Приёмы наглядного моделирования при обучении детей с ОНР связной речи



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №3
Городского округа Чапаевск Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад №7 «Ягодка»







Использование приёма наглядного моделирования
при работе над развитием связной речи
у дошкольников с ОНР














Логопед: Приданцева Н.В.

2016 г

Формирование связной устной речи у детей с ОНР вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, чёткой и правильно грамматически оформленной связной речи –одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения.
К сожалению, речь многих детей далека от совершенства: нарушена логика в высказывании, бедный словарь, длительные паузы, аграмматизмы, ошибки в построении предложений.
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
связные высказывания короткие;
отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Педагоги, занимаясь с детьми в этом направлении, пришли к выводу, что существует два фактора, облегчающие процесс становления связной речи:

1 -- наглядность (картинки, схемы-рисунки, панно);
2 –создание плана высказывания.

О важности второго фактора писал Л. Выготский, который много занимался изучением психологии речи. Он отмечал важность последовательного размещения элементов схемы, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, мною были использованы средства моделирования (схемы, пиктограммы, предметные картинки).
При работе над развитием связной речи необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения заданий. Существуют начальные, или «пусковые», опорные этапы в данном направлении. Это:
-составление рассказа по серии сюжетных картин;
-составление рассказа по сюжетной картине;
-на основе сравнения предметов;
-цепные тексты;
-описательные рассказы о предметах.

Более сложными считаются краткие, творческие и выборочные рассказы и пересказы, требующие более сложных и развёрнутых высказываний, богатого словаря и составлений плана высказывания.
Мне бы хотелось остановиться на некоторых, начальных «пусковых» этапах работы.
Наибольшие затруднения возникают у детей в составлении описательных рассказов. Вот основные из них:
-самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;
-установить последовательность изложения выявленных признаков;
-удержать в памяти эту последовательность, которая является планом описания.
Для того, чтобы помочь детям в решении этих непростых задач, им была предложена в помощь схема составления рассказа.
Лист картона разделён на 6-8 квадратов в зависимости от характерных признаков предметов.


Схема описания мебели.


Цвет. (Цвет мебели.)
Детали. (Ее части.)
Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сделана?)
Стул, стульчик. (Какого размера мебель?)
Дом. (Где она стоит?)
Человек, кровать. (Зачем эта мебель человеку?)

Описание овощей и фруктов.


Цвет. (Какого цвета фрукт?)
Форма. (Какой фрукт формы?)
Размер. (Какого он размера?)
Лимон, груша. (Какой у него вкус: сладкий, кислый?)
Дерево, куст. (Где он вырос?)
Рука, кастрюля. (Что можно приготовить из него?)



Описание предметов одежды.


Цвет. (Какого цвета одежда?)
Детали. (Из каких деталей одежда?)
Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сшита?)
Погода. (Для какого времени года эта одежда?)
Мужчина, женщина, ребенок. (Это одежда мужская, женская или детская?)
Рука. (Что можно сделать с одеждой?)

Описание предметов посуды.

Цвет. (Какого цвета посуда?)
Детали. (Назови детали.)
Контур со знаком вопроса. (Из какого материала она сделана?)
Часы. (Для чего посуда служит?)
Хлеб, конфета. (Столовая или чайная посуда?)
Рука. (Что можно делать с посудой?)

Помогает приём моделирования и при обучении пересказу. При этом надо придерживаться строгого плана.
1-Организационная часть- подготовить детей к воспроизведению текста.
2-Чтение текста без установки на пересказ.
3-Разбор текста в вопросно-ответной форме.
4- Повторное чтение текста с установкой на пересказ.
5-Пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал).
6-Упражнения на закрепление языкового материала.
7-Анализ детских рассказов.

