Статья по географии Развитие познавательного интереса на уроках географии при внедрении ФГОС ООО


Развитие познавательного интереса на уроках географии при внедрении ФГОС ООО.
О.В.Карпова
Современное общество постоянно требуют особого внимания к проблемам обучения и воспитания. На мой взгляд, в настоящее время узловой темой, разработка которой должна способствовать эффективному обучению учащихся, является проблема развития познавательного интереса.
Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что в современных условиях при переходе к новым стандартам образования, методика и практика обучения всё больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения и образования стала всё более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нём общественную личность творца, строителя нового общества. В чём же заключается то особо важное и ценное для формирования личности, что объективно содержит в себе познавательный интерес?
В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное задание для детей сделать занимательным. С этой целью необходимо насыщать свою деятельность приёмами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося.
Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения. Под его влиянием даже у слабых учеников, учебная работа протекает более продуктивно.
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный
грех учителя быть скучным».
Какие педагогические средства помогают развивать познавательный интерес:
Нетрадиционные типы уроков: уроки – путешествия, уроки – исследования, уроки – конференции, уроки – игры.Информационные технологии: видео, аудио-записи, электронные учебники, презентации.
Занимательные материалы: викторины, ребусы, кроссворды, загадки, статистические данные, картографический материал.
Чтение научно-популярной литературы.
География, как учебный предмет предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения, например ни один другой предмет столь разнообразно и многопланово не использует карту как средство обучения. Анализируя содержание карт, учащиеся развивают приёмы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи и т.д. В результате содержание материала становится понятным, а значит интересным.
Разнообразные формы проведения уроков географии и формы организации учебной деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная и т.д.), вызывают интерес школьников, активизируют их познавательную активность. Также практическое применение географических знаний способствует развитию интереса к предмету, например каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе и путешествии, различным составом почв на даче и т.д.
В моей деятельности мне помогают следующие приёмы:
Приёмы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний.
Приём новизны.
Предполагает включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений. При этом учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы не сводить своё изложение к простому пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания, например при изучении озёр, в 6 классе привожу примеры уникальных и необычных озёр мира.
Озеро с гигантскими пузырями.
На острове Ява есть интересное горячее озеро. Пары и газы, которые поднимаются с его поверхности, выдувают пузыри диаметром до 3 м. Поднимаясь вверх, пузыри с шумом лопаются.
Озеро-«кастрюля».
Озеро Киву, которое расположено в Восточной Африке, иногда превращается, в своего рода гигантскую «кастрюлю.», где варится «уха». Озеро находится недалеко от вулкана Китуро. При извержении вулкана лава стекает в озеро, отчего вода в нём закипает, а рыбы и водоросли, находящиеся в ней, варятся. Когда вулкан успокаивается, местные жители подплывают на лодках и вылавливают сварившуюся рыбу для употребления в пищу.
Приём семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия. В географии, наука, объясняющая происхождение географических названий – топонимика. Раскрытие смыслового значения географического названия помогает учащимся понять смысл, заложенный в него, способствует развитию воображения, смекалки, фантазии.
Название этой страны, в переводе с арабского языка, означает «страна чёрных людей», а название столицы «хобот», поскольку полуостров у слияния двух рек, на котором располагается город, напоминает очертания хобота слона. (Судан – Хартум).
Приём значимости изучаемого материала.
На уроке создаётся установка необходимости изучения данного материала в связи с его географической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.
Леса называют «зелёными лёгкими» планеты. Учёныё подсчитали, что при нынешних темпах вырубки к 2020 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечёт за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?
Грозит ли планете глобальное потепление? Каковы его последствия?
Данный приём заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению.
Приёмы развития познавательного интереса на этапе открытия нового знания.
Постановка проблемного вопроса и создание проблемной ситуации.
В тропическом поясе Австралии выпадает разное количество осадков. На большей части материка выпадает менее 250 мм в год, а на побережье Тихого океана от 1000 до 2000 мм, т.е. почти в 4 раза больше. Почему количество осадков, выпадающих в тропическом поясе, так сильно различается?
