Развитие познавательного интереса в ходе устной работы на уроках математики учащихся пятых – девятых классов.













Развитие познавательного интереса в ходе устной работы на уроках математики учащихся пятых – девятых классов.









Выпускная работа
слушателя курсов повышения квалификации - учителей математики
Лебединской Елены Владимировны,
учителя математики общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 2
г. Алушты


г. Симферополь 2010 г. Содержание

ВВЕДЕНИЕ .................................3

І. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ.....................................................................................................4

Психолого-педагогическое видение понятия познавательний интерес........................................................................................................... 4

1.2. Устная работа,её роль в развиттии познавательного интереса.................8

ІІ. ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ХОДЕ УСТНОЙ РАБОТЫ ............................................................................12

2.1.Формирование навыков вычисления в уме.............................................12
.
2.2. Организация восприятия устного счёта.......................................................18

2.3. Формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики.............................................................................................................19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................21
ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................23

ВВЕДЕНИЕ

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задумываться над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысли школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся в большей степени зависит от методики её преподавания, от того насколько умело будет построена работа. Надо стремится, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, использовать его любознательность и познавательный интерес. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период надо стремится раскрыть притягательные стороны математики. Включая в урок разнообразные устные упражнения, которые делают процесс обучения более разнообразным, где-то даже занимательным, создавая у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей при усвоении учебного материала. Разнообразные по содержанию устные задания поддерживают и усиливают интерес детей к математике. Устная работа это этап урока и он имеет свои задачи:
1) Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыковс учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Считаю, что мною выбранная тема актуальна, так как работая в классах с детьми у которых разный уровень подготовки, каждого необходимо вовлекать в работу, заинтересовать весь класс.
Математика является одной из важнейших наук на земле, именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке. А развивать познавательный интерес к математике, на мой взгляд, возможно с помощью использования различных видов устной работы.
Цель работы – рассмотреть использования различных видов устной работы для повышения познавательного интереса к урокам математики.
Задачи:
- изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе.
- подготовить различные виды устных упражнений для повышения познавательного интереса к урокам математики.
- сделать выводы, по использованию данных видов устных упражнений.


І. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ.

Психолого-педагогическое видение понятия познавательний.

