Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС автор Сонин


Тематическое и поурочное планирование курса «Биология. Введение в биологию. 5 класс» (34 ч)

№ урока Тема урока Кол – во часов Тип урока Решаемые проблемы Виды деятельности (элементы содержания, контроль) Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС) Домашнее задание Демонстрации, опыты
предметные Метапредметные результаты личностные Раздел 1. Биология – наука о живых организмах. Живой организм: строение и изучение (8 ч).
1. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.1 Изучение нового материала Что такое живой организм? Что общего в строении всех живых организмов? В чем сходство и различие между растениями и животными? Фронтальная беседа с классом о живом организме, знакомство со структурой и иллюстрациями учебника, с некоторыми биологическими терминами Научиться выделять признаки живых организмов, черты сходства и отличия растений и животных; приобретать навыки чтения биологического текста Познавательные УУД: выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации
Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового предмета С.6-11 2. Биология как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. 1 Урок «открытия нового материала» Что изучает биология Какие еще есть науки, изучающие природу? Какой ученый внес вклад в изучение биологии? Фронтальная беседа с классом, изучение содержания параграфа учебника, работа с биологическими терминами и иллюстрациями учебника, выполнение интерактивного задания Познакомиться с предметом изучения биологии, узнать, какие еще науки относятся к биологическим; научиться применять биологические знания в современном мире Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).
Регулятивные УУД: применять поисковую деятельность при помощи компьютерных средств.Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Формирование навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире С.12-16 3. Методы изучения живых организмов. 1 Комбинированный Какие методы применяются для изучения природы? В каких случаях применяется наблюдение, эксперимент, измерение? Знакомство с оборудованием для научных исследований Комбинированный опрос: фронтальная беседа и работа по карточкам; демонстрация лабораторного оборудования, выполнение лабораторной работы Научиться выделять особенности основных методов, применяемых в биологии; научиться различать оборудование для научных исследований Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).
Регулятивные УУД: работать по плану, сверять свои действия с целью.
Коммуникативные УУД: проявлять исследовательскую деятельность, распределять роли в группе Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности С.17-22 4. Оборудование для научных исследований. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. 1 Урок-лабораторная работа Какие существуют увеличительные приборы? Как устроен микроскоп? В чем заключается правила работы со световым микроскопом? Фронтальная беседа, демонстрация увеличительных приборов, выполнение лабораторной работы Научиться различать основные части микроскопа и их предназначение; освоить правила работы с мокроскопомПознавательные УУД:
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных задач.
Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать учебную проблему.
Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности С.23-26
ПР 1
ПР 2
5. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. 1 Урок-лабораторная работа Что является основой строения всех живых организмов? Какое строение имеет клетка? В чем состоят различия в строении растительной и животной клетки? Фронтальная беседа, выполнение лабораторной работы
Научиться различать на рисунках различные структуры клетки; определять отличия растительной и животной клеток Познавательные УУД:
Вычитывать все уровни текстовой информации; преобразовывать информацию в форму рисунка.
Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать учебную проблему.
Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения в паре, проявлять интерес к исследовательской деятельности Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности С.27-32 ЛР 1
6. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. 1 Урок-лабораторная работа Какие химические элементы входят в состав клетки? Какие вещества входят в состав клетки? Какова роль жиров, белков, углеводов, нуклеиновых кислот, воды и минеральных солей в живом организме? Фронтальная беседа, демонстрация опытов, выполнение лабораторной работы Научиться при помощи простых опытов определять наличие белков, жиров и углеводов в семенах растений Познавательные УУД: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать учебную проблему.
Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности С.33-38 ЛР 2
7. Вещества и явления в окружающем мире. 1 Урок «открытия нового знания» В каких состояниях в природе могут находиться вещества? Из каких элементарных физических частиц состоят вещества? Фронтальная беседа, работа с учебником, демонстрация опытов Познакомиться с отличиями чистых веществ от смесей, простых веществ от сложных; иметь представление об основных физических и химических природных явлениях Познавательные УУД:
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы.
Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Формирование навыков, позволяющих проводить анализ и сравнивать различные явления С.39-46 8. Великие естествоиспытатели.
