместно с фольклорным коллективом СДК «Мы за чаем не скучаем» Коллективное творческое дело: подготовка сценария праздника;
Формирование толерантного отношения к культуре народов, проживающих в нашей местности
Но-ябрь 1.Викторина «Моя Республика».
2. Изготовление кукол-оберегов. Обучение поиску и сбору информации
Де-кабрь 1.Исследовательская работа «Знаменитые люди – выходцы из моей деревни» Обучение учащихся методикам исследовательской работы
Ян-варь 1.Конкурс стихотворений поэтов родного края Продолжить знакомство с творчеством поэтов родного края
Фе-враль 1.Конкурс рисунков «Мой папа – солдат».
2. Спортивная эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья» Воспитание патриотических чувств;
Привитие навыков совместного общения детей и взрослых.
Март 1.Познавательно-развлекательная программа «Вот они какие, бабушки родные» Привить детям чувство гордости и уважения к людям пожилого возраста;
Пропаганда сложившихся семейных форм общения в семье, досуга.
Ап-рель 1.Проектная деятельность «Как сделать местонахождение родников зоной отдыха» Обучение учащихся проектной деятельности
Май 1.Встреча с ветеранами Войны и Труда.
2. Беседа «Лекарственные растения нашего края».
3. Бабушкина аптека.
4. Оформление гербария «Лекарственные травы»
5. Экскурсия к роднику. Окультуривание местонахождения родника. Побуждение в детях желания творить добро людям;
Привитие любви к родным местам, уважения к окружающему;
Формирование обобщённых представлений о лекарственных растениях родного края.
4 класс. «Край мой родниковый»
Сен-тябрь 1.Викторина «Знаешь ли ты?
2. Знакомство с Книгой Памяти.
3. Коллаж «Альметьевский район». КТД. Формирование навыков поиска знаний об истории своего края;
Гражданско-патриотическое воспитание.
Ок-тябрь
1.Экскурсия по родному краю.
2. Конкурс исследовательских сочинений «Край мой родниковый».
3. Поиск однофамильцев в Книге Памяти Развитие интереса к изучению родного края.
Обучение поиску и сбору информаций по разным источникам.
Но-ябрь 1.Художники Чувашии и Татарстана. Устный журнал
2. Выставка рисунков «Сторона моя родная».
3. исследовательская работа «От прадеда, погибшего в бою, но мне, живущего сегодня» Формирование у детей любви к искусству и интереса к нему.
Обучение поисковой работе.
Де-кабрь 1.КТД «Чувашские названия месяцев. Что они обозначают?» Развитие творческих способностей;
Привитие интереса к познанию родного языка.
Ян-варь 1.»Мои родственники – участники Великой Отечественной войны». Письмо погибшему воину.
2. КТД «Создание литературной газеты».
3. Участие в фестивале военной песни. Обучение коллективному творческому труду;
Побуждения в детях уважения к фронтовикам, участникам тыла, гордости за свой народ.
Март 1.Аппликация из ткани марийской национальной одежды.
2. Поездка в краеведческий музей в с.Елхово
3.Фольклорный праздник (обрядовые песни) Познание истории культуры марийского народа через предметы труда, одежду, обряды
Ап-рель 1.КТД «Окультуривание местонахождения родников».
2. Участие в школьной научно-исследовательской конференции с исследовательской работой «От прадеда, погибшего в бою, но , живущему сегодня» Формирование толерантного отношения к истории страны, к людям проживающим рядом;
Воспитание патриотических чувств и гордости за своих земляков.
Май 1.Итоговый праздник «До свидания, начальная школа!».
2. Экскурсия к роднику. Проводы четвероклассников в 5 класс;
Обучение коллективному творческому делу.