Одним из важнейших способов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
Интерес – сложное понятие, которое можно рассматривать с позиции разных авторов. В переводе с латинского языка слово «интерес» (interest) означает «имеет значение, важно». В словаре Ожегова С.И. «Интерес - это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять; занимательность, значимость».
С точки зрения психологов: «Интерес- это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительными эмоциональными отношениями к ней. Значит, каковы бы ни были трактовки этого понятия, можно сказать, что значение интереса велико. Интерес побуждает к овладению знаниями, заставляет учеников активно работать, преодолевая трудности и препятствия. Таким образом, психолого-педагогическое понятие интерес отображает множество значимых процессов: от единичных (внимание), до их совокупности, он выражается в тенденциях, потребностях, отношениях.
Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес может появиться стихийно и не осознано вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение, которое может определяться многими причинами: потребностями, общественными требованиями. Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Поэтому и счастье жизни человек испытывает тогда, когда у него есть интересы. Интересы побуждают к деятельности, активизируют личность, Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно.
Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Интересы различают по их содержанию или направленности. Можно выделить математические, общественные и духовные интересы.
Проблема познавательного интереса одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирование познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Познавательный интерес - суть этого понятия, заключается в целенаправленном стремлении учащихся к овладению знаниями, в активном поиске новых способов углубления познания. Таким образом, особое свойство этого интереса заключается в том, что его объектом может служить не только содержание предмета, но и процесс овладения знаниями.
Познавательный интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма широким, распространяющимся на получение информации вообще, на изучение нового о различных сторонах предметного мира и углубленным в определенную область познавания (речь идет о процессе овладения учащимся научными истинами, закономерностями, системой знаний в школе). Познавательный интерес направлен на познавание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данной предметной области, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности. Познавательный интерес может приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности. Познавательный интерес - важнейшее образование личности. Которое складывается в процессе жизнедеятельности человека. Формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется: активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. Эмоциональные проявления вплетенные в познавательный интерес: эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство успеха. Центром познавательного интереса являются мыслительные процессы.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Он усиливает и углубляет другие познавательные мотивы, с которыми он переплетается и взаимодействует: возможность получать знания, узнавать новое, успехи в учении и др. Познавательный интерес раньше других осознаётся школьником. «Интересно»- «неинтересно» - основные критерии его оценки. На вопрос «Что тебе нравится в школе?» значительная часть отвечает: «Интересно учиться, интересно каждый день узнавать новое». В педагогической практике познавательный интерес рассматривают как стимул процессов обучения и воспитания, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать учебный процесс привлекательным, выделять то, то может привлекать внимание учеников, заставить активизировать мышление, волноваться и переживать, увлечённо работать над учебной задачей. Ведь человек из окружающего мира отбирает только то, что является для него более значимым, следует задумываться над тем, что особо важное и значительное в обучении представлять в интересной для учеников форме. Также познавательный интерес взаимодействует и с моральными мотивами, главным образом с чувством долга и ответственности. Познавательный интерес выступает не только как мотив и средство обучения, но и как устойчивое качество личности. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, “жажда знаний”, все это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания. Познавательный интерес определяет активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей. Он определяет поисковый, творческий характер любого вида познавательной деятельности, благоприятствует формированию способностей к творчеству в самых разных видах деятельности. Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения – одна из центральных, решение её, связано с двумя главными вопросами: во-первых, содействовать наиболее полноценному отражению в сознании учащихся явлений науки, проникновению в их существенные взаимосвязи; во-вторых, на этой почве пробуждать, поддерживать и подкреплять такое отношение к знаниям, к учению в школе, которое наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением не скользить по поверхности, а углубляться все более и более в процессе познавания. Задача учителя: сформировать познавательный интерес как устойчивый мотив познавательной деятельности, что составит прочную основу и направленность личности по отношению к учению, к духовным ценностям.
Учение – основа развития познавательных интересов учащихся. В учебном процессе, организующем и направляющем познавательную деятельность школьника, заключены важнейшие условия и возможности прямого и косвенного влияния на познавательный интерес. Эти влияния, выступающие, как стимулы познавательного интереса, систематически и повседневно формируют не только ситуативный интерес, но и содействуют становлению его как самого значимого мотива познавательной деятельности.
Познавательный интерес на пути своего развития характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов. Ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

