Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта


Аннотация
Социальная адаптация учащихся с нарушениями интеллекта требует в настоящее время повышенного внимания к проблеме их обучения. Трудности в усвоении учебного материала учащихся нередко приводят к снижению их интереса к учению. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность. От активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением интеллекта, возможности его социальной адаптации.
Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность.
Работа посвящена проблеме обучения детей с нарушениями интеллекта. Особое внимание уделяется приемам активизации познавательной деятельности. Рассматриваемые приемы возможно использовать как на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида, так и в процессе инклюзивного обучения в условиях общеобразовательной школы.
Содержание
Введение - с. 4-5
Основная часть:
1.Активизация познавательной активности учащихся на уроках
- с. 6-8
2.Психолого-педагогическая характеристика развития познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта - с. 8-12
3.Рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках - с. 13-19
3.Выводы - с. 20-21
4.Список использованной литературы - с. 22
Введение
Актуальность исследования. Современная ситуация в образовании является не простой. Неуклонно растет число детей с отклонениями в развитии. Наблюдается увеличение разнообразных отклонений в психофизическом развитии, особенно среди детей и подростков. В специализированной психолого-педагогической помощи нуждаются не только дети, обучающиеся в коррекционных учреждениях, но и воспитанники массовых школ и детских садов.
Дети с рушениями интеллекта – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения.
Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор темы исследования: «Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта».
Объект исследования – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках.
Предмет исследования – активизация познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта.
Цель исследования – выявить уровень развития познавательной сферы учащихся с нарушениями интеллекта и разработать рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в специальных (коррекционных) школах VIIΙ вида.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по теме исследования.
Дать характеристику основным понятиям работы.
Выявить уровень развития познавательной сферы учащихся с нарушениями интеллекта
Разработать рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в специальных (коррекционных) школах VIIΙ вида.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
анализ литературных источников и документов;
педагогическое наблюдение;
анализ полученных данных.
Основная часть
1. Активизация познавательной активности учащихся на уроках
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей [6].
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.
Уровни познавательной активности:
Первый уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?».
Второй уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. [4]
Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может, не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение [9].
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.
2. Психолого-педагогическая характеристика развития познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие – остаются относительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере.
Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития [3].
Дети-олигофрены способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.
Положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития, подчеркиваемое Л.С. Выготским, дает основания полагать, что концепция развития нормального ребенка, в общем, может быть использована при трактовке развития умственно отсталых детей, что факторы, воздействующие на развитие детей, идентичны [3].
Развитие умственно отсталого ребенка определяется биологическими и социальными факторами. К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа.
Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей. Так, Г.Е.Сухарева пишет: «У детей, страдающих олигофренией, отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир». У умственно отсталых детей на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению. Все это создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом.
Недостаточность внимания, особенно произвольного, отмечается многими исследователями. Для них свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через 10–15 мин работы наблюдаются двигательное беспокойство, подвижность. Другие становятся вялыми и пассивными [3].
Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств у умственно отсталых детей. Для них характерна также неспособность распределения внимания между различными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ребенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик.
У так называемых возбудимых олигофренов особенно резко проявляется отвлекаемость, двигательная расторможенность, в то время как у заторможенных детей эти черты выражены в меньшей мере.
С возрастом у учеников вспомогательной школы несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально развивающимся сверстникам.
Обучение умственно отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают им приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте. Обычно выделяют вербальную (словесную), зрительную и моторную (двигательную) память.
Процессы памяти умственно отсталых детей характеризуются многими особенностями. Объем запоминаемого учениками специальной школы материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Точность и прочность запоминания учащимися и словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях. При этом умственно отсталые дети, характеризующиеся преобладанием процессов возбуждения, обнаруживают особенно отчетливо выраженную склонность к привнесениям.
Учащиеся, которые относятся к числу заторможенных, запоминают меньший объем материала, но количество привнесений у них незначительно.
Умственно отсталые учащиеся обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. В текстах дети выделяют эмоционально насыщенные фрагменты. Воспринимая их, они радуются, огорчаются, всем своим видом, жестами, возгласами передавая отношение к происходящему. Именно эти части текста ученики наиболее хорошо запоминают даже в тех случаях, когда не они определяют основное содержание прослушанного.
