Реферат Обоснование ведущих идей деятельности


Обоснование ведущих идей деятельностиВы ничему не можете научить человека.
Вы можете только помочь ему открыть это в себе.
Г. Галилей
Вселенная. Природа. Человек. Что общего между этими словами? С самого рождения человек развивается по законам природы, чем старше он становится и тем больше понимает, что его жизнь подчиняется этим законам природы. Есть такие люди, которых волнуют самые разные вопросы природы, эти люди могут раскрыть ее сущность, красоту и таинства. К таким людям и относится учитель, он как маленькая частица Вселенной, создает условия для понимания законов природы, дает возможность почувствовать ее.
У меня, как у учителя физики, своя роль. Мне предоставлена возможность познакомить детей с жизнью во Вселенной, с ее маленькими тайнами и различными проявлениями. Но не многим дано их увидеть. Счастлив тот, кому будут открыты эти законы, и он сумеет воплотить свои идеи в жизнь.
Я люблю детей, и мне они отвечают взаимностью. Мой педагогический опыт достаточно большой, и каждый год, как в первый раз. Работа учителя всегда была полезной и почётной, а выгодной и лёгкой – никогда. Как много приходится пережить, передумать, прежде чем встанешь около учительского стола и с улыбкой скажешь: «Здравствуйте, ребята! Начнем урок». Еще в студенческие годы преподаватели нам говорили, что истинный учитель тот, который несет с собой улыбку не только на лице, но и в сердце.
Мы, учителя, растим человека и должны сделать его счастливым, а значит и себя тоже. В каждого из нас вложены лучшие духовные качества, труд, опыт и знания родителей, учителей и наставников. Если человек достигает чего-то, то за счет только предшественников. И мы, учителя, обязаны возвращать своим ученикам то, что получили от других, прибавив при этом хоть немного своего. Я думаю, что школа никогда не надоедает. Это самое творческое место на земле.
Учитель – это человек с широким кругозором, с разносторонними интересами, увлечениями; глубоко интеллектуальный человек, наделённый такими качествами, как доброжелательность, предупредительность, отзывчивость.
Вот и я, по природе своей, довольно скромный человек, обладающий творческим потенциалом. Тяготение к постоянному самообразованию, узнать что-то новое, позволяет мне быть в курсе всех инновационных перемен, происходящих в настоящее время в народном образовании и применять их в своей практической деятельности.
Стремлюсь к тому, чтобы каждый урок доставлял радость ученикам и учителю. Нигде нет столько точек приложения своим способностям, планам, идеям, как в школе. И нигде так благодатно не могут раскрыться возможности человека. Какое получаешь удовлетворение от хорошо проведенного урока! Целый день, летаешь как на крыльях. А бывает и наоборот; вроде все продумала - а урок не идет. Вот и тема для раздумья – почему, в чем причина? И начинаешь все сначала. Ленивому человеку в нашей профессии делать нечего. Если труд учителя является образцом для ученика, вызывает у него восхищение, то такой учитель запоминается на всю жизнь.
Как трудно быть учителем, так и трудно быть учеником. Я, всматриваюсь в глаза детей: сколько в них чувств, переживаний! Глаза ребенка — это состояние души, книга, которую читаешь. Чтобы узнать больше о ребенке, сердце учителя должно быть не только добрым, но и зрячим. Ведь сердце — инструмент познания не только самого себя, жизни, а в первую очередь души ребенка. Любовь и доброта — лучшие качества учителя в общении с детьми. Ведь у каждого ребенка есть потребность не только в общении, но и в эмоциональном контакте. Я считаю, что учитель обязательно должен интересоваться внутренним миром своих учеников, их эмоциями. Я не боюсь говорить ребенку, что у него сегодня на уроке все получается, и часто произношу «молодец», даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает у ребят уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг лучше, испытывать чувство похвалы за свой труд, и это пробуждает интерес к знаниям. Бывает так, что я говорю ребенку неприятные вещи, могу быть строгой и требовательной, но если ученик чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне и помочь, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение, признательность. Сколько эмоций и чувств у ребенка на уроке, когда он наблюдает за каким-либо явлением, самостоятельно проделывает опыты и получает результат. Ведь познание должно быть пронизано радостью.
Мое педагогическое кредо: любить то, что преподаешь и того, кому преподаешь.
