Выступление на педагогическом совете «Условия успешной диагностики»


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РТ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»
имени ИЛЬДУСА ХАРИСОВА САДЫКОВА










Выступление
на педагогическом совете

«Условия успешной диагностики»


















методиста методического отдела
II квалификационной категории
Борисовой Эльмиры Фаридовны






Нижнекамск
2016 г.


Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка. К тому же сегодня все чаще в качестве одного из требований к деятельности учреждений и детских объединений дополнительного образования называется результативность и качество.
Все зависит от того, ради чего мы работаем. Если мы определим своей целью ориентацию наших воспитанников на саморазвитие, самосовершенствование, то не подлежит сомнению, что без оценки сравнения результатов не обойтись. Сравнивая свои результаты с результатами коллег, педагог имеет стимул «поднять планку», а дети имеют возможность определить уровень повышения качества образования и воспитания в своем объединении.
Сравнимость обеспечивается рядом различных мероприятий: соревнований, конкурсов и т.д., проходящих через весь учебный год. Наибольшее количество разнообразных событий контролируется на первом уровне: учреждение, город; далее на втором: республиканском, российском; третий уровень международный, где событий мало и они менее разнообразны и более традиционны, но при анализе работы педагога и УДО участие в них – показатель уровня - системно, желательно и возможно.
Методическим отделом нашего Дворца была проанализирована результативность каждого отдела и педагогов в отдельности за 2013 учебный год. (Диаграммы на компьютере)
На экране вы можете увидеть результативность педагогов, имеющих призовые места на различных уровнях. В каждом отделе, конечно же, есть свои лидеры, на которых можно и нужно равняться и перенимать опыт. Несомненно, мы осознаем, что традиционные формы подведения итогов работы: конкурсы, отчетные концерты не могут в полной мере решить вопроса выявления результатов подготовки каждого ребенка и уровень результативности деятельности педагогов. На это могут влиять различные факторы, отсутствие конкурсов по тому или иному направлению или же высокая стоимость за участие в них. Сегодня наши педагоги Горбатко Ф.Ш., Минеева Г.Ю., Сорокин А.В. подробно рассказали о различных формах диагностики: это экзамены, научно-практические конференции, мастер – классы и т.д. И формах представления результатов: это папка достижений, портфолио, диагностические карты. Совокупность приемов, их комплексное использование может дать высокий результат, для творчески работающего педагога.


Хочется обозначить 15 условий успешной диагностики:
1.Четко определить цель диагностики
2. В соответствии с целью определить объекты диагностики
3. Подобрать систему конкретных методик
4. Диагностика должна проводиться в естественных условиях
5. Выделить направления анализа получаемых данных
6.Изучать развитие всех учащихся без исключения
7. Проводить диагностику систематически по каждому параметров развития учащихся
8.Исследовать каждого учащегося на протяжении всех лет его обучения
9. Изучать личность учащегося комплексно, т.е. охватывать все основные стороны развития
10. Определить реальные достижения воспитанника, с учетом его возраста
11. Результаты диагностики и возможности ребенка могут не совпадать с диагностической нормой
12. Отслеживать характер и величину продвижения в развитии, сопоставляя результаты нескольких диагностик
13. Определить индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для развития каждого воспитанника
14. Учитывать возможную «Зону ближайшего развития»
15.Корректировать недостатки, опираясь на достоинства
Завершается учебный год, и сегодня когда педагог будет подводить общие итоги диагностики, ему необходимо обратить внимание, прежде всего на степень выполнения образовательной программы (сколько детей выполнили программу полностью, сколько частично и т.д.): если объективно оценивать результативность реализации любой образовательной программы, то 100% «обученности» быть не может, ведь в учебной группе одновременно занимаются дети с разными способностями, возможностями, а часто и не одного возраста. Анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра или коррекции образовательной программы: если программу выполнили (или «перевыполнили») все дети, то, возможно, она требует некоторого усложнения; и наоборот, если программу выполнили менее половины учащихся, то она является слишком сложной и нуждается в определенном упрощении.
Оценивая свои результаты уже сегодня, каждый педагог должен ставить новые конкретные цели и задачи, чтобы в следующем учебном году было больше побед и достижений.
15