Обогащение словарного запаса учащихся как средство формирования коммуникативной компетенции.


Обогащение словарного запаса учащихся как средство формирования коммуникативной компетенции. 
 
Гордиенко Светлана Сергеевна 
КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 28 г. Темиртау» 
Цель среднего образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.
Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.
Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная, обеспечивающая успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Однако современные ученики зачастую отличаются тем, что их словарный запас необычайно скуден. Учащиеся не в состоянии «получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении» из-за недостатка слов в активном словарном запасе.
«Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы» – отмечал французский писатель Проспер Мериме.
Можно сказать, что носителям русского языка необычайно повезло получить в своё распоряжение такое мощное выразительное средство. Кажется, все условия для развития коммуникативной компетенции налицо, однако если учитывать, что у среднестатистического человека в активном словаре примерно три тысячи слов, то можно увидеть всю ограниченность его выразительных возможностей.
Соответственно, проблема развития словарного запаса учащихся приобретает огромное значение. Каким образом развивать? Прежде всего, прививая любовь к книге. Если ребенок читает много, его речь обогатится без применения изощренных методических приемов.
Для того, чтобы убедить читать, существуют многие способы. Но, как мне кажется, учитель литературы должен для начала признать ценность «книги вообще». Пусть это не классическая литература, а нечто молодежное, фантастическое или детективное, главное – это чтение, работа с текстом. Любая прочитанная книга хороша. Если из неё сделаны выводы – еще лучше.
Очень полезно пересказывать прочитанное близко к тексту, т.к., когда текст свеж в памяти, во время его пересказа ученики в большей степени склонны оперировать именно теми словами, которыми он был написан, переводя таким образом некоторые слова в активный словарный запас. Ту же пользу приносит заучивание наизусть стихов и прозы, цитат, афоризмов, пословиц и т.д.
В школьной практике можно наблюдать ситуацию, когда ученик оставляет чтение какого-либо произведения, объясняя это наличием в тексте «непонятных слов». Можно предложить ему самостоятельно разобраться со значением хотя бы нескольких подобных слов, выяснить, что же они означают. Для этого вполне подойдет смартфон, с которым ученики не расстаются. Для многих оказывается открытием, что «умную технику» можно использовать не только для того, чтобы слушать музыку и общаться в чатах, а для получения новых знаний. Находим on-line толковый словарь и знакомимся со значением слова. Стало легче? Отлично. Попробуем пойти дальше... Для лучшего усвоения нового произведения, конечно же, необходимо провести предварительную словарную работу, разъясняя смысл историзмов, семантические нюансы многих архаизмов и т.д. Но здесь важно не превратить урок изучения нового произведения в чтение словаря. Ученик не должен забывать о том, что читатель – он и что именно ему необходимо уяснить смысл произведения, попутно расширяя словарный запас
В идеале наш ученик должен уметь внятно выражать свои мысли, сообразуясь с нормами русского языка, уметь заменять слова своей речевой конструкции для уточнения смысла, придания образности и выразительности высказыванию, использовать тропы. Также он должен уметь адекватно воспринимать смысл текста, словесных образных элементов в составе художественного текста, уметь разъяснить значение слова или выражения. Речь учащихся должна быть правильной, точной, уместной, выразительной.
Добиваясь этого, на уроках целесообразно использовать следующие типы упражнений.
Объяснение значений слов. Важно не только разъяснять значение слова, но и учить давать правильные с точки зрения логики определения, избегая конструкций типа «тряпка – это которой моют»
Составление тематически объединенных групп слов. Такие упражнения предполагают подбор слов на определенную тему. Например, в главе 1 «Капитанской дочки» предлагается выписать все слова, связанные с военным делом, объяснить значения незнакомых слов, пользуясь словарем, отметить устаревшие слова. Можно предложить задание типа: «Какие слова и выражения ты употребишь, рассказывая о зимних праздниках?» Анализ подобных заданий позволяет организовать индивидуальную словарную работу.
Анализ лексических средств текста. Упражнения этого типа делятся на 2 вида в зависимости от того, какой текст – образцовый или негативный – предлагается для анализа. При анализе образцового текста оценивается богатство, разнообразие, выразительность текста. Анализ негативного примера предполагает оценку употребленных в тексте лексических средств, развивает умение пользоваться соотносительными языковыми средствами с целью устранения обнаруженного недочета.
Упражнения, направленные на усвоение учащимися ограничений в образовании и сочетаемости грамматических форм слов. Эти упражнения предупреждают грамматические ошибки в речи школьников, помогают усвоить правильные формы слов, усвоить особенности сочетаемости отдельных категорий и форм слов. Виды упражнений: Выбор правильной формы слова, образование форм слов, составление словосочетаний, предложений с определенными существительными, прилагательными, глаголами и т.д. в нужной форме.
Упражнения, направленные на осознание смысловых и выразительных возможностей грамматических форм, их стилистической окраски. Эти упражнения предполагают выявление и анализ смысловых и стилистических оттенков вариантных форм. Задания могут быть, к примеру, такими: «Укажите разницу в значении полной и краткой формы прилагательного», «Выберите нужную в данном контексте форму слова»
Замена форм с учетом особенностей текста. Например: в каких случаях возможна замена непроизводного предлога производным в течение (приводятся предложения, в которых необходимо произвести замену).
Составление словосочетаний, предложений, связного текста. Данный вид словарных упражнений содействует формированию умения свободного владения системными объединениями слов, соотносительными языковыми средствами, формированию навыков нормативного, точного целесообразного словоупотребления и сочетания слов по смыслу. При выполнении данного вида упражнений реализуются все словарные умения учащихся.
Важно научить ребенка самостоятельно обогащать свой словарный запас, использовать словари, читать, вникая в смысл написанного.