Цитаты как способ пополнения словарного запаса и воспитания духовности учащихся на уроках русского языка и литературы

Гимназия « Марем»







Цитаты как способ пополнения словарного запаса
и воспитания духовности учащихся на уроках русского языка и литературы






Учитель русского языка
и литературы
П .А.Гарбакова








Магас, Республика Ингушетия
Способность видеть в обыкновенном чудесное, гореть, а не тлеть в бездарном копировании и учиться, обучая, на наш взгляд, первоочередная задача педагога любой специальности: обществознания, истории, биологии, иностранных языков и др. Но мы с вами, учителя-словесники, и в старые времена были на особом месте как воспитатели нравов общества, а в современном мире и подавно находимся на переднем плане (чуть не сказала о фронте – и это было бы вернее) и часто чуть ли не в одиночку, в далеком отрыве даже от своих коллег бьемся за умы, а главное души молодых людей. Никто из вас, работающих, «живых» педагогов, сердцем болящих за детей, ни на секунду не подумает обвинить меня в излишней пафосности фразы.
Куда подевалась наша идейность, а «общее выше личного» (постараемся обойти политику), а «самая читающая страна в мире»? Что это было? Миф, правда? Думается, что важнейшая причина катастрофического падения образованности, интеллектуальности, нравственности нашего общества кроется в низкой читательской культуре.
Почему дети не читают?! Как развить интерес к чтению? – вот актуальнейшая проблема современной образовательной системы. Не от того ли, что даже не читавшие Достоевского знают, что «красота спасет мир» ( причем используя неверную, но избитую цитату), а узнать писателя по портрету не могут. И про «небо в алмазах», и что « в человеке все должно быть прекрасно».. Но кто, где, когда говорит эти слова, что переживали эти люди, как пришли они к этим размышлениям; как мог думать о спасении мира, тот, кто сам был приговорен « к казни расстрелянием? Чтобы знать об этом и перенять мудрость веков, заключенную в книгах, надо читать. Читать упоительно и с самозабвением, понимая, что школьная программа по литературе, которую всё пытаются упростить, это и так художественный минимум, без которого невозможно постичь великую культуру.
Читать? Да! Но что читать. Ведь сказать, что молодежь совсем не читает, нельзя. Детективы, гламурные журналы со смачными картинками (зато с миллионными тиражами); газеты, где с первой и до последней, - дцатой, страницы кроссворды, сканворды и другие «ворды» с глупейшими вопросами и пошлыми анекдотами.
Любимым чтивом старшеклассников становятся многочисленные сборники: «Все произведения школьной программы в кратком изложении» или «500 лучших сочинений на все темы и на все века». Вот и происходит подмена истинных ценностей мечтой о легкой жизни, меняется молодежная лексика, манера поведения, характер и, в целом, отношение к жизни. В мире, где детей окружают невежество, формализм, зло и насилие, где не осталось примеров для подражания, книга – вот единственное, что влияет на формирование личности человека: учит различать добро и зло, важное и второстепенное, наполняет мир прекрасными чувствами и, если хотите, дает надежду. Поэтому мы с вами, уважаемые коллеги, перефразируя известную русскую пословицу: « Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты», говорим: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты».
Задача перед нами стоит почти неразрешимая: как развить у школьников интерес к чтению, чем вызвать мотивацию, способную заставить подростка взять в руки книгу.
Среди филологов бытуют две, на мой взгляд, тревожные тенденции. Во-первых, академический, классический урок перестал быть для учителя интересным. Более того, порой после феерического, яркого, шумного урока видишь, как вместе с водой из ванночки выплеснули ребеночка. Увлекаясь игровыми формами, в погоне за зрелищностью часто забывается, а что собственно хотели, цели-то какие были? Во-вторых, мы много говорим, что в центре образовательной парадигмы находится ученик с его индивидуальными способностями. Однако на живых уроках мы видим учителя, одержимого стремлением высветить себя неповторимого. На таких уроках учитель довлеет над учеником, душит его своей интеллектуальностью: задает вопросы и не ждет ответа.
Где же золотая середина Наверное, в сочетании традиционности, если хотите, мудрого консерватизма с новыми приемами работы, которые заставят ученика, помимо его воли (и он даже этого не заметит) вовлечься в урок, искать ответы на поставленные вопросы, а значит – он возьмет книгу в руки.
Существует много различных приемов с «хитринкой». Поделимся ими – ведь глупо умным людям тратить время на изобретение велосипеда – и мир наших педагогических идей станет богаче, шире, а значит, у нас будет больше возможностей, чтобы встревожить душу ученика, зажечь её.
Одним из методов расширения кругозора учащегося, пополнения лексического запаса, воспитания в нем нравственности, культуры стал для меня так называемый цитатник. Мы с вами практически к каждому уроку литературы, да и русского языка готовим массу каких-то эпиграфов, высказываний, пословиц и прочего материала прямо или косвенно относящегося к теме. Как и где мы их размещаем? Обычно пишем на доске, в случае показательных уроков, пишем на ватмане.