Продуктивность непроизвольного запоминания учащихся зависит от характера выполняемой ими работы. Если их деятельность носит активный характер, то результаты оказываются более высокими, чем при пассивном отношении к заданию.
Система работы учителя по активизации учебной деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта строится с учетом особенностей формирования познавательных процессов у умственно отсталых детей. Для развития интереса и активизации деятельности учащихся необходимы наглядность, разнообразие видов, методов, форм, способов и приемов преподавания.
Естественнонаучные знания у младших школьников специальной коррекционной школы в основном формируются на материале изучаемого предмета в начальном звене «Окружающий мир». Природоведческий материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых школьников. На уроках учителя решают не только образовательные, но и коррекционные и воспитательные задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.
Обучая учащиеся с нарушениями интеллекта, которые имеют невысокую степень мотивации к обучению, перед учителем всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. Поэтому, чтобы целенаправленно формировать интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке, я использую различные методические и дидактические приёмы в своей работе, что помогает ученикам преодолевать их недостатки в психофизическом и интеллектуальном развитии. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно и сама по себе активность на уроке возникает нечасто. Чем глубже умственно отсталый ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет в процессе обучения, тем прочнее у него знания, умения и навыки. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности, так как процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен.
Особым видом работы по формированию познавательной активности является создание ситуации успеха на каждом уроке. Мне, как педагогу, важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, повышения познавательного интереса представляет собой длительный процесс, складывающийся из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
3. Рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках.
На начальном этапе обучения у учащихся формируется первичный интерес к изучаемому предмету (преобладание внешних мотивов), целью которого является включение учащихся в урок, в этот период необходимо вызвать у учащихся заинтересованность во всем, что касается учебной деятельности по предмету. Во время этого этапа мною проводятся беседы с учащимися, анкетирование, классные часы. Каждый урок начинаю с какой-то новизны, интересного задания:
Например, учащиеся получают такое задание: прочитайте зашифрованную тему урока. Тема урока: «Человек» (Ч-25, 6-Е, 13-Л, 16-О, 3-В, 6-Е, 12-К). Цель задания: тренировка логического мышления, внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.
Упражнение «Волшебный мешочек», детям показывается мешочек, где лежат некие предметы, которые относятся к теме урока. Рассмотрим на примере темы «Гигиена человека»: в мешочек кладутся зубная щетка, мыло, мочалка, расческа и др. предметы гигиены. Дети должны перечислить их, и сами определить тему и цель урока.
Работа с картиной с изображениями природы, например, «Зима». Цель: учащиеся, опираясь на свой личный опыт и знания, полученные на предыдущих уроках, дают описание зимы, называют основные ее признаки.
Также в своей работе знакомлю учащихся с небольшими стихотворениями, например, при изучении темы «Птицы», к уроку были подобраны различные стихи о зимующих и перелетных птицах, о хищных птицах и др. Большую ценность представляют загадки, как один из видов обучающей игры. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Отгадывание загадок на уроках «Окружающего мира» можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.
В своей работе на этапе восприятия для пробуждения интереса к изучаемому материалу также использую пословицы, поговорки, сказки, которые позволяли детям глубже почувствовать красоту природы, его зависимость от природы, родство с ней. Например, задание: «Восстанови пословицы» (части которых соединены неверно) и другие. Такой материал не только увлекает, но и заставляет задуматься. Развивает у детей самостоятельность, инициативу, развивает речь ребёнка, обогащает словарный запас, тренирует внимание и память, закладывает основы творчества.
Развивается интерес и повышается активность на уроках и внеклассных мероприятиях через проведение экскурсий. В совокупности с уроком и различными видами учебно–практических занятий экскурсии в природу играют важную роль в развитии познавательного интереса. Ведь экскурсии учат наблюдать, сравнивать, сопоставлять, проводить практические работы. При наблюдении, у учащихся развивается не только зрительная, слуховая память, но и развивается любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
На следующем этапе работы по активизации деятельности учащихся создаю условия для формирования более глубокого интереса к учебной деятельности, необходимых для наиболее эффективного влияния внешних и внутренних факторов на отношение к учебной деятельности. Главными задачами этого этапа являются формирование мотивов учебной деятельности, интереса к знаниям, вооружение учащихся способами деятельности. Особое внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества обучения. Подробнее остановлюсь на некоторых приемах:
Найди «лишнее слово» (повторение тем: «Домашние животные»; «Дикие животные») Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания.КОШКАСОБАКАВОЛККОРОВА
ЛИСАМЕДВЕДЬКОЗАЗАЯЦ
Найди «лишнее слово». Закрепление темы: «Сезонная одежда детей». Цель: повторить виды сезонной одежды, развитие внимания.