С годами работы сложился свой стиль, манера проведения уроков. В работе стремлюсь использовать разные активные подходы и приемы для того, чтобы заинтересовать учеников: игры, загадки, стихи, кроссворды, лекции, зачеты, исторические случаи из жизни ученых др. Мне хочется, чтобы мой предмет вызывал глубокий интерес. Несколько лет занимаюсь опытно-экспериментальной внеклассной работой по физике, работаю с одаренными детьми. Даю возможность ребенку проявить свои способности, давая простор на их творчество и выдумки. Ведь физика –это экспериментальная наука , на веру не воспринимается, требует сначала эксперимента, а затем математический расчет. Но и математику необходимо знать, ведь от точного расчета не заработает, хотя бы, и электрический двигатель.
Я уверена: нельзя делить учеников на «законченных» и «перспективных», «трудных» и «обычных». Можно легко прозевать человека, личность, а значит, не разглядеть чьей-то судьбы, жизни. Иногда мне кажется, что профессию педагога можно сравнить с актерским мастерством. Ведь ты всегда на виду, на тебя смотрят, тебе наследуют, с тебя берут пример.
Сейчас дети стали другими. По моему мнению, жизнь показывает, что приемы, используемые в школе, уже устарели. Наш нынешний ученик с детства погружен в «виртуальное информационное пространство» современных источников информации: от средств массовой информации до интернета. Такое положение дел обязывает учителю перестраивать свои принципы и механизмы работы, интенсивно осваивать компьютерную технологию, что я с увлечением делаю.
Мы живем в таком мире, что постоянно требуется анализировать поступающую и быстро меняющуюся информацию, где знанием технологий и умением их использовать определяется успех любого человека и в первую очередь выпускника школы.
На своих уроках успешно применяю компьютер, потому что мультимедийное моделирование некоторых физических процессов и явлений позволяет глубже осознать их физическую сущность. Но компьютерная поддержка, на мой взгляд, не может заменить полностью физический эксперимент, как метод исследования, и уводит учащихся из мира реального в виртуальный мир. Поэтому, предпочтение отдаю наблюдению в реальном эксперименте. Кабинет физики оснащен оборудованием для демонстрации опытов на уроке и для проведения различных лабораторных работ учащимися.
В процессе обучения осуществляется целенаправленное управление познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя. Одним из важных звеньев этого процесса, является проверка достижений учащихся, которая позволяет установить уровень сформированных у учащихся знаний и умений на том или ином этапе процесса обучения. В своей работе я применяю методику активизации учебной деятельности при решении тестовых задач по физике.
Цель данной методической разработки - показать целесообразность преподавания курса физики в старших классах общеобразовательной школы на основе модульной технологии обучения, которая включает в себя следующие разделы (модули):
лекция по теме;
составление конспекта по первоисточнику;
развитие монологической речи;
зачет по теме (письменный, устный, взаимозачет);
решение задач (алгоритм, примеры решения, решение задач);
самостоятельное решение задач;
контрольная работа;
лабораторная работа.
Эту технологию успешно применяю в 10 -11 классах. Опыт показывает, что при такой форме обучения уменьшаются временные затраты, в сравнении с наиболее распространенной – поурочной формой изучения физики в школе.
Уроки с такой технологией крайне полезны, так как в будущем в ВУЗах обучающиеся часто будут иметь дело с этим родом деятельности, зачастую же конспектирование сводится к переписыванию текста. Я считаю, что модульную технологию обучения можно отнести к более эффективным технологиям в обучении, т.к. она имеет ряд преимуществ:
целостность материала, а значит, сохранение и неразрывность логики по всей теме;
возможность подать материал компактно, более четко очерченным, содержащим самое главное для применения к решению многих физических задач любого типа;
если лекции правильно оформлены, то в дальнейшем они служат хорошим, компактным справочным материалом, который удобно использовать при решении задач, подготовке к зачету или экзаменам;
учитывая, что при работе ученика во время лекции задействованы несколько типов памяти (аналитическая, моторная, зрительная и слуховая), эффективность восприятия и воспроизведения материала улучшается в несколько раз, что экономит время и силы ученика, так что лекционную методику можно отнести к сберегающим здоровье технологиям;
экономия времени при выполнении учебной программы, и вместе с тем возможность максимально объективного контроля при сдаче зачета по теории;
разнообразие форм зачета – устный, письменный, взаимозачет (что полезно, для сильных обучающихся, т. к умение задавать вопросы систематизирует знания), смешанный зачет, зачет, содержащий теоретическую и практическую часть. За зачет обучающийся может получить несколько успешных оценок, что полезно для подкрепления его учебной мотивации, уверенности в своих силах;
такая система является подготовкой к вузовской системе обучения;
остается дополнительное время для понимания решения задач, в которых требуется целый комплекс умений и навыков в области физики, математики, технического рисунка, тренировки воображения.