Я решила поступить несколько иначе. К двум названным прибавила свой, третий способ привлечения на урок мудрости веков. Чтобы писать на больших плакатах, нужно иметь много времени (его у нас нет), некоторую сноровку и оформительские навыки, чему теперь в ВУЗах не учат.
Запись на доске тоже довольно-таки затруднительная процедура: на 5-10 минутной перемене мы должны успеть проводить один класс, встретить другой и приготовиться к уроку; да еще и красиво сделанную запись приходиться стереть, т.к. нужно освободить поле для других материалов. Поступим иначе.
В любом канцелярском магазине можно купить «Папку - держатель для бумаг». Она представляет собой крепкую пластиковую поверхность величиною с обычный альбомный лист (ф.А-4) с металлической прищепкой вверху и петлей, которая позволяет быстро повесить клип -воrd на стену. Я еще называю этот планшет своей личной доской. Мой цитатник висит справа от классной доски на уровне лица так, чтобы легко было подойти и прочитать.
Вернемся к формату А-4. Это самый удобный для работы размер бумаги. Легко написать, красиво выделить главное; легко скомкать и выбросить, если сделанное не нравится. Главное – содержание и способы применения на уроках. Покажем на примерах некоторые возможности этого метода работы.
На чисто белом листе бумаги высказывание великого мыслителя Сократа:
Заговори, чтоб я тебя увидел.
Сократ.
Цитата является эпиграфом к уроку русского языка в девятом классе по теме «Сложноподчиненное предложение», но может служить любой теме, связанной с развитием речи, культурой речи, риторикой. Учащимся предлагается в беседе обсудить следующие вопросы:
- заговорил и увидел - категории стыкующиеся?
- как вообще можно «видеть» речь?
- умеете ли вы видеть человека по речи?
- по каким особенностям речи можно судить о характере и интеллекте человека?
- актуально ли сегодня, в век информационных технологий, владение речевым мастерством.
В конце урока любой из этих вопросов может стать темой для небольшой письменной работы, а может вызвать бурные дебаты, если найдется кто-то, кто заявит, что ученые, к примеру, люди сухие, немногословные, витиевато говорить не умеют, да и не хотят. Кроме того, вы можете дать задание классу или отдельным ученикам записать данную цитату, используя все способы передачи чужой речи: таким образом, вы повторите еще пунктуацию при прямой речи, косвенной и других способах цитирования. Как видите, мы придумали 6 различных видов работы с фразой, состоящей из нескольких слов. Любой из вас сейчас же может придумать новые версии работы с этой цитатой, и такие широкие возможности для творчества - это то, что нужно учителю.
Иногда цитатник пополняется «на злобу дня», а порой, чтобы показать, что нельзя быть равнодушным к чужой беде. Некоторое время назад по ТВ новостям прошел репортаж о трагедии в одном из городов России. Не важно где, важно что произошло. Женщина покончила с жизнью. У неё было 10 детей, и она ждала 11-го. Она была замечательной матерью. Они с мужем любили друг друга и своих детей. Что заставило ее выброситься с 5-го этажа роддома?! Лишь после трагедии все узнали, что жила семья в чужом доме в комнате на 25 кв.м. на зарплату папы и старшего сына. Да, еще 72 рубля на каждого ребенка в месяц.
Я написала на листе, что почувствовало сама. И попросила детей последовать примеру. Вот что получилось:
Захлебываясь от тоски
Иду одна, без всякой мысли.
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.
- Это ужасно! – Нужно беречь мам! И их детей и для детей! – Я хочу, чтобы мама жила вечно! – В нашей стране мамой быть очень тяжело. – На 72 рубля теперь можно купить только салфетки и туалетную бумагу. – Мне жалко эту женщину и её детей! – «Спешите делать добрые дела! Люди всегда жалеют, когда уже поздно.- Простите всех людей на свете, если можете. – А где же были люди???
Такая работа, как правило, наша с вами реакция на происходящие в нашей стране события как плохие, так и хорошие. Мы с вами - люди, которые не могут оставить без комментария потрясающие нашу Родину катаклизмы, акты террора и прочее. Четкая жизненная позиция учителя подчас является единственной крепкой опорой, ориентиром, маяком для ребенка, который еще учится понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».
Родители давно уже сложили с себя воспитательные функции, целиком передав их школе. Дети, предоставленные самим себе, основную часть свободного времени проводят перед телевизором, компьютером. Телевизионное воспитание приводит к формированию у ребенка «мозаичной культуры», то есть бессистемного набора фрагментов знаний о мире, но что еще страшнее, порождает пассивное сознание, которое приучает потреблять готовые образы и схемы. Дети с ленивым сознанием ко всему происходящему в мире относятся, как к картинке на экране: переключил канал и все проблемы исчезли. Они не способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. У них малый объем памяти, бедное творческое воображение, они не имеют четкой поведенческой линии и своего суждения. Таким образом, целое поколение детей попадает в группу риска: легко поддается влиянию сильных, авторитарных личностей, что опасно всюду, тем более у нас ,на Кавказе, где идет борьба буквально за каждого молодого человека. Поэтому мы должны использовать любую возможность вызвать детей на искренний разговор, дискуссию, чтобы сформировать ясную, человечную, толерантную общественную позицию. Вот примеры высказываний, которые можно использовать как по теме, так и для искусственной речевой ситуации.