ЮБКАФУТБОЛКАПАЛЬТОКОЛГОТКИРУБАШКА
КУРТКАБРЮКИПЛАТЬЕМАЙКАСАРАФАН
«Третий лишний». Цель: тренировка логического мышления. Повторение темы: «Детеныши животных». Детёныши: козлёнок, телёнок, ягнёнок, жеребёнок, лисёнок.
Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. Задание: среди буквенного текста вставлены слова. Ученик должен найти и подчеркнуть эти слова (первая строка – названия животных, вторая – овощи). Например:
Левммедведьакморжбфзаяцйсволкютгсло; Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн.
«Восстанови картину». Цель: коррекция низкого уровня развития восприятия и ориентировки в пространстве. Инструкция: перед вами отдельные детали предмета или картинки, вы должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет (наподобие мозаики), например, картину осени при изучении темы «Осень. Сезонные изменения в природе», рисунок животного леса, например, при изучении темы «Животные леса зимой» и др.
На своих уроках для активизации познавательной деятельности учащихся стараюсь создавать проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску решения учебной задачи. Особенно больший интерес у детей вызывает решение таких проблемных жизненных ситуаций, которые они могут обсудить, опираясь на свой личный опыт.
В своей работе по повышению познавательного интереса и активности использую различные дидактические игры, в том числе ролевые. Особенно влияют на эффективность обучения учащихся ролевые игры. Наличие сюжета развивает у ребят воображение, мышление, волю, способствует вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, предполагает личностный подход к игровой ситуации, стимулирует познавательную активность учащихся. Например, предлагаю учащимся такие игры:
Дидактическая игра «Отгадай-ка!» для развития памяти, внимания и речи. Цель: тренировать внимание, речь, память. Ход игры: задание состоит в том, что ребенка просят по памяти описать какой-либо из изучаемых предметов так, чтобы товарищи угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. Например, дать описание птицы, домашнего животного, животного леса, насекомого и др.
«Рассеянный наборщик». Цель: повторить названия домашних животных; развитие внимания, мышления, памяти. Инструкция: правильно расставить буквы так, чтобы получить слово (свинья, овца, кролик, лошадь, индюк).ЯИНВСЬ ВОАЦ ШОДЬЛА РКОИКЛ КЮНДИ
Игра «Поиск». Задание: учащиеся ищут в учебнике новые слова - термины.
«Справочное бюро», с целью повторить слова - природоведческие термины.
«Зоопарк », цель игры: повторить и закрепить тему «Дикие животные», и другие дидактические игры: «Найди половинку», «Угадай» и т.д.
Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение, не боясь отрицательной оценки или сделать что-то не так как обычно.
На следующем этапе обучения, задача которого состоит в формировании у каждого ученика в пределах доступных ему возможностей повышения интереса к предмету на возможно более высоком уровне. Здесь, как учителю, мне необходимо формировать внутри самой учебной деятельности ориентацию учащихся на способ добывания знаний, а не только на сами знания. Работа учителя по формированию познавательного интереса должна основываться на коррекции интеллектуальной деятельности детей с нарушением интеллекта. На данном этапе мною используются упражнения, задания творческого характера. Они отличаются более самостоятельным, более творческим выполнением заданий. Одним из приемов для активизации деятельности учащихся на уроке - работа с небольшими тематическими кроссвордами, которые составляются на базе основного программного материала с зашифрованными природоведческими понятиями и терминами. Чтобы работать с кроссвордами учащиеся должны иметь определенный накопленный словарный запас и опыт работы с ними. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки общей эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. На уроках использую и такой прием как викторины, связанные с темой урока и поставленные в занимательной форме. Викторины помогают быстро, интересно повторить пройденный материал, выявить пробелы в знаниях отдельных учащихся. Викторина возбуждает интерес, развивает сообразительность, повышает внимание учащихся, усиливает эмоциональную сторону учебного материала, оживляя урок. Иногда, например, в качестве домашнего задания, чтобы повысить интерес ребят к изучаемой теме, предлагаю ребятам самим попробовать сочинить загадки о растениях и животных. Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил.