1.2. Устная работа, её роль в развитии познавательного интереса.
Повышение познавательного интереса на уроках математики может достигаться при помощи устных упражнений. С их помощью учащиеся отчетливее понимают сущность математических понятий, теорем, математических преобразований. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность.
Любимым моментом урока для ребят становится устная работа. Она весьма оживляет урок. На ней можно отдохнуть, в хорошем смысле этого слова, развлечься. Это самый «свободный» этап урока. Вопросы быстро сменяют друг друга, если не знаешь ответ на один, то не беда, сможешь проявить себя на следующем. Это очень динамичный, активный вид деятельности, вносящий разнообразие в уроки математики. Кроме этого, каждый ученик может отличиться, «заработать» поощрение, хорошую оценку и т.п.. Устная работа занимает важное место в преподавании математики в начальных и младших классах, значительно меньше места ей уделяется в основной школе и, к сожалению, она, довольно, часто игнорируется в старших классах. Вместе с тем основные её цели, дидактические функции остаются актуальными и полезными.
Выделим некоторые особенности устной работы. Её основными дидактическими функциями являются, такие:
Подготовка учащихся к работе на уроке, в частности к восприятию нового материала.
Улучшение усвоения математики, более сознательное неформальное усвоение предмета.
Систематическое повторение пройденного материала.
Форма проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Развитие учащихся (внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, инициативы и т. д.)
Формирование интереса к предмету.
Активизация учебной деятельности на уроке.
Следовательно, в содержание устной работы, по возможности, нужно включать упражнения следующих типов:
а) на закрепление и отработку текущего материала;
б) на повторение;
в) с элементами творчества (например, для подготовки к восприятию нового материала, с новой для ребят ситуацией и т. д.);
г) развивающего характера (в том числе нестандартные упражнения, на сообразительность, занимательные).
Начинать устную работу следует с более лёгкого упражнения, постепенно усложняя задания. Это делается, с одной стороны, для того, чтобы учащиеся постепенно втянулись в относительно быстрый ритм устной работы. А с другой стороны – чтобы не подавить их инициативу и активность. Продолжительность не должна превышать 10 минут(оптимально 7 8 минут). Условия устного упражнения можно представить через плакат, таблицу, а можно прочитать вслух. При последнем способе условие задачи может оказаться трудным для запоминания, например, из-за длинного текста или большого количества числовых данных. В этом случае, чтобы не нагружать память, а сосредоточить внимание учащихся на ответе, чтение задачи лучше сопроводить краткой записью условия. Другими словами, желательно, чтобы условие предлагаемой задачи в той иной форме было представлено ученикам в зрительной форме. Устные упражнения по геометрии направлены на то. Чтобы способствовать развитию пространственных представлений учащихся. Они должны помогать более четкому формированию геометрических понятий, подготавливать к восприятию новых пространственных соотношений и расширять имеющийся запас геометрических образов.
Планировать устную работу лучше в конце подготовки конспекта, чтобы представлять весь урок в целом, его основные цели и конкретные задачи. Устная работа это прекрасное, активное, мобилизующее, настраивающее на работу начало урока. Отчасти это связано с тем, как известно, в начале урока (приблизительно на 3 минуте) наступает первый кризис внимания школьников. Второй кризис внимания школьников, как правило, бывает в середине урока (23 25 минута). В это время тоже хорошо отвлечь ребят несколькими уместными устными вопросами. Чтобы стимулировать активность, инициативу учащихся, дать возможность проявить себя, можно ввести следующую систему оценок. Во время устной работы ученик получает «+», «(», «±», «((». Если учащийся наберёт (может быть за несколько уроков) пять знаков, например, все «+», то он получит оценку 12, за четыре «+» и один «-» – оценку 9 и т. д., при этом учитывается все возможные сочетания четырёх указанных знаков. Такая система оценок хорошо принимается учащимися. Причина этому заключается в том, что она позволяет гибко реагировать на ответы, ребята могут проявить себя, добиться хорошей отметки.
Устные упражнения с успехом применяются на других этапах урока, например, для более активной проверки домашнего задания учащимся можно предложить серию специально подобранных вопросов, которые дают возможность установить наличие домашнего задания и правильность его выполнения. Причём, такая форма проверки позволит выявить наиболее важные и характерные особенности, нюансы решения той или иной задачи. Также устные упражнения с успехом применяются при опросе учащихся, закреплении нового материала, решении задач, повторения.
Учитель должен выступать в роли арбитра во всех спорах, направляя учебную деятельность в поступательном развитии. Не исключено и то, что отдельные ученики могут выключаться из учебного процесса, пытаться заниматься другими делами. Это тоже должно быть замечено учителем. Управляя совместной работой учащихся, учитель должен следить за продвижением учеников в учебном процессе и в соответствии с этим регулировать темп учебной деятельности. Большую роль для формирования интереса к изучению математики играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен быть сдержан, терпелив, никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.


ІІ. ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ УСТНОЙ РАБОТЫ.
2.1.Формирование навыков вычисления в уме.

