Презентация педагогического проекта Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии с применением ИКТ


Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии с применением ИКТ Учитель географии Медведева Юлия Владимировна МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 Г. ТАМБОВА Актуальность Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий. В сложившихся социально-экономических условиях общество ставит перед российской системой образования задачи воспитания конкурентоспособной творческой личности, свободно ориентирующейся в быстро меняющихся и разнообразных информационных потоках. Противоречия внедрением активных приёмов и форм преподавания, способствующих творческому усвоению знаний сохранением требований к уровню подготовки учащихся; между преобладающим репродуктивным характером обучения между сокращением учебных часов при изучении начального курса географии в 6 классе различным уровнем способностей учащихся между объёмностью и сложностью программного материала между постоянно увеличивающимися требованиями к знаниям, умениям и навыкам между постоянно увеличивающимся информационным потоком отсутствием у школьников навыков самостоятельной обработки и усвоения поступающей информации; недостаточной мотивацией учебной деятельности обучающихся и Проблема Формирование и развитие познавательной активности, творческих способностей и интересов, наиболее соответствующих индивидуальным склонностям и способностям учащихся, ставит перед учителем проблему поиска путей и средств их активизации посредством применения ИКТ. Цель проекта Создание условий для развития творческой активности и познавательного интереса учащихся к географии посредством использования компьютерных технологий. Задачи проекта проанализировать способы использования ИКТ на уроках географии различного типа;разработать дидактические материалы с применением ИКТ на различных этапах урока и во внеурочной деятельности; привлечь учащихся к исследовательской деятельности август-октябрь 2007г. Подготовительный этап Проектный этап Оценочно-результативный этап Итоговые мониторинговые исследованияАнализ достижений учащихся Разработка дидактических материалов по использованию ИКТПроведение уроков с использованием ИКТОрганизация исследовательской деятельности учащихся ноябрь2008 –август2010г. cентябрь -октябрь 2010г. Изучение современного состояния проблемы в педагогической литературе Вводные мониторинговые исследования Этапы реализации проекта Планируемые образовательные результаты повышение уровня познавательной активности учащихся;повышение качества образования;формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности;формирование банка дидактических материалов, созданных учителем и учащимися с использованием ИКТ;участие учащихся в конкурсах и олимпиадах. Показатели достижения результатов и способов диагностики положительная динамика качества знаний по предмету;наличие дидактических материалов к урокам географии с использованием ИКТ;участие учащихся в конкурсах и олимпиадах. Возможности ИКТ формирование ключевых компетенций;самостоятельное приобретение знаний из различных источников информации;формировать познавательную активность у учащихся; повысить мотивацию и эффективность обучения;повысить производительность любого вида занятий;индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;осуществлять своевременный контроль, взаимоконтроль и самокоррекцию обучающихся;реализовывать метапредметные связи и проводить интегрированные уроки;уметь пользоваться географической картой, статистическими материалами, современными геоинформационными технологиями для поиска, интерпретации и презентации географической информации; повысить качество знаний и умений учащихся. ИКТ можно использовать на разных этапах обучения как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного, как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков, как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности, как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы, как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений. Уроки демонстрационного типа Структура урока:Организационный этапЭтап всесторонней проверки знанийЭтап подготовки учащихся к активному усвоению знанийЭтап усвоения новых знанийЭтап закрепления новых знанийЭтап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнениюПодведение итогов урока, рефлексия.   Форма взаимодействия на уроке: (пассивная форма)В уроках демонстрационного типа ученику отведена роль пассивного зрителя. Для активизации деятельности учащихся могут быть использованы интеллектуальные разминки, которые позволяют:осуществить активное включение в учебную деятельность.создать позитивный эмоциональный настрой учащихся.создать ситуацию успеха. Учитель Компьютер Ученик Интегрированные уроки Особенности интегрированного урока:Переход от внутрипредметных связей к метапредметнымУвеличение доли проблемных ситуацийИнтеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний.Интеграция увеличивает информативную емкость урока.Интеграция позволяет находить новые факты, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы обучающихся при изучении различных предметов.Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность, способствует снятию перенапряжения и утомляемости. Уроки компьютерного тестирования Особенности урока компьютерного тестирования:каждый ученик выполняет индивидуальное задание;учащиеся за урок успевают выполнить большое количество заданий;работа под контролем времени;работа ученика оценивается сразу же после её завершения;отметку за проверочные работы выставляет компьютер;у учащихся всегда имеется возможность исправить свою отметку в следующей попытке;ученики, как правило, при получении недостаточно для них высокой оценки, проявляют упорство в достижении более высокого результата; при работе за машиной присутствует элемент игры, что само по себе является хорошей мотивацией изучения предмета; поощрение от компьютера воспринимается более эмоционально;Форма взаимодействия на уроке: (активная форма) Компьютер Учитель Ученик При использовании интерактивных карт осуществляется - возможность отображения только необходимых на конкретном уроке подписей и условных обозначений карты, возможность рисовать на карте и наносить на неё надписи, - возможность приближения отдельных участков для более подробного их изучения,- ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности,- чтения дополнительного текстового и иллюстративного материала, привязанного к территории. Результаты реализации проекта Динамика качества знаний по предмету в общеобразовательных классах Динамика качества знаний по предмету в классах СКК и К/О Результаты реализации проекта Тесты Опорные конспекты Практические работы Разработки уроков Дидактические материалы: Результаты реализации проекта Результаты проекта Результаты реализации проекта Участие в олимпиадах Год Предмет Уровень участия (муниципальный, областной, федеральный) Фамилия, имя участника Класс Результат 2006-2007 география муниципальный Бородулин Александр 10 3 место Тяпкин Алексей 11 8 место Ермакова Виктория 11 13 место областной Бородулин Александр 10 участник 2007-2008 география муниципальный Завистяева Наталья 9 11 место Рогачёва Анна 9 19 место 2008-2009 география муниципальный Сапожкова Анастасия 9 6 место Сапожков Александр 9 13 место Летунов Андрей 11 17 место Результаты реализации проекта Результаты реализации проекта Отзывы учащихся о применении ИКТ на уроках географии Информационные ресурсы Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе». Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48. Петрова Н.Н. Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов. Донец И. А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования// Школьные технологии-№ 1.-2002Морозов Е.П. Подготовка учителей к инновационной деятельности. //Советская педагогика- № 10-1991 Интернет-ресурсы http://www.school.еdu.ru/ - Российский образовательный порталhttp://www.uchportal.ru/ - Учительский порталhttp://www.rusedu.ru/ - Архив учебных программhttp://power-point-ppt.narod.ru/ - Презентации festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей. Конкурс открытых уроков. www.eidos.ru Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель». www.rsci.ru Гранты. Фонды. Конкурсы. Конференции. www.eidos.ru/olimp  Всероссийские дистанционные олимпиады. www.edic.ru  Большой энциклопедический и исторический словарь. www.rubricon.ru Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники. www.animashki.ru Коллекция анимашек и картин по истории и географии. www.5ballov.ru Портал новостей образования, вузов, тестов, рефератов.