В теории и практике обучения разработаны и успешно применяются различные виды, формы и методы повторения. Определённое место в работе учителя занимают тесты. Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом им напоминает отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов. Как и в работе с занимательными материалами, при работе с тестами активизируется мыслительная деятельность, любопытство, что в свою очередь выступает основой развития любознательности. Предлагаю некоторые из них:
3 класс: Тест № 1. Тема: «Грибы съедобные и несъедобные». Задание: выдели красным цветом грибы, которые мы называем несъедобными: Белый гриб, сыроежки, подосиновик, лисички, бледная поганка, груздь, мухомор, опята, подберёзовик.Тест № 2. Тема: «Лиственные и хвойные деревья». Задание: найди и подчеркни хвойные деревья: Берёза, ель, ива, сосна, осина, тополь, лиственница, дуб.
Тест № 3. Тема: Сосна
Сосна – это: (подчеркни правильный ответ)
Деревьякустарниктрава
Где растет? ______________________________
Сосна – это: (подчеркни правильный ответ)
Хвойноелиственное
Сосна–это: (подчеркни правильный ответ)
Светолюбивоетенелюбивое
Имеются ли плоды _______
Запиши части дерева______________________
Какую пользу приносит? ___________________
Тесты применяются на разных этапах урока, чаще при повторении ранее изученного и закреплении нового материала. В работе с тестами совершенствуется внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль, умение обобщать знания, чётко формулировать ответ.
Хороший результат для активизации познавательной активности учащихся на уроках «Окружающий мир» показывает проведение нетрадиционных уроков. Такие уроки как: урок аукцион, урок-путешествие, урок-игра и др. Все эти нестандартные формы проведения уроков позволяют повторить, закрепить и обобщить полученные знания. Нестандартные уроки способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта и повышают уровень их общего развития.
Таковы некоторые виды, использованных мною приемов и методов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках «Окружающий мир». Все вместе взятые, приемы помогают мне воспитывать у детей стремление к знаниям, желание узнавать новое, формировать активную жизненную позицию, учить экологически грамотному поведению в природе.
Таким образом, применение новых педагогических технологий, методов и приемов активизации работы с учащимися с нарушениями интеллекта на занятиях и вне занятий, использование приемов стимулирования познавательной деятельности, оказывает влияние на развитее познавательной активности детей в учебном процессе.
Выводы
Увеличение численности лиц с отклонениями в развитии существенно изменило характер отношения к ним со стороны общества. Это стало дополнительным стимулом развития специальной психологии и повысило ее социальную значимость.
Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений, проявляющихся в аутизме, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах.
Дети с выраженной степенью умственной отсталости нуждаются в особом внимании и заботе. Неадекватные способы взаимодействия родителей с ребенком, неумение наладить эмоциональный контакт и общаться с ним, искажает естественный ход механизма (адаптации или социализации) ребенка с раннего возраста, влияют на становление его личностных качеств и осознанного отношения к окружающему миру.
Исследования в коррекционной педагогике показывают, что без целенаправленного воспитания невозможно решать проблемы «включения» ребенка в окружающую среду, не происходит реализация действия «пусковых» механизмов, направленных на вовлечение проблемного ребенка в социум.
Организованное в стране обучение предполагает коррекцию недостатков психофизического развития умственно отсталого ребенка, сообщение ему определенного круга знаний, выработку практических умений, воспитание положительных черт личности и открывает перспективу самостоятельной трудовой жизни и интеграции в общество.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках - это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
На уроках в специальных (коррекционных) школах VII вида учителя сознательно формируют не только образовательную дидактическую цель, но и развивающую и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.Список использованной литературы:
1.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 1956. - С. 86-98.
2.Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Педагогика, 1979.
3.Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. - М. Педагогика, 1982
4.Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Медицина, 1985.
5.Мамайчук И.И., Трошихина Е.Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов // Дефектология. - 1997. - №3.
6.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б. П. Пузанова.- М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 267 с.
7.Отто Шпек. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А. П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. -432 с.
8.Певзнер М.С. Дети - олигофрены. - М.: Медицина. 1959
9.Рубенштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Медицина, 1979.
10.Смолкин А.М. Активные методы обучения. М:1991
11.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М: 1982.