Хорошо развитые навыки учащихся в устных вычислениях
· одно из условий их успешного обучения в старших классах. Учителю математики необходимо обратить внимание на устные вычисления с того самого момента, когда ученики перешли к нему с начальной школы.
В пятом классе мы закладываем основы обучения математики. Не научим вычислять в этот период,
· будем иметь трудности в будущем, в работе, а своих учеников приговорим к постоянным неудачам.
Устные вычисления проводят так, чтобы дети начинали с лёгкого, а потом постепенно переходим к сложному. Если сразу взвалить на учеников сложные задания, то дети почувствуют беспомощность, разволнуются, их инициатива будет подавленна. Во время устной работы нужно обратить особое внимание на то, чтобы ничто не отвлекало учащихся, поэтому нужно всё (тетради, книги, ручки, карандаши и т.п.) отложить в сторону, на классной доске не должно быть никаких записей, не относящихся к устной работе, в классе должна быть полная тишина.
Можно выделить следующие виды упражнений: 1) слуховые упражнения: считающий воспринимает данные на слух, ничего не пишет и никакими пособиями не пользуется;2) зрительные упражнения: считающий воспринимает числа зрением, при этом применяются различные наглядные пособия;
3) зрительно-слуховые упражнения: задание воспринимается на слух и зрением. Учитель не только называет числа, которыми нужно оперировать, а еще их и демонстрирует своим ученикам (записывает на доске, показывает на таблице). Те, кто не может держать числа в памяти, на практической работе плохо вычисляет. Поэтому, в школе нельзя недооценивать первый вид устной работы, когда числа воспринимаются только на слух.
Нужно сделать так, чтобы устная работа воспринималась учениками как интересная игра. Тогда они сами внимательно следят за ответами один одного, а учитель становится не только контролером, а и лидером, который придумывает новые и интересные задания. Одной из главных задач учителя в этом процессе организация деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Любой учитель, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребёнка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давая отставать в своём развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных заданий к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию
Хорошо известно, что учащиеся, владеющие твёрдыми навыками устного счёта, быстрее осваивают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных упражнениях развивают память учащихся, быстрота реакции, сосредоточенность - важные элементы общего развития. Поэтому отработка достаточно устойчивых вычислительных навыков всегда в центре внимания.
Составляя устные вычислительные упражнения, нужно обратить внимание на отработку вычислительных навыков. Прежде всего, надо определить, какой математический материал способен служить основой для достижения поставленной цели. Так в 5-6 классах важная цель устных заданий состоит в том, чтобы научить всех ребят « производить в уме арифметические действия в пределах сложности примеров на сложение и вычитание двузначных чисел, умножение и деление нацело двузначного числа на однозначное число».
При составлении упражнений, предназначенных для первоначального формирования какого-либо вычислительного навыка, целесообразно руководствоваться следующим принципом: сосредоточить усилия на отработке шагов вычислительного алгоритма при упрощении сопутствующих вычислительных навыков.
При изучении арифметических действий над положительными и отрицательными числами важно подчеркнуть такую последовательность шагов алгоритма: сначала по определенному правилу записывают знак результата, а затем находят модуль результата. Это позволяет предупредить ошибки, когда ученики, определив модуль результата, забывают о знаке.
В устных упражнениях рассматривают сначала действия с однозначными целыми числами в следующих ситуациях: а) модуль положительного слагаемого либо больше, либо меньше, либо равен модулю отрицательного слагаемого ( -1+9, -8+6,-5+5); б) вычитаемое больше или равно уменьшаемому и оба числа положительные (1-6, 2-2); в) вычитание отрицательных чисел с разными знаками (-3-(-9), -8-(-4), -7-(-7)). Затем в устные упражнения вводятся целые и дробные числа с одной и двумя значащими цифрами. Безошибочное выполнение арифметических действий над десятичными дробями в значительной степени зависит от навыков оперирования с натуральными числами. Известно, например, что ученики часто затрудняются на следующих этапах устных арифметических действий: переход через десяток при сложении, дробление десятка при вычитании, сложение в уме двузначного и однозначного чисел при поразрядном выполнении умножения (18 + 36; 43 - 25; 36 · 4). Поэтому упражнения, учитывающие указанные случаи, весьма уместны в системе заданий на дроби ( -1,8 - 3,6; 2,5 - 4,3; -2 + 0,6; -3,6 · 4).
На начальном этапе обучения вычислениям с десятичными или обыкновенными дробями первоочередное внимание нужно уделить не устному, а письменному выполнению действий. Это объясняется тем, что письменное выполнение алгоритма содействует формированию устного вычислительного навыка у многих учеников. Поэтому устные вычислительные упражнения на дроби не должны быть преждевременными. Их целесообразно включать лишь на этапе закрепления или поддержании вычислительного навыка, а также в комплексе с другими математическими операциями при решении содержательных задач.
