Семинар — практикум для родителей Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников с ОНР


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 44 «Родничок»
Семинар - практикум для родителей
«Использование мнемотехники
для развития связной речи
дошкольников с ОНР»
Подготовила: учитель – логопед
Коромыслова Инна Сергеевна
г. Саров 2015г.
Содержание семинара – практикума:
1. Цель семинара – практикума.
2. Актуальность проблемы.
3. Теоретическая часть.
4. Практическая часть с заданиями для родителей.
Цели семинара - практикума:
Повысить компетентность родителей по проблеме развития связной речи дошкольников с ОНР.
Познакомить с методом мнемотехники.
Формировать умение использовать метод мнемотехники для развития связной речи детей.
СЛАЙД 2.
Актуальность выбранной темы.
Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, она выступает в виде средства получения знаний.
Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Логопедическое воздействие при ОНР преследует цель – научить детей связно и последовательно излагать свои мысли.Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело.
Поэтому, ближайшими помощниками педагогов и учителей – логопедов являются родители.
Только работая в «одной упряжке» - можно добиться положительной динамики в развитии речи и психических процессов.
Учитывая выше сказанное, вполне обосновано можно утверждать, что выполнение родителями рекомендаций учителя – логопеда по развитию речи, является неотъемлемой частью процесса коррекции речевого развития детей с ОНР.
Необходимо отметить, что:
- отсутствие наглядного материала,
- не знание методов и приёмов развития речи,
- трудности организации занятий,
- поиск мотивации к речевой деятельности
вызывает у родителей трудности при выполнении речевых заданий с детьми дома.
Поэтому, вполне обосновано, познакомить родителей с методом мнемотехники, который является доступным и эффективным для развития связной речи дошкольников с ОНР.
СЛАЙД 3.
Теоретическая часть.
Метод мнемотехники один из ведущих способов развития у детей связной речи.
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника или  мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника:
- обеспечивает эффективное запоминание,
- сохранение и воспроизведение информации,
- и конечно развитие речи.
Цель - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становиться более актуальным. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
На ее основе дети эффективнее пересказывают рассказы и сказки, заучивают стихотворения, составляют описательные, сравнительные рассказы и разнообразные рассказы по картине.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы - являются зрительным планом, делают рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными.
Для детей младшего и среднего возраста рекомендуют давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников- чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Практическая часть.
По ходу семинара – практикума мы будем знакомиться с методами мнемотехники при составлении описательных рассказов, при пересказах, при заучивании стихов; будем рассматривать готовые мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы, и составлять их самостоятельно.
СЛАЙД 4.
Пример на слайде: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
СЛАЙД 5.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно.
Описательные рассказы дома, родители составляют по плану, который предлагает логопед, используя метод мнемотехники, им остаётся схематизировать план рассказа, выбирая символы или картинки по договорённости с ребёнком.
Элементами описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
принадлежность к родовидовому понятию (обобщающее понятие);
величина;
цвет;
форма;
части (составляющие детали);
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
как он используется (какую пользу приносит)?
за что нравится (не нравится)?
Например, при рассматривании яблока детям предлагались следующие вопросы:
- Что нам поможет увидеть яблоко – его форму, цвет, величину? Правильно, глаза (на табло помещается карточка с изображением глаза). Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно … красное (на табло помещается карточка, обозначающая красный цвет), круглое (карточка с изображением круга).
Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы величины, вкуса и т.д.

Рассматривая мнемотаблицу для описания игрушек, можно определить план описания игрушки.
Задание для родителей: Предлагаю вам рассмотреть мнемотаблицу и озвучить план составления описания игрушки.
План описания игрушки:
1. Что это?
2. Цвет.
3. Форма (если форма сложная, например «кукла», «медведь» и др., то этот пункт опускается).
4. Величина (кроме большой — маленький, надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный — короткий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий»).5. Материал (фольга, пластмасса, пленка под дерево, мех).
6. Части игрушки. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик и др., этот пункт опускаются, а на рисунке закрывается 7. Действия с игрушкой.
Следует провести 1–2 занятия, чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты, в соответствии с особенностями игрушки.
СЛАЙД 6.
Описывать можно не только объекты, но и составлять описательные рассказы о временах года.
Задание для родителей: рассмотреть мнемотаблицу и сопоставить каждый мнемоквадрат с предложением(ями).
Мнемотаблица по теме зима.