Нет величия там, где нет
Простоты, добра и правды.
Л.Н. Толстой
-беседа об истинных ценностях человечества, о простоте человеческих отношений; жизнь усложняют сами люди ложью, чинопочитанием, алчностью, завистью и др. Нужно иметь в виду, что при такой работе обязательно подведение итогов, четкое, ясное, простое и уверенное.

Удивительное не то, что добрый человек
В каждом ищет доброе, а злой-злое.
Удивительно, что оба находят
И. Меламед
Нет людей идеальных, каждый человек индивидуален, в нем сочетаются разные качества; часто мы видим в человеке то, что ищем, видеть в человеке хорошее, поощрять эти качества, развивать - их прерогатива интеллигентных людей; плохое в людях выискивают чаще завистники, «доброжелатели» в кавычках и те, кто пытается обелить себя, очернив другого.
На практике работа с этой цитатой была специально подготовлена для отдельного класса, в котором учащийся совершил проступок и попал под мощный прессинг, в основном со стороны взрослых – педагогов, воспитателей! – а дети заняли выжидательную позицию стороннего наблюдателя. Я ничего не сказала об этом случае, но видно было по глазам, что все догадались о внутреннем подтексте. Разговора не получалось. Пришлось прибегнуть к наводящим вопросам, а самой занять позицию оппонента
– если кто-то совершил проступок, нужно ли забыть о всем хорошем, что было ранее?
- есть у человека право на ошибку?
- как влияет мнение окружающих, друзей на человека, попавшего в беду? и т.д.
Очень глубокая сильная мысль положена в основу цитаты из «Архипелага Гулаг» А.И.Солженицына.
Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями. Она проходит через каждое человеческое сердце – и через все человеческие сердца. Линия эта подвижна, она колеблется в нас годами. Даже в сердце, объятом злом, она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце неискорененный уголок зла.
На примере этого текста хочу показать возможности психолого- педагогического воздействия на детей разного возраста. Цитатник должен работать сразу во всех ваших классах: ведь если в первом действии на стене висит ружье, то оно обязательно должно выстрелить Не нужно бояться, что ученики не поймут.
С течением времени дети привыкают к такого вида работе и с нетерпением ждут, что же нового приготовила для них учительница. Если я меняю вставку и молчу, то дети сами подходят к цитатнику, читают, обсуждают, особенно учащиеся старших классов.
Своим ученикам из 7-го класса этот текста предложила в виде диктанта с пропусками некоторых орфограмм, известных пунктограмм. Первая задача – списать, вставляя буквы и знаки, объяснить свой выбор.
Линия радляющая дбро и зло прходит не между гсударствами не между клас(с)ами не между партиями. Она прходит чере каждое чловеческое серце – и чере все чловеческие сердца.
Линия эта пдижна она клеблтся (в)нас с гдами. Даже (в) серце (об)ятом злом она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сер..це (не) искрен(н) ый уголок зла.
После орфографического и пунктуационного разбора переходим к разборам (индивид. и групповая работа).
№1 – сердце
№2 – разделяющая, проходит, человеческие, неподвижна, колеблется, объятом, маленький, наидобрейший, неискорененный.
№3 – линия, разделяющая.
№4 – первое предложение.
№5 – плацдарм
№7 – третье и четвертое предложения
Попросите детей определить тему текста – о добре и зле. А идея? В каждом человеке есть добро и зло! Значит все, люди одинаковы? Да. Но почему есть люди добрые и злые? Откуда берутся жестокие преступники. В чем разница между добрыми и злыми людьми? «Обратите внимание, дети, на словосочетания плацдарм добра, уголок зла. Добро нужно защищать, плацдарм нужно укреплять, расширять, делая добрые дела. А зло, которое живет в каждом, должно быть заперто, обнесено высокой каменной стеной. Зависть, ложь, маленькие уступки себе, равнодушие к чужой беде – и зло начинает расти. Основный смысл жизни- сознательно подавлять в себе ростки зла и стремиться делать добро. Одна ученица сделала такой вывод для себя: «Для начала нужно постараться не делать зло, и добро само придет».
Десятиклассники в работе с цитатой пришли к следующим выводам: добрые и злые не имеют национальности (отсюда штамп-преступность не имеет национальности); равнодушные люди – это те, кто оставляет в зародыше и добро и зло, а чем заполнено остальное пространство – пустотой. Вот за эту пустоту и боремся мы с вами, вернее за то, чтобы заполнить ее миром, покоем, любовью, дружбой, честью и т.д. Один мальчик изобразил все в виде рисунка: получилось сердце с выпученными ,испуганными глазами и знаком вопроса: какое я?







