Открытый урок на тему Работа над штрихами на скрипке


Управление образования г. Астаны
ГККП «Школа искусств №1»

Открытый урок на тему:
«Работа над штрихами на скрипке»
Выполнила : Тунгатарова С.Д.
Преподаватель по классу скрипка
Астана 2016
Время проведения: 02.02.2016г.
Ученица : Ташметова Маликахон, 2 класс.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: развитие навыков исполнения скрипичных штрихов на примере гамм, упражнений, этюдов, пьес и крупной формы.
Задачи:
Выработать конкретные технические навыки исполнения штрихов.
Сформировать у учащегося интерес к изучению гамм и этюдов.
Воспитать целеустремленность и настойчивость в овладении техническими приемами. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, развитию творческого интеллекта.
практическое усвоение учащейся скрипичных штрихов: detache, legato, martele, sautillé, смешанные штрихи – 2 легато – 2 отдельно, 3 легато – 1 отдельно и т.д. на художественном материале.
План урока:
Вступительная часть: организационный момент.
Основная часть: проверка домашнего задания, работа над качеством исполнения различных групп штрихов с применением технических приемов, закрепление выработанных навыков.
Оценка. Домашнее задание.
Методы педагогической работы, применяемые на уроке:
1.Объяснительно-иллюстративный;
2. Исполнительского показа (показ педагогом на инструменте);
3. Беседа;
4. Объяснение.
Используемый на уроке учебный материал:
1. А.Григорян. Гаммы и арпеджио.
2. Г.Шрадик. Упражнения для развития беглости. I часть.
3. С.Шальман. Я буду скрипачом.
4.М.Гарлицкий. Хрестоматия для скрипки 2-3кл.
Оборудование: скрипка, смычок, фортепиано, ноты.
Ход урока: На предыдущем уроке домашним заданием была игра гаммы D-dur 2-х октавной основными штрихами. Непосредственную работу над штрихами начинаем с повторения группы штрихов, называемых «плавными» или «лежачими» - это detache, legato. Ученица исполняет упражнения 1 и 2 Г.Шрадика штрихом detache. Обращаем внимание на то, что для штриха detache характерны: плавные смены смычка и мягкое, но четкое начало каждого звука. Исполняя упражнения, добиваемся напевности звучания, следим за равномерным ведением смычка по струне в одной точке и плавными сменами. В зависимости от темпа и характера музыки detache может исполняться как всем смычком, так и различными его частями. При исполнении штрихов очень важно установить: в какой части смычка лучше звучит и легче получается данный штрих; как распределить движение смычка, чтобы все прозвучало с достаточной полнотой и выразительностью. Работа над штрихом legato ведется на упражнениях 3 и 4 Г.Шрадика. Legato в скрипичной игре есть не что иное, как уничтожение углов. Это – мягкий, округленный, непрерывный поток звуков. Основным условием выработки штриха legato является правильное распределение смычка. Работа над этим моментом ведется на исполнении 2-х октавной гаммы D-dur по 4, 6, 8, legato на смычок. Переходим к работе над следующей группой штрихов – отрывистые штрихи – martele, staccato и marcato. Играем гамму. При штрихе martele движение смычка по струне должно быть быстрым и легким, четкий акцент в начале звука должен достигаться, главным образом, при помощи внезапного и быстрого движения смычка с незначительным нажимом на струну. Штрих staccato полезно поучить на открытых струнах, начиная с 4-х стаккато на смычок (половинки – вниз, шестнадцатые – вверх), перейти к 8 стаккато (половинки – вниз, шестнадцатые – вверх. Далее играем штрих в гамме. Подобно martеle , staccato достигается относительно небольшим нажимом смычка на струну. Штрих marcato играем на целый смычок в гамме, а затем исполняем «Этюд №4» Н.Баклановой. Следующий штрих, так называемый «прыгающий» штрих – sautillé. Штрих «отрабатывается» на открытых струнах и гамме. Штрих выполняется, главным образом, движением кисти, со значительным участием предплечья, следует обратить внимание на мизинец, который регулирует ритм «падения» смычка на струну. Способ исполнения штриха sautillé имеет сходство с приемом короткого detache. Поэтому начинать его изучение следует с тренировки короткого detache на пустой струне. Закрепление навыка происходит на исполнении гаммы штрихом sautillé и пьесы «Вечное движение» Нат.Рубенштейн. Продолжаем работу над штрихами в «Концерте» О.Ридинга.
В заключение урока ученицей совместно с педагогом делается вывод о том, что различные штрихи получаются лучше всего в разных частях смычка. Это приводит к необходимости заботиться в целях достижения наибольшей выразительности о техническом удобстве их исполнения. Исходя из этих требований, задается домашнее задание, ставится оценка за урок.
Литература:
Погожева Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М., 1964г.
Турчанинова Г.О. О первоначальном этапе развития виртуозной техники юного скрипача: Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2, М., 1980г.
Шальман С. Взаимодействие штриховых навыков в процессе формирования скрипичной техники. М., 1990г.