Такая технология повышает мотивацию интереса обучающихся не только решению разных задач, но к выбору дополнительного образования (курсы по выбору): на 2 года рассчитана программа элективного курса «Методы решения физических задач», что успешно я применяю в своей работе. За 2 года обучения обучающиеся овладеют не только навыками решать задачи, но и иметь возможность изучать дополнительный материал (т.е. относящийся к профилю), не изучаемый по основной программе (например, Баллистика 10 кл, Статика 10 кл, др.)
Мною систематически организовывается учебно-исследовательская работа, являюсь ее руководителем. Обучающиеся принимают активное участие в этой работе и со своими исследованиями выступают на конференциях различного уровня.
В своей работе стараюсь формировать здоровьесберегающие условия организации образовательного процесса, т.к. физика - предмет сложный, требует много умственного труда, внимания.
Эти условия включают в себя гигиену урока:
а) действие звуковых раздражителей (создание спокойной звуковой обстановки, устранение раздражающих посторонних звуков);
б) воздушно- тепловой режим (интервал температур, придерживается в классе 18-21°С, свыше – проветривание помещения);
в) естественное и искусственное освещение (использую жалюзи светлых тонов);
г) видео- экология (цветовая гамма в интерьере класса, а также дизайн помещения, форма мебели и предметов, украшающих помещение)
д) ТСО (в зависимости от возраста ребенка используется на определенный интервал времени).
По выяснению психологических особенностей обучающихся на уроке и вне урока, была проведено исследование в 10 классах за 2 года обучения, т.к. эти обучающиеся более расположены к исследованиям, обладают разным психологическим потенциалом.
Результат:
класс Кол-во испытуемых До 12 баллов 13 -19 баллов 20 и более
10 класс 2014– 2015 уч.г 4 чел.
46 % 54 % 13 %
11 класс 2015 -2016 уч.г5 чел
50% 43 % 0
Анализ результатов показал, что в ходе исследования у половины обучающихся наблюдалась высокая напряженность ( в среднем 48,5 % 17 чел), что говорит о высоком душевном состоянии, такие ребята чувствуют себя в коллективе не легко, принужденно, с трудом
удается сосредоточить свое внимание на уроке, испытывают тревогу к предстоящему зачету, контрольной работы, они боятся выходить к доске, рассказывать пред аудиторией. У этих ребят понижена мотивация к учению, они вошли в «зону риска», хотя нужны дополнительные исследования, желательно консультация специалиста. Меня больше беспокоили 2 человека (2мальчика), у них повышенная тревожность (неблагополучная). Причина - они плохо учатся по предмету, часто пропускают уроки по болезни, раздражительны, в классе чувствуют себя не комфортно. С ними ведется работа. Проводились внеклассные мероприятия по физике «Физика в твоей будущей профессии», где они могли творчески проявить себя. В 2012 -2013 учебном году тревожность у ребят понизилась.
Нашла пути решения проблемы:
С целью предупреждения утомляемости обучающихся чаще включать в уроки (1 раз на уроке) физкультминутки (различные упражнения на кисти рук, на глаза; смена цвета, применение музыки для снятия напряжения)
Вовлекать в групповую или парную работу (решать задачу, обсуждать наблюдаемое явление).
Использовать эмоциональную передачу содержания учебного материала (интонация голоса)
Приводить обучающихся к новым видам деятельности: быть помощником учителю, своему однокласснику).Давать задания развивающие воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие, нацеленное на хорошее душевное состояние, а не на тревогу (например, причитать стихотворение с описанием физического явления)
Доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных физических понятий, установление межпредметных связей;
Как учитель – предметник включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни (вред и польза от электрического тока, резонанса, силы трения и др. На протяжении последних лет я работаю по программам учебников «Физика 7-9» (авторы Перышкин А.В., Гутник Е.М.) 2010 г. и «Физика 10-11» (авторы Генденштейн 2011 г.). Учебники этих авторов были рекомендованы Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень учебников. УМК Перышкина А.В., Гутника Е.М. для основной школы переработаны Министерством образования в соответствии с требованиями и содержанием действующего стандарта основного общего образования по физике.
