Методическая разработка Эффективное использование коррекционно — развивающих заданий


Эффективность использования коррекционно-развивающих заданий на уроках трудового обучения (штукатурно-малярное дело)
в ГКС (к) ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ №1»
Ворошиловского района, г. Волгограда
учитель ТО Ананьева Татьяна Ивановна
Познавательные процессы в рамках любой (в том числе трудовой) деятельности выполняют роль инструментов познания окружающего мира.
Развитие познавательных процессов детей обучающихся в коррекционной школе является важным условием коррекционного обучения.
Познавательные процессы детей с ОВЗ формируются в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами.
Психическое недоразвитие у детей с ограниченными возможностями здоровья имеет тотальный характер и охватывает все сферы психики: сенсорную, моторную, интеллектуальную, личностную. Замедленный и качественно измененный характер развития определяет своеобразие формирования психических процессов.
Слабая дифференцированность и узость восприятия, нарушение его избирательности и точности ограничивает возможности при ознакомлении и познании окружающего мира.
Небольшой объем, слабая устойчивость и переключаемость, малая произвольность внимания обуславливают затруднения учащихся при анализе предметов, при переключении внимания с одного объекта на другой.
Мышление развивается значительно медленнее и в более поздние сроки, характеризуется своеобразием развития всех его видов, а также мыслительных операций: бедность и фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, расширение или неправомерное ограничение оснований для обобщения.
Существенные особенности памяти: ограниченный объем и замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и воспроизведения информации, недоразвитие смысловой памяти при относительной сохранности механической оказывают влияние на учебную деятельность детей.
Отклонения в речевом развитии детей обнаруживаются при характеристике различных сторон речевой деятельности: фонетико-фонематической, лексико-семантической, логико-грамматической. Бедность словарного запаса, сниженная речевая активность и потребность детей в общении ограничивают их коммуникативные возможности: плохо понимают вопросы и словесные инструкции, не принимают участие в беседе, передают содержание текста упрощенно и несовершенно, испытывают затруднения в овладении навыками чтения и письма.
Своеобразие познавательной деятельности отчетливо проявляется на всех возрастных этапах и в различных видах деятельности (предметно-практической, игровой, учебной, трудовой). Деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется рядом особенностей: слабость и неустойчивость мотивов, нарушения целенаправленности, недостаточно критичное отношение к результатам деятельности, которые выражаются в слабой ориентировке в задании, неумении планировать, подчинять отдельные действия поставленной задаче, выбирать средства для ее решения.
Дети с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в специфических условиях организации образовательной среды, способствующей коррекции и компенсации дефектов развития.
Педагогическая целесообразность темы обусловлена затруднениями при усвоении учебного материала уроков профессионального трудового обучения воспитанниками интерната и отсутствием соответствующих учебников по предмету.
На уроках трудового обучения (штукатурно-малярное дело) используются коррекционно-развивающие задания собственной разработки.