В ходе выполнения разнообразных упражнений, таких, как тождественные преобразования числовых и буквенных выражений, решении линейных уравнений, решении текстовых задач, у учащихся ослабляется внимание к технике вычислений, поскольку они сосредоточивают свои умственные усилия на способе решения поставленного вопроса, на сочетании вычислительных элементов задания с другими его элементами. Полезно пользоваться каждой возможностью для сочетания вычислительной работы на уроке с текущими учебными заданиями.
Так при устном решении текстовых задач требующих понимания смысла отношений « меньше (больше), на столько-то ( во столько-то раз)», а также на известные учащимся зависимости между величинами ( скорость, время, расстояние; длина, ширина и площадь прямоугольника и пр.) Можно варьировать данные, предусматривая вычисления в уме от простейших до более сложных.
Например, задачи, решение которых зависит от того насколько ученики овладели делением двузначного числа на однозначное:
-Лыжник за 3 часа прошел 27 км. С какой скоростью шел лыжник?
-Площадь прямоугольника 80 см2, его ширина 4 см. Найдите длину прямоугольника.
-Найдите задуманное число, если оно меньше 84 в 4 раза.
-Площадь прямоугольника 48 см2, она в 3 раза больше площади квадрата. Найдите площадь квадрата.
Отрезок, длина которого 96 см, разделили точками на равные части. Найдите длину каждой части.
Решение таких задач, требует безошибочного навыка табличного деления (27:3), деления круглых чисел (80:4), умения в уме использовать либо алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное число, либо прием представления делимого в виде суммы двух слагаемых (96:4).
Вычислительные навыки можно развивать и на этапе закрепления алгоритмов действий с дробями. Так, при закреплении навыка деления десятиной дроби на натуральное число обычно предлагаются устные задания возрастающей сложности.
Задания не должны быть однообразными, их нужно разнообразить. Разнообразие упражнений позволяет привлечь внимание учеников, которое является необходимым условием вычислительной деятельности. Различными формулировками заданий (раскройте скобки, приведите подобные слагаемые, упростите выражения) нацеливают на отработку обязательной алгебраической подготовки учеников, обеспечивается достаточно регулярное обращение к разнообразным случаям вычисления с рациональными числами.
Для верного выбора числовых данных, используемых в упражнениях, удобно сначала рассмотреть перечень вычислительных умений, которые в 5-6 классах нужно отработать до автоматизма. Понятно, что в устных упражнениях желательно отработать такие вычисления, которые доступны для выполнения в уме большинству учащихся и необходимых для математических выкладок в повседневной практике, таких как:
-сложение и вычитание целых однозначных чисел;
-сложение и вычитание десятичных дробей, имеющих одну-две значащих цифры, с одним десятичным знаком после запятой;
сложение и вычитание обыкновенных дробей (в простейших случаях);
сложение и вычитание целого числа и дроби (в простейших случаях);
- умножение и деление целых однозначных и двузначных чисел;
- умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100.1000 и т. п.;
- умножение и деление десятичных дробей, имеющих одну-две значащие цифры, на однозначное целое число- умножение обыкновенной дроби на целое число (в простейших случаях);
-умножение и деление однозначного или двузначного числа на обыкновенную дробь (в простейших случаях);
- возведение в квадрат, в куб однозначных чисел. А также десятичных дробей, имеющих одну значащую цифру.
Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, вырабатывается быстрота реакции.
Так как уроки математики, как правило, имеют кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым вопросам, а в нашем случае к повышению познавательного интереса, то с этой точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных упражнений. Различают такие формы восприятия устного счёта:
1) беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
2) зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
3) Комбинированный.
- обратная связь (показ ответов с помощью карточек).
- задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)
- упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).
Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков.
Интересной методической находкой является создание вычислительных лабиринтов. Дети должны начертить путь прохождения по лабиринту. При этом проход через ворота, в которых содержится пример, возможен, если в ответе данного примера получено некоторое данное число. Если задания лабиринта требуют большего времени, его можно давать в качестве домашнего задания. Простые задания лабиринта используются на уроке. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности,
развивать их стремление к более глубокому знанию математики. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный предметэто учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.