Рассказ «Зима».
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
СЛАЙД 7.
Задание для родителей: по имеющемуся словесному плану – составьте мнемодорожку, для описания животного.
СЛАЙД 8.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Для работы над пересказом нужно знать план (алгоритм) работы над текстом.
План работы над пересказом
1. Автор и название произведения.
2. Чтение произведения взрослым.
3. Вопросы по содержанию.
4. Повторное чтение и схематизация (мнемотаблица/дорожка).
5. Пересказ произведения ребёнком с опорой на схематизацию (по цепочке, по частям, по ролям, с использованием драматизации и т.д.)
Пересказывать можно рассказы и сказки.
Пересказ сказки «Репка».
Речь сопровождается показом мнемодорожки из пиктограмм.
47872658255400050048260331470048260251460048260194310048260125730048260-1143004826057150048260
Мнемотаблицы к русским народным сказкам
Задание для родителей: рассмотреть мнемотаблицы и назвать сказки.
1244601905Репка 69850-1656715Теремок 123190-635Волк и семеро козлят
СЛАЙД 9.
Рассмотрите разновидности мнемосхем на слайде, к каждой схеме я прочитаю рассказах.
Пересказ рассказа «Ёж и кошка».
Дети пошли в лес. В лесу они нашли маленького ежа. Ежа принесли домой. А дома жила кошка. Кошка цапнула лапой ежа. Еж был колючий и кошка укололась.
Рассказ «Пушок и Машка».
У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка - мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка - на кушетке. Даша шьет для Машки подушку. Машка будет спасть на подушке.
Рассказ «Тома и Толя».
Это Толя. Это Тома. У Томы – кукла Ната. У Толи – торт. Тома моет куклу Нату. Толя ест торт.
СЛАЙД 10.
Задание для родителей: составить мнемотаблицу для пересказа рассказа/сказки.
Пушок и Машка.
У Саши - собака Пушок.
У Даши – кошка Машка.
Пушок любит кости, а Машка – мышек.
Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьет для Машки подушку.
Машка будет спать на подушке.
СЛАЙД 11.
Заучивание стихов.
Детям с ОНР можно значительно упростить заучивание стихов, если использовать мнемотаблицы. Это помогает детям запомнить логическую последовательность элементов рассказывания.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
СЛАЙД 12 - 13.
Рассмотрите примеры мнемотаблиц для заучивания разных стихотворений.
Н.Нищева «Ёлочка» Дед Мороз.

Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки.Шарики, фонарики,Зайчики и свечки,Звёзды, человечки.
Дед Мороз, Дед Мороз,Деткам ёлочку принёс,А на ней фонарики,Золотые шарики,Дед Мороз, Дед Мороз,Деткам сладости принёс,Вафли ароматныеИ конфеты мятные.
Хозяйка однажды с базара пришла Хозяйка с базара домой принесла:Картошку, капусту, морковь и горох,Петрушку и свеклу, ох!Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:Картошка, капуста, морковь и горохПетрушка и свекла, ох!И суп овощной оказался неплох!(Ю. Тувим)

СЛАЙД 14.
Задание для родителей: Нужно угадать какое стихотворение зашифровано (или прячется) в таблице:
1. «На полянку на лужок…»;
2. Е.Трутнева «Первый снег»;
3. И.Суриков «Зима»;
4. С.Есенин «Белая берёза».
СЛАЙД 15.
Заключение.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
И, последнее. Нам, педагогам, важно знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты для родителей о семинаре-практикуме.
Библиография.
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. /Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
Гаркуша Ю.Ф. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [общее недоразвитие речи] / Ю.Ф. Гаркуша, Кроткова Т.Н. // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. - СПб., 1999. - С. 84-91.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. // Глухов В.П.  Дощкольное воспитание 2004 г. № 6, с.6
Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет [Текст] /Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Москва, 2005. - с. 5
Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
Ельцова О.М. Методика обучению пересказу. / Ельцова О.М. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009, №1, с.27-
Карнаухова Я.Б. Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Карнаухова Я.Б.// Логопедия сегодня : науч.-метод. журн. - 2011. - № 1 (31). - C. 63-65.
Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. //Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
Новоторцева Н.В. Применение метода наглядного моделирования в развитии мышления у дошкольников с нарушениями речи // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. / Новоторцева Н.В. - СПб., 1999. - С. 74-83.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
Пищикова О.В. Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Изд. дом «Первое сентября» : [сайт]. – М., 2011. - URL: http://festival.1september.ru/articles/310205/ (18.05.2009).
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. / Полянская Т.Б. - СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009.-64с.
Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. / Расторгуева Н.И.// Логопед. 2008, № 2, с. 50-53.
Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково - символической деятельности дошкольника. /Сапогова Е.Е. // Вопросы психологии,1992 .- №5-6 . с 26-30
Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. / Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. // Логопед: науч.-метод. журн. 2005, № 1, с. 7-12.
Строгова С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования : [из опыта работы учителя-логопеда дет. сада № 342 г. Челябинска] / Строгова С.Ю. // Логопед: науч.-метод. журн. - 2010. - № 8 (48). - C. 10-16.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. / Ткаченко Т.А. // Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Ткаченко Т.А.. – М., 2004. –16 с.
Федорова Н. П. Использование моделирования в коррекционной работе по преодолению речевого недоразвития у дошкольников / Федорова Н. П. // Методист. - 2006. - №5. - С. 59-62.
Чухачева Е.В. Моделирование как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Образовательная система «Школа 2100». – [Б.м.], 2010. – URL: http://www.school2100.ru/upload/iblock/731/7319717dcaa262383c8edf59f3831ce7.pdf (18.05.2011).
Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память./ Широких Т. Д. // Ребёнок в детском саду. 2004. №2. - с.59-62.
Использованы ресурсы интернета:
http://potomy.ru/
http://www.freelance.ru/users/pixwatt/viewproj.php?prjid=1187059
http://saraayuweblabs.com/iop-pirate-treasure-chest-printables.html
http://www.paralympics.org.uk/landing.asp?section=000100010005&sectionTitle=Sports
http://www.boltun-spb.ruhttp://www.school2100.ru/upload/iblock/115/1155edb0517addc3483eb923d02f2277.pdfhttp://ds-478.nios.ru