Мыслительные операции
а) анализ - синтез:
1. Технология оштукатуривания стен.
Задание. Выбери из приведенного списка нужные инструменты для работы с раствором:
Долото
Зубило
Отвес
Кельма
Молоток
Терка
Сокол
Правило
Кисть
Шпатель
_______________________________________________________________________________________________________________________________(прочти вслух).
2.Малярные работы.
Задание. Прочти текст и определи, какую операцию ты должен выполнить при окраске панелей:
Стены должны быть очищены от пыли, от набрызгов раствора, жиров и масел, шероховатостей.
(ответ: подготовка поверхностей)
3. Задание. Что может произойти, если окрасить непросохшую поверхность?
Вздутие краски
Отслоение краски
Не прилипание краски
Не прокрашивание краской поверхности.
Выбери правильный ответ.
4.Задание. В смешанный, известковый раствор (1:1:4) добавляют добавку – вяжущее (гипс). Объясни, зачем вводят гипс в известковый раствор?
5. Задание. От какого имени существительного произошло слово флейцевание?
6.Прочти текст: Процесс каменной кладки состоит из установки порядовки и причалки, подачи и раскладки раствора и кирпича, укладки кирпича вверсты, заготовка маломерных кирпичей, расшивка швов и контроль качества кладки.
Напиши план работы при выполнении кирпичной кладки.
б) сравнение:
1.В зависимости от назначения зданий и сооружений и требований к их отделке существует три вида окраски:
•Простая окраска
•Улучшенная окраска
•Высококачественная окраска .Изучите таблицу №1. Сравните технологические операции при все трех видах окраски водными составами. Сделайте вывод (табл.на экране)
2.Определите по внешнему виду густоту гипсового раствора, применяемого для заделки трещин.
•Жидкий,
•Густой,
•Сметанообразный.
в) обобщение:
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДАНИЙ
По назначению: гражданские и промышленные (назови какие это здания )По этажности:
1. одно………
2.двух………..
3.трех……..
5.пяти……..
9.девяти…….
16.шестнадцати………….
По материалу основных конструкций:
дерево, кирпич, металл, пластмасса, бетон.
По способу возведения: сборные, монолитные, сборномонолитные.
2.Технологический процесс окраски стен и потолков включает в себя следующие операции:
а) Отводка филенок,
б) Сглаживание поверхности,
в) Шпатлевание,
г) Зачистка поверхности,
д) Шлифование,
е) окраска,
ж) грунтовка.
Составьте последовательность 8-ми операций для улучшенной технологии окраски как определенное сочетание операций, названных в списке.
ответ: г), б), ж), в), д), ж), е), а).
3.Наиболее ровное покрытие при окрашивании обеспечивает:
а) флейцевая кисть,
б) валик,
в) краскопульт,
г) маховая кисть,
д) филенчатая кисть,
е) аэрозольный баллончик.
Ответ: в).
4.Технология оклейки стен обоями
Из приведенного списка выберите типы клеев, которые целесообразно использовать для оклейки поверхностей бумажными обоями:
а) марки «БФ»е) марки «бустилат»
б) марки «момент»ж) марки «КМЦ»
в) клейстерз) ЭПОКСИДНЫЙ КЛЕЙ,
г) марки ПВА,и) марки «КН-2»
Ответ: г), е), ж).
УСТАНОВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ:
а) причинно-следственные
1.Каким шпателем лучше выполнять первое сплошное шпатлевание? Почему?
2. Можно ли выполнять высококачественную отделку некачественными материалами или инструментами? Докажите, почему вы так думаете?
3.Почему сплошное шпатлевание следует проводить только по грунтованной поверхности?
4.Может ли краскопультом ручного действия управлять один человек? Докажите, почему так считаете.
б) целевые:
1.Зачем при высококачественной окраске требуется выполнять сплошное шпатлевание три раза или даже больше?
2.Зачем поверхности перед окрашиванием надо специально подготавливать?
3.Зачем нужно обязательно перед окрашиванием тщательно процеживать состав?
в) условные:
1.Если не проверить перед началом работы исправность краскопульта и начать закачивать состав в резервуар, то что может произойти?
2.Если при приготовлении окрасочных составов не соблюдать рецептуру, что может произойти?
3.На каком расстоянии надо держать форсунку от поверхности, чтобы краска ложилась равномерно? Если не соблюдать расстояние, то что может произойти?
Задания на определение истинности суждений
а) выбери правильное предложение.
При приготовлении гипсового раствора :
•Воду заливают в сухой гипс.
•Гипс засыпают в воду.
б) зачеркни неверный вариант.
Перед оштукатуриванием необходимо создать шероховатость поверхности, поэтому выполняют насечку инструментами: зубило, бучарда, молоток, отбойный молоток, шпатель, кельма.
в) по рисунку определите вид работы и назовите его.(см. картинку в приложении).
Выбери правильный вариант оклейки стен обоями.
Откуда надо начинать оклеивать стены обоями:
а) от дверей в обе стороны влево и вправо;
б) от угла левой стороны;
в) от угла правой стороны;
г) от окна влево и вправо (в обе стороны)
Ответ: г).
Самым современным способом производственных помещений является: отделка потолков жилых и общественных помещений
а) окраска цветным колером;
б) оклейка декоративными обоями;
в) натяжные пленочные покрытия;
г) покрытия легкими ламинированными пластинами из пенопластных материалов;
д) оклейка моющими обоями;
е) установка подвесных панелей.
Ответ: в).
При окрашивании кисть ставится по отношению к поверхности:
-под углом 30 градусов;
-под углом 45 градусов;
-под углом 60 градусов;
-под углом 90 градусов;
-произвольно.
Ответ: под углом 90 градусов. Докажи, почему?
Грунтование окрашиваемой поверхности проводят для того, чтобы:
а) выровнять поверхность;
б) закрыть пятна на поверхности для обеспечения лучшей передачи колера;
в) обеспечить гидроизоляцию поверхности;
г) создать надежное сцепление краски с поверхностью;
д) сделать покрытие антисептическим.
Ответ: б), г).
Задания, направленные на развитие воображения:
а) воссоздающего
-19778612616400-14097014541500-14003414541500592388214541500-15938514478000
60794901012190000
– Выполнение кирпичной кладки по схеме толщиной по однорядной системе перевязке швов толщиной в 1,5 кирпича.