Австралия – самый сухой материк Земли. Подтвердите правильность данного суждения.
Подобные вопросы способствуют появлению у школьников озадаченности, интеллектуальной активности, стремления к узнаванию.
Исследовательский приём.
На основе проведённых учащимися опытов, наблюдений и анализов, учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, ответить на вопрос, сделать вывод, например учащиеся, в течении месяца, ведут наблюдения за погодой, затем по своим наблюдениям составляют характеристику погоды за месяц, делают вывод, что также способствует активизации мыслительной деятельности.
Приёмы развития познавательного интереса на этапе закрепления материала.
Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.
Перед уроком, учащиеся получают раздаточный материал, с использованием, которого выполняют разнообразные задания: изучают растения разных природных зон, их приспособленность к разным климатическим условиям, изучают состав и свойства горных пород, окаменелости, что стимулирует учащихся эмоционально и самостоятельно выполнять задания.
Приём «Ступеньки интеллекта»
После прохождения определённой темы предлагаю учащимся составить вопросы, их количество должно быть не более пяти. При этом нужно объяснить школьником значимость умения составлять и задавать вопросы. Необходимо привести психологическую истину, «Умение правильно формулировать глубокие вопросы есть показатель развитости интеллекта человека». Можно провести конкурс на лучший вопрос. Оценка результативности осуществляется по следующим критериям: вопросы, отражающие причинно – следственные связи, оцениваются «отлично», например, верно ли утверждение «чем выше доля занятых в инфраструктурном комплексе, тем выше уровень социально- экономического развития страны?». Вопросы аналитического характера оцениваются «хорошо», например: «Какие преимущества городского образа жизни перед сельским?». Вопрос констатирующего характера оцениваются «удовлетворительно», например: «Что такое урбанизация?».
Методический приём положительно зарекомендовал себя в развитии мыслительных операций, особенно логики.
Использование символов для выполнения заданий.
При выполнении учебных заданий можно использовать графические знаки, символы, характеризующие тот или иной объект изучения, например: перепишите текст, заменив слова топографическими знаками, или придумай свои условные топографические знаки, для этого внимательно осмотри свой двор, как много в нём различных предметов, нарисуй и подпиши условные знаки предметов твоего двора.
Использование символов вызывает у школьников эмоциональное проявление, что характерно для развития познавательного интереса.
Использование географических задач при развитии познавательного интереса к географии.
1. Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
Приведите доказательства шарообразности Земли.
Изменится, ли по прогнозам учёных, порядок мест, занимаемый материками по численности населения в 2025г.
2.Задачи на формирование умений работать с картой.
С какими территориями сопоставима Россия по площади? Приведите примеры сравнений.
Приведите примеры стран, границы между которыми проведены по прямой. Как это объяснить?
Приведите примеры рек, которые служат естественными границами между соседними странами.
3.Задачи на развитие исследовательских навыков.
Нарисуйте схему вашего пути от дома до школы или ближайшей остановки общественного транспорта. Подумайте и обозначьте на схеме возможные ориентиры.
4.Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.
Сколько параллелей можно повести на глобусе? На географической карте?
Путешествие, по какой параллели – 60-й или 40-й – будет короче?
Есть ли полярная ночь в городах: Воркута, Мурманск, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Архангельск, Тикси.
5.Задачи на установление связей теоретических, с практическими.
Почему, вернувшись зимой с катания на коньках, полезнее протереть их лезвия сухой тряпкой?
Проанализируйте, в какую погоду быстрее сохнет мокрое бельё?
6. Задачи на развитие логического мышления.
Почему форма облака постоянно меняется?
Облака исчезают. Как и куда?
Почему облака не падают на земную поверхность?
Географические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию познавательного интереса к географии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса.
Список литературы:
Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6- 8 классах/сост. Н.А. Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005
Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя. –М.: Просвещение, 2000
Справочник учителя географии/ авт.сост. А.Д.Ступникова и др.-Волгоград : Учитель , 2012
Современный урок географии: Методические разработки уроков/ Сост. И.И.Баринова.- М.: Школа- Пресс, 2000