Мы с вами при желании умеем направить мощный поток эмоций на ребенка, создать определенный настрой. На самом деле в гуманитарном блоке мало технологий по развитию эмоций. Среди новых педагогических образовательных технологий мы отмечаем, что кроме формирования мышления и интеллектуальной деятельности учащихся, появилось направление на развитие эмоций. Необходимо развивать положительные эмоции, желательно это делать так, чтобы они не доминировали над интеллектуальной сферой.
С другой стороны, желательно развивать эмоции и чтобы интеллектуальная сфера не доминировала над эмоциональной во вред её развитию. Можно встретить часто в литературе описание психологических типов, подчиненных интеллектуальной сфере с неразвитыми положительными эмоциями, такими как любовь, сострадание, прощение. Школьное образование должно способствовать развитию положительных эмоций и прежде всего такой из них, как любовь. В литературе этому уделяется много внимания. Думаю, в этом плане, можно было бы привлечь и силу религиозных убеждений. Все мировые религии абсолютно едины в главном: проповедуют любовь и миролюбие, духовность, возвращение к земле и истокам. Видеть все просто и ясно: замечать в суете лица людей, приласкать и пожалеть себе подобного, поднять глаза к небу и улыбнуться солнцу, погладить рукой теплую кору дерева, испить из родника – вот истина, которая делает жизнь осмысленной.
Использование на уроках цитат из различных религиозных книг (конечно, сам учитель должен знать предмет речи) имеет поразительный эффект. Одновременно выполняется множество задач:
-интеллектуальное развитие;
-приобщение к мировой культуре;
-воспитание толерантности;
-эмоциональный подъем и уверенность в себе;
-ощущение себя как части целого.
Примеров текстов для работ может быть великое множество. Вот одна, самая простая цитата из материалов моего цитатника:
Всегда радуйтесь.
Из Библии
Учитель и ученик- друзья во благе.
Из Корана
В депрессивном мире важно уметь находить радость; создавать ощущение счастья у детей – этому, как не странно, можно научить.
Счастье-это отсутствие несчастья.
Мне не известно, кто автор этого шедевра. Но точнее ничего не слышала. Ведь когда и нам приходит беда: заболевает кто-то из родных, приходит несчастье - мы думаем: «А ведь вчера было хорошо, я был счастлив и не заметил этого». Так вот, чтобы не думать об этом в прошедшем времени, нужно радоваться сегодня: здорова мама – радуйтесь, братик сделал первый шаг – радуйтесь, появился новый друг, вылез первый подснежник, осенний листок залетел в форточку – радуйтесь! Ощущение радости, счастья делает детей открытыми, мягкими, отзывчивыми.
Я давно использую этот прием и хочу сказать, насколько полезна эта работа. Даже если вы будете менять вставку раз в неделю. (самое оптимальное время, т.к. менять чаще значило бы перегрузить учащихся, ведь им нужно и осмыслить и запомнить цитату; можно вызвать привыкание, потерю чувства удивления), то за год лексикон наших учеников пополнится на 34 самых интересных, изысканных, воспитывающих нравственность цитат.