Материал изложен доступно, подтверждающий различными научными фактами. Ведущая идея курса – знания не заучиваются, а выводятся на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений. Просто, доступно и занимательно ведет автор изложение материала, переходя от простого к сложному. Пользуясь приемом связи физики с другими науками, автор ссылается на всевозможные процессы в живой природе, астрономии, химии. Курс физики 7-9 классов – базовый, включающий основные понятия общего курса физики: «Механика. Колебания. Волны», «Тепловая физика», «Атомная физика», «Электричество и магнетизм». Курс физики 10-11 класса представляет завершающий этап физического образования, включает в себя подробное изучение некоторых разделов общего курса физики. В каждом учебнике физики имеется практическая часть, здесь помещены материалы с описанием лабораторных работ, рекомендованных программой по физике. Материал изложен доступно для понимания и успешного выполнения работы.
Ведущая идея всех учебников – способствовать формированию у школьников единой физической картины мира через единство основных понятий, законов и теорий науки.
Кроме того, разработано мультимедийное учебное издание к учебникам «Физика 10-11» (авт.Л.Э.Генденштейн), в котором все объекты структурированы в соответствии с оглавлением учебника. Электронные пособия можно использовать на уроках и во внеурочное время, так как имеет различные тестовые задания для самопроверки, дополнительный материал для подготовки обучающихся уроку: определение физического понятия, краткая биография ученого, схема, формула, рисунок эксперимента.
Для достижения каждым учеником уровня развития, который соответствует возможностям его «зоны ближайшего развития», а также для создания предпосылок его саморазвития использую различные методы организации деятельности учащихся:
Метод проблемного обучения
Метод блочно-модульной технологии
Проанализировав результат своей деятельности можно заключить следующее, что у обучающих необходимо:
Формировать и развивать интерес к предмету: подготовка сообщений, рефератов обучающимися;
Повышать свою творческую деятельность: конструирование физического прибора, моделирование;
Развивать быстрое запоминание новых понятий, устойчивого внимания на уроке через различные методики как обычных, так и нетрадиционных уроков (игры, аукционы);
Закрепление и развитие умений и навыков самостоятельной работы: умение работа с тестовыми заданиями, учебником и дополнительной литературой, исследованиями на уроке.
Для контроля знаний применяю средства:
лабораторные работы (разного уровня, разных вариантов);
самостоятельные и проверочные работы (в виде теста);
контрольные работы (многоуровневые тесты);
зачеты (письменный и устный);
физические диктанты (по физическим понятиям).
Таким образом, перспективами своей деятельности вижу необходимость применять активные методы и приемы обучения, что позволяет формировать интерес к предмету, повышать качество знаний, при этом создавать все условия комфортного и успешного усвоения знаний, учитывая психологические особенности обучающихся.
Важное значение имеет не только контроль, но и диагностическая работа.
Методы диагностики позволяют скорректировать работу по изучению учебного материала, дают возможность выяснить, из-за чего учащиеся испытывают затруднения, систематически ли выполняют домашнее задание и какие при этом испытывают сложности.
Намечаю основные проблемы и пути их решения в своем преподавании физики:
Класс Проблема Меры по устранению проблемы Прогнозируемый результат
7,8 Снижение уровня учебной мотивации к концу учебного года Использование активных форм и методов обучения, развивающих учебную мотивацию (проблемное обучение, нетрадиционные уроки, ИКТ), вовлечение во внеурочную деятельность: участие в конкурсах, исследовательской работе и др. Повышение учебной мотивации и познавательной активности
9, 11 Проблема подготовки и успешной сдачи ГИА, ЕГЭ Проведение индивидуальных занятий, консультаций, элективных курсов. Контроль за посещением занятий. Успешная сдача экзаменов.
10 Проблема адаптации учащихся к условиям обучения на третьей ступени. Планирование учебного материала, объема домашнего задания, индивидуальные консультации, использование активных форм и методов обучения, привлечение к исследовательской деятельности во внеурочное время. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и вне урока через различные виды контроля знаний

Я хочу закончить выступление такими словами:
Невозможно любить каждого ученика.
Немыслимо в каждого вложить свою душу.
Нет сил каждого исправить.
Так врач не может излечить всех.
Но подобно тому, как врач будет помогать
каждому до самой последней его минуты,
так и учитель будет воспитывать
самых трудных, самых безнадежных.
И самым сильным средством воспитания
всегда останется его собственное поведение,
его беспредельная вера в то хорошее,
что все-таки есть в каждом.