Наиболее простыми из пересказов являются цепные тексты. (Методика В. К. Воробьёвой) Обучение рассказыванию начинается с ориентировочного раздела. Цель этого этапа сформировать у ребенка ориентиры, по которым бы он научился опознавать где рассказ, а где нет. На этом этапе применялись речевые упражнения сравнительного характера. В них сравнивается нормативный рассказ с одним из вариантов поломки. В сопоставительных упражнениях правильное и неправильное предъявление чередовалось. Речевые упражнения применялись в условиях проблемных ситуаций, так как проблемная ситуация нацеливает на решение задачи. Например: По радио Катя и Миша слушали интересный рассказ. У Кати радио работало хорошо, а у Миши – трещало. Угадайте, какой рассказ слушала Катя, а какой Миша. На модели простого предложения мы учились выделять два логических центра т.е. событие, предмет , о котором рассказывается и предикат, что сообщается об этом событии, предмете. Здесь же решалась задача по обогащению словаря прилагательными и глаголами. Например: Снег (какой?) чистый, белый, рыхлый, искрящийся, липкий. Снег (что делает?) летит, кружится, падает, лежит. Следующая ступень, которую мы преодолевали – это работа с парными загадками. Ребятам показывалось, что об одном и том же предмете можно рассказать по – разному. Текст одной загадки был представлен прилагательными, а другой только глаголами. Например: Зимой греет, весной тает, летом умирает, осенью летает. Он пушистый, серебристый, Белый, белый, чистый, чистый, Ватой наземь лег. К каждой загадке составлялась схема. Ребята обозначали слова полосками. Я просила вспомнить детей, какие слова помогли разгадать загадку. Имея перед глазами зрительную опору ( полоски, схему загадки) дети не забывали ни одного слова. В основе связной речи лежит две группы мотивов: одни экстралингвистические, выходящие за рамки речи, познавательные мотивы, они воспитывают интерес к содержательной стороне речи; другие – лингвистические мотивы – интерес к словам, словосочетаниям. Решение этих задач сопряжено со специально разработанными играми. Первая группа игр – игры на восстановление порядка серии картин, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. Вторая группа игр – это игры, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации. Третья группа игр – игры на создание замысла. Они направлены на то, чтоб научить детей самостоятельно подбирать и находить какой – либо сюжет. После подготовительных упражнений мы перешли к знакомству детей с правилами составления рассказа. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. (ист.2,стр.43)Такой тип связи предложений чаще всего опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста принята предметно – графическая схема. Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения – субъект и объект, стрелкой – предикат, выраженный глагольным словарем. общая рамка – подчиненность плана раскрытию единой темы. Проиллюстрируем, как дети знакомятся с правилами цепного текста. Логопед зачитывает адаптированный рассказ и предлагает запомнить детям, о каких предметах рассказывается в нем. Например:
ШАР
Мальчик заболел и лежал в кровати. Кровать стояла около окна. Вдруг в окне появился шар. На шаре была нарисована весёлая рожица. Рожицу нарисовали друзья мальчика.

После сенсорно – словарного этапа логопед знакомит детей с картинно – графическим планом. В этом месте появляется лист ватмана. «У меня есть лист из книги, мы сейчас будем записывать наш рассказ картинками. Квадратик – это слово, еще квадратик и получилось предложение. В нашем рассказе столько предложений, сколько строчек. Давайте подберем картинки к первому предложению. Попробуем прочитать, что получилось. Стрелкой в предложении обозначено другое слово, оно рассказывает нам, что делал объект. Кто угадает это слово и правильно прочитает предложение?» Анализируя предметную канву рассказа, ребята замечают, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме это фиксируется двумя одинаковыми картинками. Так дети подводятся к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметов и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое - рассказ. Закрепляя правило, детям предлагается соединить стрелками красного цвета одинаковые картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым цепь смысловых связей через единство предметных значений. Как правило дети с удовольствием подбирают картинки к рассказу, очень быстро осваивают правило смысловой связи предложений цепного текста, и могут воспроизвести рассказ без ошибок с наглядной опорой , а некоторые и без наглядной опоры.















Как правило, цепные тексты включают в себя обычно 4-8 предложений.
С помощью текста цепной структуры дети очень быстро запоминают текст, легко его пересказывают, распространяют. При планировании логопедической работы необходимо учитывать принцип тематической взаимности. Логопед должен предусматривать сочетание занятий по различным видам рассказывания в пределах той или иной тематики.
Обучению более сложному пересказу помогает иллюстративное панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействия с несколькими по очереди появляющимися персонажами, например сказка «Как собака друга искала»

Главный персонаж –Собака (картинка в центре фланелеграфа) ищет друга, который бы никого не боялся. Первым она встретила зайца(картинка слева в первом ряду). Ночью мимо них пробежала мышь (картинка мыши под зайцем). Собака залаяла, заяц, испугавшись, что может прийти волк, убежал.
Собака решила подружиться с волком. Уж он-то, наверное, никого не боится! (картинка волка в первом ряду). Ночью рядом оказалась лягушка (картинка лягушки под волком). Собака опять залаяла. Волк, подумал, что может придти медведь, испугался и ушёл.
Собака позвала медведя(картинка в первом ряду), но тот и дня с собакой не провёл. Появился уж (изображение под медведем). Медведь решил, что вскоре за ним появится человек, и тогда ему, медведю, не поздоровится(картинка человека).
В конце сказки собака, наконец, встречает верного друга-человека, который уж точно никого не боится.










Итак, на иллюстративном панно-схеме дети видят всех действующих лиц, причём в их связях друг с другом, поэтому при пересказе они могут уделять особое внимание логике высказывания.

Вывод: Использование приёма наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющими нарушения речи, облегчает дошкольникам овладение связной речью и делает их рассказы и пересказы более чёткими, полными, связными и последовательными, а также эффективно влияет на развитие у них памяти, воображения, логического мышления, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.
кровать

мальчик

окно

кровать

шар

окно

рожица

шар

друзья

рожица

собака

человек

заяц

волк

медведь

уж

лягушка

мышь



Заголовок 115