Вы заметите, что сознательно, а порой и непреднамеренно, дети начинают использовать в речи для подтверждения своей мысли высказывания классиков, что делает их выступления интересными, насыщенными, яркими.
Время от времени цитатник мною используется и как литературный календарь, если вы поместите на нем портрет, некоторые данные из жизни, подборку стихов какого-то поэта. Все зависит от фантазии учителя. Полезно проводить, таким образом, и просветительскую работу. Держатель на клип -воrde столь крепкий, что может удержать любую брошюру и даже среднюю книгу. Поместите туда новинку литературы, журнал, брошюру – и они будут с держателя изучены, ученики спросят: чем интересна книга, где её найти и т.д.
Я также собрала целые циклы материалов по разным темам , которые используются для работы на уроках русского языка и литературы. Виды работы: редактирование чужого текста; исправление речевых ошибок; «В гостях у Пети Ашыпкина и др.
«Пословицы и поговорки о.»
-по самой разной тематике.
«Классики о пользе учения и чтения».
«О природе родного края».
«Омар Хайям о жизни»
«Из школьных сочинений» «Времена года».
«Поздравления с праздником»
«Высказывания о русском языке»
«Слово о слове» - и другие.
Вот пример подборки по теме « Слово о слове»:
1) Нет магии сильней, чем магия слова. А.Франц.
2) Живое слово делает чудеса. Н.Бурденко.
3) Всякое слово без дела ничтожно и пусто. Демосфен.
4) Слова-цветы, дело-плод. Аль-Харизи.
5) Словами можно смерть предотвратить.
Словами можно мертвых оживить. А Навои.
6) Превратить слово в дело гораздо труднее, чем дело в слово. М.Горький.
7) Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся. Гораций.
8) Нужны такие слова , которые бы звучали, как колокол набата, тревожили ее и, сотрясая, толкали вперед.
М. Горький.
9) Слово ласковое – мастер дивных див. В.В. Маяковский.
10) Слово – тень дела.
Демокрит.
Привлеките к собиранию материалов старшеклассников.
Вы увидите, что они умеют перелопатить не одну «тонну словесной руды», чтобы выбрать золотое зерно. Многие из моих папок собраны моими учащимися. Вот пример работы девочки, которая увлекается восточной литературой:
«Омар Хайям о жизни».
1. Старайся убеждать, а не принуждать. Те, кого ты убеждаешь, станут твоими друзьями; а кого принуждаешь, станут твоими врагами. ( не кажется ли вам, что подбор не случаен: девочка обращается к учителям).
2. Одни борются с собственными недостатками, другие с чужими достоинствами.
3. Учил Барбос сынка-щенка:
«Собачья служба не легка;
Одно на ум себе возьми-
где нужно гавкни, где лизни».
4. Если хвалят тебя, не гордись:
Широка в этой жизни дорога.
А ругают тебя, -не сердись,
Недостатков у каждого много.
5. Учась у всех, учитель вырастает.
6. Избери лучшее, а привычка сделает это полезным и приятным.
7.Нищему духом всегда есть что продать.
8. Страшней всего не крупные дела. Величье цели здесь уже вдохновляет, а мелкие, текущие дела.
9. Не о внешности думай, подумай о вечной душе:
Пса в шелка наряди, он останется в прежней цене.
10.В обличьях разных истина одна –
Умей свой дух поднять над оболочкой.
И другие.
Обратите внимание, что учащиеся постепенно привыкают подчеркивать, выделять цветом интересные места в книгах, которые читают. Иногда они приносят свои выписки вам:

