Доклад «Здоровьесберегающие технологи, применяемые на уроке физической культуры».


Доклад
Гнедаш Л. М. учитель физической культуры
МОУ «СОШ № 5» г. Саратов
«Здоровьесберегающие технологи, применяемые на уроке физической культуры».
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и внеурочных занятиях, утвержденные на федеральном уровне:
1.Постановление Министерства здравоохранения РФ от 28 ноября 2002 года № 44, зарегистрированное в Минюсте РФ 5 декабря 2002 №3997
« О введении в действие санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».
2. Постановление о введение в санитарно- эпидемиологические правила и нормативы « Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях. СанПиН 2.4.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25 ноября 2002года, с 1 сентября 2003 года.
3. Сборник официальных документов и материалов Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, №2/2002 год.
4.Письмо Министерства образования РФ от 14.05.1999г № 717/11-12 « О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях».
5.Письмо Министерства образования РФот28.04.2003г,№13-15-86/13 « Об увеличении двигательной активности обучающихся образовательных учреждений»
6.Закон « Об образовании» ст. 51, типовое положение об общеобразовательных учреждениях РФ и постановлением Правительства России от 9.09 1996г, № 1058 и от 15.01.1997 , №38 , в которых говорится, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
7.Методическое пособие «Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении», Москва, Чистые пруды, 2007 года.
Санитарно- гигиенические условия, применяемые к режиму обучения на уроке физической культуры.
Физкультурно- спортивная зона размещается на расстоянии 25 от здания школы, за полосой зеленых насаждений.
Спортивный городок соответствует государственным стандартным нормативам. Игровая площадка имеет специальное покрытие. Занятия на сырых площадка, имеющие неровности и выбоины не проводятся. Спортивные залы размещаются на 1 этаже, площадью большой – 299.6 кв.м, малый – 83.6 кв.м, имеются спортивные раздевалки для мальчиков и девочек, снарядное помещение , тренерская комната.
Уроки физической культуры проводятся в хорошо аэрируемом зале, сквозное проветривание проводится во время перемен в отсутствие учащихся.
При температуре -15 зал проветривается после уроков. Влажность воздуха соблюдаю в пределах 40-60%.
В зале спроектировано боковое естественное освещение, основной световой поток направлен слева и справа от обучающихся, зал покрашен в матовый голубой цвет, поэтому коффициент отражения от потолка 0.9-1, для стен- 0.8-0.9является нормой.
Естественное освещение добавляется искусственным освещением, которое располагается параллельно светонесущей стене, линии светильников работают вместе.
Освещенность зала соответствует нормам -220лк ( на полу).
Перегоревшие светильники заменяются и вывозятся из здания.
Зал отремонтирован, разметка спортивной площадки сделана с применением экологически чистой краски, стены гладкие , матовые, допускающие влажную уборку.
Спортивный зал работает с 8 часов до 20.00,
Пропускная способность зала ежедневно до 400 человек.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроке физической культуры
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. «Школа способна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим, т.е. не травмировать душу и тело ребенка, не вызывать у детей и родителей аллергию на школу и учителей» (С.Р.Богуславский).
Здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и ЗОЖ всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья и формировании ЗОЖ занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ (Павлова И.В., 1999).
Обучая детей, мы гарантируем охрану и сохранение здоровья, поэтому вся работа МОУ «СОШ №5» ведется в этом направлении. В комплексе осуществляются правильное распределение и выполнение оздоровительных задач с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Соблюдаются все нормативные правила и санитарно- гигиенические нормы, утвержденные СанПиН 2.4.2.1178-02., формируются основы знаний о физкультурной деятельности с оздоровительной направленностью по классам.
Соблюдаются современные требования при организации урока физической культуры:
постановка оздоровительных задач;
психофизиологическая подготовка к реализации основной части урока: ЧСС учащихся составляет от 80 до 120 уд/мин.
используется метод пульсометрии;
смена видов деятельности: познавательной и двигательной активности;
применяются дыхательные и расслабляющие упражнения с целью релаксации организма занимающихся;
постепенное снижение нагрузки в заключительной части до восстановления ЧСС (70 – 80 уд/мин.);
моторная плотность урока составляет от 50 до 80% в зависимости от типа урока;
проведение инструктажа по технике безопасности в соответствии с видом урока.
Проводятся физкультурные паузы, подвижные игры для увеличения двигательной активности, на уроках проводятся дыхательные упражнения , которые при последовательном и систематическом выполнении, помогают в лечении хронического насморка, улучшают работу сердца, нормализуют артериальное давление, способствуют правильному формированию органов и систем, снижают хронические головные боли, улучшают память. Так же на уроках происходит обучение массажу и самомассажу,проходят беседы о процедурах закаливания и банных процедурах, об их влияние на организм и общее оздоровление. Круговая тренировка на «красивую осанку» ( ходьба на скамейке по прямой с предметом на голове, ходьба через предметы, перелазание по гимнастической стенке, упражнения на стретчинг).
Для средних, старших классов проводятся упражнения аэробики, стретчинга, работа на тренажерах.
В гигиеническое обучение входит знакомство учащихся с правилами выбора спортивной одежды по сезону, как правильно ухаживать за лицом, телом, правильный рацион питания, норма калорий на день, способы похудения и увеличения массы тела.
Культура отношений со сверстниками и старшими, лекции и беседы, профилактика различных заболеваний, отношение к семье, браку. Ведется просветительская работа с девушками о половом воспитании, о значении и роли мамы, о вредных привычках .Соблюдаются правила техники безопасности при проведении занятий физической культурой:
наличие акта о приемке спортивного зала и оборудования;
наличие актов испытания спортивного инвентаря и оборудования;
проведение первичного и повторных инструктажей по технике безопасности при занятиях физическими упражнениями;
наличие правил по технике безопасности при занятиях базовыми видами спорта.
Использование современных методик развития кондиционных и координационных способностей учащихся:
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., «Академия», 2004 г.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта. - М., «Академия», 2001.Лях
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., «Аст», 1998.
Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учеб. Для студ. Пед. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
Лях В.И. Физическая культура. Тестовый контроль. 5 – 9 классы. – М.: Изд-во «Просвещение», 2007 г.
Обеспечение необходимого недельного объема двигательной активности учащихся средствами форм аудиторной и неаудиторной занятости:
уроки физической культуры;
физкультурно-оздоровительные формы в режиме учебного дня;
спортивные секции;
дни здоровья;
спортивные соревнования;
спортивные праздники;
самостоятельная работа учащихся.
Организация занятий физической культурой с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья:
урочные формы организации занятий;
организации мониторинговых исследований по эффективности занятий физическими упражнениями.
Все направления по сохранению здоровья учащихся согласованы между собой и представляют единую систему образовательного процесса.
Правильно организованная физкультурно- оздоровительная и спортивная деятельность в школе способствует повышению эффективности учебного процесса, создает условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В неурочное время ведутся спортивные секции , праздники и спортивные мероприятия по тематике рабочего плана школы и МО , принимаем участие в районной Спартакиаде Заводского района, а так же городских соревнованиях.
Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей, позволяющий человеку долгие годы трудится в полную меру своих способностей, избавляющий его от болезней и недомоганий, дарящий бодрость, силу и энергию, без которых нет полнокровной радости бытия (Коростелев Н.Б., 1987).