1 Урок «открытия нового знания» Каких ученых называют естествоиспытателями? Когда впервые возник интерес к изучению природы? Какой вклад в изучение биологии внесли Аристотель, Линней, Дарвин, Вернадский? Рассказ учащихся о великих естествоиспытателях, работа с учебником и электронной энциклопедией, тест Познакомиться с именами некоторых знаменитых естествоиспытателей; иметь представление о том, какой вклад в изучение биологии внесли Аристотель, Линней, Дарвин, Вернадский? Познавательные УУД: составлять тезиссы.
Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану С.47-49 Контрольная работа (1 ч).
9 Контрольная работа по теме «Живой организм: строение и изучение» Раздел 2. Многообразие организмов (12 ч)
2.1 Эволюция растений и животных -2ч.
10. Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. 1 Изучение нового материала. Как давно и где возникла жизнь на Земле? Какие животные и растения господствовали в разные периоды на Земле? Какие полезные ископаемые образовались на земле в далекие времена? Фронтальная беседа, видеофильм, знакомство с содержанием и иллюстрациями параграфа, преобразование материала в форму таблицы, выполнение интерактивного задания Познакомиться с основами научных представлений о том, когда появилась жизнь на Земле, иметь представление об основных этапах развития жизни на планете Познавательные УУД: уметь преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы.
Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Формирование интереса учащихся к проблемам, связанным с развитием жизни на Земле С.52-56 11 Разнообразие живых организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Вид. 1 Урок-беседа Почему возникла необходимость в классификации живых организмов? Какая единица является основной в классификации живых организмов? Индивидуальная работа по карточкам, фронтальная беседа, изучение новых терминов, изображение рисунков, выполнение интерактивных заданий Познакомиться с основными единицами биологической классификации в порядке возрастания и убывания; научиться выделять царства живых организмов и их признаки Познавательные УУД: уметь составлять рассказ по алгоритму рассуждения.
Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные УУД: Слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Формирование у учащихся навыков составления рассказа по выработанному алгоритму С.57-59 2.2 Бактерии. Грибы (2 ч)
12. Царства живой природы: Бактерии. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. 1 комбинированный урок Почему бактерии выделяют в отдельное царство? В чем заключается, положительна и отрицательная роль бактерий? Какое строение имеют бактерии? Фронтальный опрос, работа по карточкам; рассказ учителя, демонстрация видеороликов, таблиц, выполнение интерактивного задания Научиться выделять основные характеристика царства Бактерии; представлять значение бактерий в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека Познавательные УУД:
Уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.
Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Формирование у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а также определять их относительность в изменяющихся условиях С.60-63 13. Царства живой природы: Грибы. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. 1 Комби-
ниро-
ванный урок Каковы особенности строения шляпочных грибов? Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека? Фронтальный опрос, сопровождающийся демонстрацией рисунков, прослушивание сообщений; рассказ учителя с демонстрацией видеороликов, выполнение заданий в рабочей тетради Познакомиться с основами строения шляпочных грибов, научиться называть представителей съедобных, несъедобных, ядовитых и плесневых грибов; определять значение грибов в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека Познавательные УУД: уметь сопоставлять биологический тест с иллюстрациями учебник.
Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные УУД: формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний. формирование и развитие у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а также определять их относительность в изменяющихся условиях С.64-67 2.3 Многообразие растительного мира (4 ч).
14. Водоросли: существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. 1 Комбинированный Чем растения отличаются от других царств? Почему водоросли называют низшими растениями? Где обитают водоросли? Чем одноклеточные водоросли отличаются от многоклеточных? Какое строение имеет хламидомонада? Работа по карточкам, выполнение интерактивного задания; рассказ учителя с демонстрацией видеороликов, выполнение заданий в рабочей тетради Научиться проводить сравнительную характеристику представителей различных царств живой природы; выделять особенности царства Растения; иметь представление об одноклеточных и многоклеточных организмах Познавательные УУД:
Уметь сопоставлять биологический тест с иллюстрациями учебника.
Регулятивные УУД: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию при помощи вопросовФормирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы С.68-72 15. Мхи, папоротники: существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания. 1 Комбинированный Каковы отличия мхов от водорослей? В чем состоят отличия кукушкина льна от сфагнума? Какое значение имеют мхи в природе и в жизни человека?
В каких условиях растут папоротники? Каково внешнее строение папоротников? С чем связано господство папоротников в юрский период? Каково значение древних папоротников для человека? Работа по карточкам, показ видеофильма, фронтальная беседа, составление кроссворда Продолжить формирование у учащихся навыков сравнительной характеристики различных групп растений; научиться определять значение мхов в природе и в жизни человека Познавательные УУД:
Уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.
Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы С.73-76 16. Голосеменные растения. 1 Комбинированный Каковы особенности голосеменных растений? Какое строение имеют голосеменные растения? Чем представлены листья у голосеменных растений? Каково значение голосеменных для природы и для человека? Фронтальная беседа, работа с учебником, выполнение заданий в рабочей тетради Научиться выделять признаки приспособленности к изменившимся условиям среды в строении голосеменных растений и объяснять причины их возникновения; научиться узнавать голосеменные растения на рисунках и называть их; выявлять значение голосеменных для природы и для человека Познавательные УУД: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию при помощи вопросов Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, объяснять их причины, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование навыков использования полученных знаний в санитарных целях С.79-82 17. Покрытосеменные
(цветковые) растения.
1 Комбинированный Какие растения получили название «цветковые»? Почему их называют покрытосеменными? Каково значение плода для покрытосеменных? Каковы преимущества покрытосеменных по сравнению с голосеменными? Фронтальный опрос, работа по карточкам, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, выполнение интерактивного задания Научиться выделять особенности покрытосеменных растений, связанные с их образом жизни, особенности строения, связанные с их более высокой организацией; заполнять таблицы и проводить сравнительный анализ Познавательные УУД: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные УУД: : добывать недостающую информацию при помощи вопросов и интерактивных заданий.С.83-87 2.4 Многообразие животных (4 ч).
18. Простейшие. 1 Комбинированный. Каковы основные признаки животных? Каких животных называют простейшими и почему? В чем сходства и отличия между простейшими и бактериями? фронтальный опрос, прослушивание сообщений, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с микроскопом, выполнение интерактивного задания Научиться выделять признаки животных; особенности строения одноклеточных организмов, находить их на рисунках; научиться находить сходства и отличия между простейшими и бактериями
Познавательные УУД: уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями.
Регулятивные УУД: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Формирование мотивации к изучению темы « Царство Животные»; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы С.91-93 19. Беспозвоночные. 1 Комбинированный По какому принципу животные делятся на позвоночных и беспозвоночных? Какие группы животных относятся к беспозвоночным? Комбинированный опрос: опрос учащихся у доски, работа по карточкам; рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, выполнение интерактивного задания Научиться выделять основной признак, по которому животных разделили на позвоночных и беспозвоночных; выделять представителей беспозвоночных животных и узнавать их на рисунках Познавательные УУД: уметь выделять отличающие признаки беспозвоночных животных.
Регулятивные УУД: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий Формирование мотивации к изучению темы «Царство Животные»; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы С.94-96 20. Позвоночные животные. 1 Комбинированный Какие группы животных относятся к позвоночным животным? Назовите по несколько представителей из разных групп позвоночных Фронтальная беседа, прослушивание сообщений, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрациями видеороликов и рисунков, работа с учебниками Научиться выделять представителей позвоночных животных и узнавать их на рисунках; приводить примеры видов-представителей разных классов Познавательные УУД: уметь правильно определять по рисункам представителей разных классов.
Регулятивные УУД: изучать материал включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий Формирование мотивации учащихся к более подробному изучению зоологии в дальнейшем; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы С.97-99 21. Царства живой природы: их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
. 1 Комбинированный Каково значение животных в природе и в жизни человека? Выделить значение животных в жизни, а также их роль в природе Фронтальная беседа, прослушивание сообщений, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с учебником Представлять значение животных в природе и в жизни человека Познавательные УУД: уметь четко преобразовывать текстовую информацию в схему.
Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные УУД: применять методы информационного поиска с помощью вопросов (познавательная инициативность). Формирование интереса учащихся к изучению взаимосвязей в экосистемах и в биосфере в целом С.88-90
С.100-101
С.156-157 Контрольная работа (1 ч).
22. Контрольная работа по теме «Многообразие организмов». Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать
выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение Проявление интеллектуальных и творческих способностей. Раздел 3. Среды жизни. Среда обитания живых организмов (4 ч).
23. Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. 1 Урок изучение нового материала Каковы основные среды обитания живых организмов? Каковы особенности строения живых организмов, сформированные средой их обитания? Выполнение теста, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, выполнение заданий в рабочей тетради Научиться перечислять среды обитания; выделять особенности живых организмов, сформированные средой их обитания Познавательные УУД: уметь логически рассуждать и анализировать видеофильм.
Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Формирование мотивации учащихся к изучению биологии с использованием компьютерных средств С.104-108 ЛР 3
24. Растения и животные разных материков. 1 Изучение нового материала С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков? Фронтальный опрос, работа по карточкам, демонстрация видеоматериала, работа с учебником, составление таблицы Познакомиться с растениями и животными разных материков; научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков Познавательные УУД: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков.
Регулятивные УУД: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география) С.109-114 ЛР 4 25. Природные зоны Земли. Растительный и животный мир родного края.
1 Изучение нового материала С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков? Какие животные и растения населяют наш край. Работа с дидактическим материалом (фотографии, атлас-определитель и др.), демонстрация видеоматериала, работа с учебником, составление таблицы Научиться видеть различия животного и растительного мира различных материков; научиться работать с атласом-определителем Познавательные УУД: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков.
Регулятивные УУД: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества..Коммуникативные УУД:
Добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи(география) Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы С.115-120 26. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. 1 Изучение нового материала Каковы особенности строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой обитания? Фронтальная беседа, работа с дидактическим материалом, выполнение интерактивных заданий Научиться выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от среды их обитания Познавательные УУД: уметь логически рассуждать и анализировать видеофильм.
Регулятивные УУД: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные УУД: Добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи(география) Формирование у учащихся логического мышления и умения рассуждать; способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире С.121-125 ЛР 4Контрольная работа (1 ч).
27. Контрольная работа по теме «Среды жизни. Среда обитания живых организмов». 1 Урок контроля знаний Обобщение
и систематизация знаний учащихся по теме: «Среда обитания живых организмов». Применение полученных знаний в практической работе. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.
Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Познавательный интерес к естественным наукам Раздел 4. Человек на Земле (4 ч)
28. Научные представления о происхождении человека. 1 Урок-рассуждение Какие существа ученые считают предками человекообразных обезьян и человека? Каковы черты сходства и отличия человекообразных обезьян, древних людей и современного человека? Какое значение для древних людей имело умение изготавливать орудия труда? Тестовый контроль, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с учебником Научиться давать сравнительную характеристику человекообразных обезьянам, древним людям и современному человеку; познакомиться с основными этапами эволюции человека; видеть взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития жизни Познавательные УУД: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы; формирование научного мировозренияС.128-134 29. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. 1 Изучение нового материала Как влияли на природу Земли древние люди? К каким экологическим последствиям привело открытие и освоение людьми новых земель? К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ? Каковы способы решения экологических проблем? Фронтальный опрос, прослушивание сообщений, беседа с учащимися, выполнение заданий в рабочей тетради Научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле; экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ; предлагать свои пути решения экологических проблем Познавательные УУД: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников. Формирование экологического мышления; умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу С.135-139 ЛР 5
30. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. 1 Комбинированный Что такое биологическое разнообразие? Как сохранить биологическое разнообразие видов? С чем связано исчезновение некоторых видов растений и животных и грибов? Что такое опустынивание? Какие действия людей способствуют опустыниванию земель? Фронтальный опрос, прослушивание сообщений, беседа с учащимися, выполнение заданий в рабочей тетради Научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле; экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ; предлагать свои пути решения экологических проблем.
Научиться рассуждать о причинах опустынивания и на основе этого прогнозировать, какие районы подвержены этому явлению; научиться решать элементарные экологические задачи Познавательные УУД: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли) Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы С.140-142 31. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. 1 Комбинированный Что такое здоровый образ жизни? Какие правила безопасности надо соблюдать при действии природных стихий? Как оказать первую помощь при кровотечениях, при повреждении опорно-двигательной системы? Какие животные опасны для человека? Какие растения ядовиты для человека? Фронтальная беседа, опрос, выполнение лабораторной работы Научиться обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе, а также выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).
Регулятивные УУД: работать по плану, сверять свои действия с целью.
Коммуникативные УУД: проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы С.146-149 ЛР 6
ЛР 7
Д 1
32. Повторение изученного за год. 1 рубежный Индивидуальный, фронтальный, устный. Обобщение
и систематизация знаний учащихся Применение полученных знаний в практической работе. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.
Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Познавательный интерес к естественным наукам С.6-149 33. Итоговое тестирование. 1 рубежный Письменная работа Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.
Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью Познавательный интерес к естественным наукам 34. Анализ итогового тестирования. 1 рубежный .