2.2. Организация восприятия устного счета.
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
Упражнения в устной форме должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.
При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.

2.3. Формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно, сосредоточить внимание учащихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности уроков, материал каждого урока должен быть использован для развития мыслительной деятельности учащихся. Должна продумываться каждая деталь урока.
Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приёмов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребёнка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от»прослушанного», как известно, через две недели в памяти остаётся 20%. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. На уроке создаётся проблемная ситуация. Это дидактический приём, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения – детскую любознательность. Развитие и образование не даны человеку от рождения, их можно достичь собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
Рассмотрим пример. Тема «Деление обыкновенных дробей» (6 класс). Как добиться, чтобы ученики получили возможность участвовать в выводе правила деления? Этой цели служит специальное домашнее задание. На уроке,
Предшествующем данной теме предлагается решить уравнение.
1 1
· х = .
3

Чтобы получить ожидаемое, необходимо вести целенаправленную работу на предыдущих уроках. В результате вариантов решений несколько. Все рассматриваем, но внимание обращаем на следующий способ:

1 1
· х = ,
3


1 4 1
· х = · 4 ,
1 3

1
1 · х = · 4,
3

1
х = · 4,
3

Вывод к которому приходят ученики, чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю.
Каждый учитель знает индивидуальные способности своих детей и может определить степень помощи ученикам в виде наводящих вопросов, в виде подборки устных упражнений и т. д. На этом же уроке создание проблемных ситуаций можно продолжить, предложив деление смешанных чисел, деление обыкновенной дроби на натуральное число.
Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Помимо того, что устная работа на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, она также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить
познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель помогает ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждает у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.
В устной работе особенно ярко проявляется еще один аспект современного обучения – она даёт возможность для формирования и развития диалоговой культуры учащихся, которая является элементом общей культуры современного человека. Она даёт умение вести диалог с собеседником, то есть умение общаться, убеждать, слушать его. Это умение необходимо при ведении диалога. Целью устной работы является активизация внимания детей на уроках математики, сделать процесс учения более интересным, повышать с помощью них познавательный интерес к уроку математики. Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для детей. Учащиеся незаметно для
себя выполняют большее число арифметических действий, упражняются в устных вычислениях. Различные виды устных упражнений вызывают интерес у детей – они более активно работают на уроках, с готовностью выполняют задания учителя, стремясь прийти к правильному результату. Особенный
интерес вызывают у детей упражнения в занимательной форме. Система устных упражнений на повышение познавательного интереса доказывает свою эффективность – дети становятся активнее и заинтересованные заниматься на уроках математики. Дети, которые были пассивны на уроках, с удовольствием вовлекаются в работу, активнее идут на контакт с учителем. Ученики соревновнуются друг с другом в сообразительности и быстроте ума. С помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.
Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию.
Математика - предмет настолько серьезный, что воспользоваться каждой возможностью оживления уроков – чрезвычайно важно. Учитель должен помочь ученику увидеть в серьезном – курьезное, в скучном - занимательное, в обычном – необычное. Ведь интерес служит стимулом к дальнейшей работе ученика. Включая в урок систематически проводящиеся разнообразные виды устных упражнений уровень познавательного интереса
обязательно повысится. Литература
1) Автайникова А.К. «Некоторые формы организации устного счёта» Математика в школе, №3, 2001г.
2) Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. - Л.,2002г.
3) Борода Л.Я., Борисов А.М. «Некоторые формы по привитию интереса к математике». Математика в школе, №6, 1990г.
4)Борткевич Л.К. «Повышение вычислительной культуры учащихся», Математика в школе, №5, 1995г.
5) Волошина М. И. «Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики», Начальная школа, №9, 1992г.
6) Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся. Издательство “Штиинца” Кишинёв 1975г.
7) Демченкова Н., Моисеева Е., «Формирование познавательного интереса у учащихся», Математика, №19, 2004г.
8) Зайцева О.П. «Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка» Начальная школа,№1, 2001г.
9) Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Издательство: ЛГУ, 1960г.
10) Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к уроку математики в школе. Иркутск 1989г.
11) Коконов А.Я. Устные занятия по математике 5-9 классы: Пособие для учителей. М.: Издательский дом «Генжер», 1998г.
12) Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. – М.,1981г.
13) Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 2000г.
14) Минаева С.С. «О Формировании навыков вычисления в уме», Математика в школе, №5,1987г.
15) Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка. –4-е изд., дополненное. М., 1997.
16) Ситникова Т.В. «Приёмы активизации учащихся 5-6 классах». Математика в школе, №2,1993г.
17) Смирнова И. М. «Сборник устных заданий и упражнений по геометрии» 10-11 класс, Москва, 2Аквариум», 1998г.
18) Чекмарёв Я.Ф. Методика устных вычислений (с набором упражнений по устному счёту). Пособие для учителей 1-5 классов и преподавателей педагогических училищ. М.: Просвещение, 1970г.
19) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979г.
20) Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971г.












13PAGE 15


13PAGE 14215


13PAGE 15


13PAGE 142515


13PAGE 15


13PAGE 142615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915