Тот, кто не разбирается ни в чем,
Может взяться за что угодно.
С.Е. Лиц
Чем выше голос, тем ниже интеллект.
Э.Ньютон
Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.
Л.Н.Толстой.
Талантами щедра Природа,
Нам каждому досталось что-то:
Один танцует, другой рисует,
А третий только критикует.

Доску – держатель я использую очень активно для всевозможных творческих заданий. Как вы знаете одним из способов вызвать интерес к предмету речи, обратить внимание на строение текста, его выразительность является восстановление авторского текста, из которого учитель извлекает некоторые слова. Тексты можно брать двух степеней сложности: первые (легче) – знакомый текст, но к которому давно не обращались (тут идет повторение и проверка знания текстов для обязательного чтения), вторые совершенно новые тексты, образцы высокой поэзии, которые обогатят своей красотой, взволнуют душу ребенка.
Восстанавливая текст, ученик будто участвует в процессе сотрудничества и творчества.
Приведем примеры обоих видов работы. Стихотворение Леонида Филатова. «Ну, можно ли представить мир без шуток?!» - это эпиграф к уроку русского языка в 10 классе по теме «Учите русский, чтобы понимать юмор». Учащиеся должны восстановить пропущенные слова – рифмы, сохраняя авторский, полушуточный, полусерьезный, стиль.
Ну можно ли представить мир без шуток?!
Да он без шуток был бы просто .! (жуток)
Когда на сердце холод, страх и тьма –
Лишь юмор не дает . с ! (сойти с ума)
Судьба играет с нами в «чет» и «нечет»
Уныние казнит, а .. . (юмор лечит)
Хвала шутам, что вовремя смогли
Нас удержать от .. и (от яда и тоски).

Второй текст взят из неизвестного детям стихотворения И .Губермана, в котором вы «случайно» забываете последнюю строчку. В случае если дети затрудняются, подскажите, что именно эти слова и тоже на «без» встречаются в очень известном стихотворении А.С.Пушкина.
Беспечны, безучастны, беспризорные
Российские безмерные пространства
Бескрайно и безвыходно просторны,
.., ..и .. .
(Безмолвны, безнадежны и бесстрастны).

Выполнение таких упражнений активизирует лексикон учащихся, расширяет и пополняет его новыми словами, и, что важно, все происходит самопроизвольно, без принуждения.
Доска-планшет может быть использована и для игровых задач познавательного плана. Сделайте вставки с шарадами, кроссвордами, ребусами, и вы сможете легко разнообразить свои уроки, взбодрить детей, привести живость, встряхнуть своих подуставших учеников.
Вот пример одного задания, которое я использовала при подготовке олимпиадников.
В 1992 году в Москве был открыт памятник Кириллу и Мефодию, которые вошли в историю как гениальные создатели славянской письменности. Школьники во время экскурсии по Москве фотографируются возле памятника, узнают историю о том, как в далеком IX в. Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, старославянский язык и перевели на него греческие книги. Да вот беда: надпись на камне, сообщающая все это, сделана с ошибками. Найдите их,
Задание повышенной трудности привлекает внимание лишь детей заинтересованных лингвистикой, да и для них было сложным, но оправдало себя с точки зрения познавательности, интереса к истории, самого факта произошедшего.
В завершение своей работы хочу сказать, что ни один, пусть даже самый интересный метод работы, не принесет должного эффекта без творческой мысли самого учителя и творческого взаимодействия с учениками.
Представленный мною метод работы с цитатником намного расширяет возможности учителя, позволяет одновременно воздействовать на всех детей в классе, на все классы в целом. Приведенных только мною примеров видов работы с цитатником более тридцати, а сколько еще их подскажет ваша творческая фантазия. Взбудоражить умы учащихся, вывести их из ленивого, сонного, депрессивного состояния, вывести на новый интеллектуальный уровень, учить радоваться открытиям, видеть и понимать прекрасное – вот задачи, которые я перед собой ставила, разрабатывая этот метод.
Желаю и вам, уважаемые коллеги, счастливых находок, творческих успехов и побольше нам всем педагогического общения друг с другом, ведь «учась у всех, учитель вырастает»!












13PAGE 15


13PAGE 141715



З




Д З

?

д




15