– послушайте описание технологического процесса кирпичной кладки:
-18133477966900Кирпичи в кладке располагаются так, чтобы верхний камень перекрывал вертикальный шов нижележащих кирпичей. Таким образом , обязательным условием прочности кладки является перевязка вертикальных швов.
Выполняйте кладку последовательно согласно рисунку.
б) творческого:
591786614641800
-140335-63500-137160-444500Задание на выполнение кладки другими материалами:
- Представьте себе, как будет выглядеть кладка из бутового камня или из бетонных блоков. Расскажите, что остается неизменным в кладке,
а что меняется.
( перевязка швов, форма, размер).
721614015811500-1371603426300
Задания, направленные на развитие памяти:
а)задания, на заучивание материала
-19778619598100570791514785500-23241019303900
Правило.ЗАПОМНИТЕ!
Всегда соблюдайте правила безопасной работы!
Это поможет сохранить здоровье, а возможно и жизнь!
Правило. Запомните!
Верно выполненные подготовительные работы, например, раскладка кирпича, экономит силы каменщика и повышает качество кладки и производительность труда.
Правило.Запомните!
Основные инструменты каменщика- мастерок(кельма), молоток- кирочка, расшивки, растворная лопата.
-16637024511000
-133985-4381500Подготовка к экзаменам
6212205-63500-130409103600Билет №4.
Устройство краскопульта. Неисправности в процессе работы и устранение их.
Краскопульт состоит из корпуса насоса, который находится внутри корпуса краскопульта, клапанная коробка включает в себя всасывающий и нагнетательный клапаны, от которых отводятся шланги: всасывающий шланг и нагнетательный шланг. На конце всасывающего шланга крепится фильтр, а нагнетательный шланг соединяется с удочкой, которая имеет кран через который проходит окрасочный состав и на конце ее располагается форсунка(распылительная головка).
В процессе работы могут возникнуть непредвиденные неисправности:
Засорилась форсунка (плохо процедили состав);
Перегибание шлангов приводит к тому, что их срывает с корпуса (стараться следить за тем, чтобы шланги не перегибались);
Краскопульт работает на холостом ходу (не качает) стерлись сальники. Заменить.
Заржавели сальники или клапаны (постучать по корпусу, смазать поршень и сальники техническим вазелином).
-919082262600
б) задания на припоминание (воспроизведение) материала:
ранее изученного
При изучении контрольно- измерительных инструментов каменщика, вспомните
Какими контрольно- измерительными инструментами вы пользовались при выполнении штукатурных и малярных работ?
Зачем поверхности перед окрашиванием надо подготавливать?
из жизненного опыта (других источников)
Какими по виду обоями оклеены стены в ваших квартирах?
(цвет, фактура )Из какого материала выполнено возведение вашего здания (дома, в котором вы живете)?
в) задания для опосредованного запоминания:
Кодирование символами
434516770700414591514658400473011514795500254015049500
Нанесение окрасочного состава краскопультом

434512148600
Нанесение обойного клея на полотнище кистью
-149063920300619252010350500-3175010350500
129473476286800
498030515875000-15240157480005197011072400
Нанесение окрасочного состава кистью
-5281215649300
Назовите вид резьбы по дереву
635100965001098551022350062318904508500

43451808100
Назовите приемы резьбы.

Назовите, какая это операция?

Что означают нарисованные фигуры?

На рисунке представлены варианты оклейки стен обоями.
Назовите вариант (ы), технологически правильные.

Схема кирпичной кладки толщиной в 1,5 кирпича. Определите, какая здесь обозначена система перевязки швов?

Цветовой малярный круг. Для чего он нужен в малярной технологии?

Назовите по рисунку виды инструментов. Где применяются?

Задания, направленные на развитие восприятия:
а) задания, развивающие избирательность восприятия
– Прочитайте текст и выберите слова, выделенные жирным текстом:
Конструирование – это создание изделия. Изделие должно быть технологичным, прочным, надежным и экономичным.
Что означают эти выделенные слова синим цветом. Попробуй объяснить значения этих слов.
б) задания, развивающие константность восприятия
– предметы в необычном ракурсе (рисунок: заделка трещин)

в) задания, развивающие осмысленность и обобщенность восприятия

Задания, направленные на развитие речи:
а) словарная работа:
-34156996280061356376112700-361626112700
подбор названий предметов, признаков, действий
Из перечисленных словосочетаний выберите те слова, которые обозначают предмет:
прирезка линолеума, тонкая фанера, кромка, мастика, холодная сварка, зубчатый шпатель.
-1015333509200
-5340713866400471109813866400-10153313836300
подбор слов синонимов
технология окраски – последовательность работ;
водная окраска – побелка;
каменная кладка – кирпичная кладка.
-5340715350300
б) работа над словосочетаниями
5467714337700-2667010604500596963510604500
Задание. Прочитай вслух словосочетания и попробуй их объяснить: угол рассвета, зубчатый шпатель, клейкая лента, холодная сварка.
1397013542200
в) работа над предложениями
54991674177600-539759906000-10350510160000
а) Задание: Закончи начатое предложение.
Холодную сварку производят с помощью специального ……,
для холодного сплавления, который объединяет два полотнища.
б) Задание: Ответы на вопросы
В каком случае применяют холодную сварку линолеума?
Какие виды клея для холодной сварки вы знаете?
Зачем существуют разные виды насадок на клей?
в) Подбор предложений, синомических данномуВыполненная работа должна соответствовать техническим условиям.
(Работа должна быть выполнена качественно).
-2172422435600
г) работа над текстом
Составьте рассказ по плану
56749951047750045085406400000-254013652500-381010414000
-20891512643200 Прочитай и расскажи, о чем идет речь в данном тексте:-20383522860000
5779135381000-127635377380500