Повышение мотивации учащихся к учению


Повышение мотивации учащихся к учению «Ничему тому, что важно знать, нельзя научить,
- всё, что может сделать учитель, это указать дорожки».
Ричард Олдингтон
«Образование – то, что остается, когда все выученное забыто…», - это изречение я вспоминаю, когда думаю о том, в чем смысл и назначение нашего учительского труда. Чему учить и как учить – самые важные вопросы, стоящие перед каждым педагогом.
Традиционная школа вооружала своих учеников большим объемом знаний, но не учила их адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Об этом свидетельствует и то, что казахстанские школьники, принявшие участие в 2009 году в международном исследовании образовательных достижений PISA (Program for International Student Assessment), цель которого состояла в том, чтобы определить, насколько хорошо учащиеся могут использовать полученные знания и приобретенные умения в своей повседневной жизни, продемонстрировали низкий уровень своей компетентности, заняв в нем лишь 58 место. По моему убеждению, это не значит, что они мало знают или их плохо учат. Знаний у них достаточно, но не всегда наши ученики умеют применить эти знания в жизни.
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы, принятый Правительством Республики Казахстан, поставил перед нашей системой конкретную цель: «Цель среднего образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций».
Мне близка и понятна эта идея формирования ключевых компетенций, являющихся основой самоопределения личности. Компетентный человек - это человек, умеющий самостоятельно применять в жизни полученные теоретические знания, способный постоянно совершенствовать свои знания и опыт.
Древняя мудрость гласит, что можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя! Безусловно, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако если не будет интереса к уроку, внутренней мотивации, то освоения знаний не произойдёт, будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание учиться? Как мотивировать познавательную активность?
Очень важно, на мой взгляд, чтобы ученик ощущал себя активным участником учебного процесса, от которого зависит результат всей работы. Коллективный мозговой штурм, исследовательская деятельность, проблемное изложение материала дают каждому прекрасную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем. Очень важно, на мой взгляд, чтобы ученик ощущал себя активным участником учебного процесса, от которого зависит результат всей работы. Коллективный мозговой штурм, исследовательская деятельность, проблемное изложение материала дают каждому прекрасную возможность активно участвовать в процессе «добывания» знаний. Нам, учителям, эта работа кажется сложной, требующей больших усилий и времени. Важно всегда помнить, что наша задача состоит в том, чтобы стимулировать познавательную мотивацию детей, пробудить в них желание самим найти верное решение, не удовольствоваться готовым ответом.
Для повышения познавательной активности школьников можно использовать технику «Проблемные вопросы». При изучении нового материала или при опросе задавать не только «тонкие» вопросы, которые требуют однозначного ответа (например, «в каком году...», «назовите основные части…», «вспомните и напишите...»), а вопросы, для решения которых потребуются анализ, сравнение, сопоставление, объяснение разнородной информации и поэтому более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы - это важный навык, который необходим каждому. При составлении такого рода вопросов можно воспользоваться табличным конструктором метода разработки ситуационных задач Л.С. Илюшина и использовать проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся. Важно всегда помнить, что задача учителя не в том, чтобы сделать изложение сложным, а в том, чтобы стимулировать познавательную мотивацию детей, уйти от выдачи им готового знания, в котором у них нет реальной потребности.
- Что случится, если…?- Какой …. является лучшим и почему?
- Определите, какое из решений является оптимальным…- Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….?-  Каким образом… влияет на … ?- Чем похожи… и …. ?- На что похоже… ?-  Что мы уже знаем о … ?
- Каким образом … можно использовать для … ?Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения - научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях. 
Практический вопрос хорошо начать словами «Как мы можем...». Например: «В следующую субботу мы пойдем в поход. И вдруг кто-то потеряется. Как он может сориентироваться на местности без компаса?»
При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников. Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления. Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте – дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.
Техника «Знаю - не знаю - хочу узнать». Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Так, при объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:
Знаю не знаю  хочу узнать
От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту - и естественнонаучному, и историческому, и художественному. Вначале это будут простые вопросы, структурирующие текст, а затем уже проблемные и хорошо продуманные. Хорошо, если дети будут использовать ромашку Блума - шесть лепестков, шесть типов вопросов: простые, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные и практические. Все это также поддерживает познавательную активность детей, и каждый понимает, что важно не само по себе знание, а умение его добывать.
Не менее важным в повышении желания учиться мне кажется чувства свободы выбора. Это ощущение, возможность самостоятельно работать над проектом, возможность совместно с учителем спланировать урок повышают интерес детей к учебному процессу, их инициативу и активность. Чем меньше будет со стороны учителя фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны...» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», – тем больше и тем выше будет учебная мотивация детей.3. Третий важный источник желания учиться – ощущение себя компетентным: «у меня это получается, я понял, я умею!». Ученик хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Учебная мотивация (желание учиться) запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Такого рода информация регулярно поступает от учителя, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также его способности. Важно, что именно слышит ребенок в таких ситуациях. И здесь необходимо учитывать следующие правила позитивной обратной связи.
ПОС должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Сравните: «Молодец, умница» и «Вера, ты просто великолепно проанализировала это стихотворение Тютчева!». (Второе предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно ему удалось, он понимает, что стараться стоит.)
ПОС дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала.
ПОС должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними. Дух конкуренции в долговременной перспективе - неэффективный (плохой) мотиватор.
Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось. Интонации, энтузиазм в голосе, мимике и жестах тут очень важны.
Нужно стараться находить слова поддержки, жесты одобрения для всех детей. Если есть те, кто удостаиваются похвалы и внимания гораздо чаще остальных (а к тому же и не по заслугам), то создается ощущение несправедливости учителя, что однозначно демотивирует ученика.
Хвалить предпочтительнее, чем критиковать, потому что похвала, признающая компетентность ребенка, вдохновляет его на новые свершения. Таким образом, можно выделить три момента, влияющих на формирование учебной мотивации:
Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний
Ощущение свободы выбора
Ощущение успешности (компетентности).