«Экологическое наследие Югры в урочной и внеурочной деятельности на основе ТРИЗ — технологии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Прогимназия «Сообщество»
628303, 10 мкрн., здание № 16, г. Нефтеюганск,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Тюменская область
Телефон: 8 (3463) 22-22-64, факс: 8 (3463) 22-75-50
ИНН/КПП 8604026503/860401001
E-mail: nsk3ugansk@yandex.ru





Педагогический проект

«Экологическое наследие Югры
в урочной и внеурочной деятельности
на основе ТРИЗ - технологии»



Автор: Андреева Виктория Юрьевна,
учитель начальных классов.
МБОУ «Прогимназия «Сообщество».







г. Нефтеюганск, 2013г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



Наименование характеристик
Содержание характеристик


Наименование педагогического опыта
Проект
«Экологическое наследие Югры в урочной и внеурочной деятельности на основе ТРИЗ - технологии»



Автор – разработчик педагогического опыта
Андреева Виктория Юрьевна,
учитель начальных классов


Тип и вид представляемого образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия «Сообщество»

Тип: образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Вид: прогимназия


Период формирования и функционирования педагогического опыта
4 года
с 2010г. по 2014г.


Адрес педагогического опыта
10 мкрн., зд.16, г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), 628303


2. Краткая аннотация проекта.
Тип педагогического проекта: практико-ориентированный.
Данный проект направлен на реализацию стратегии ФГОС, ориентированный на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов образовательной программы НОО в аспекте экологического образования с использованием материалов этнорегионального содержания, через совокупность разнообразных приёмов ТРИЗ - технологии, позволяющая формировать «сильное мышление» у обучающихся, воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях человеческой деятельности.
3. Обоснование необходимости проекта.
В последние десятилетия технический прогресс достиг высокого уровня, сделав жизнь человека намного комфортнее и легче. Однако эти достижения, к сожалению, повлекли за собой и негативные последствия, так как активная деятельность человека по преобразованию окружающей среды породила одну из глобальных проблем всего мира - экологическую катастрофу, угрозу существованию всего живого на нашей планете Земля. В процессе своей жизнедеятельности человек все более влияет на природу, нарушая естественные законы, существующие на протяжении многих веков.
Не могла не коснуться эта проблема и школьного образования и воспитания. Экологизация образования затронула дошкольные учреждения, школы, высшие учебные заведения. Важнейшим звеном в этой цепи является начальная школа, т.к. именно в детстве, особенно в младшем школьном возрасте, человек более всего ближе к природе, и именно в этом возрасте велика роль воспитания, вкладываемого в ребенка. И нельзя в процессе экологического воспитания не обращать внимание на экологическую обстановку региона, в котором проживают учащиеся, нельзя не учитывать своеобразие природной среды, невозможно не обращаться к наследию прошлого. Это задача, посильная для школы, построенной на принципах деятельности педагогики. Только такая школа способна обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических взаимодействий учителя).
Одним из инструментов формированию и проявлению основ экологической культуры может служить ТРИЗ - педагогика, основанная на объективных законах развития окружающего мира. Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у воспитанников и обучающихся.
Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно, что соответствует ФГОС НОО.
Главное достоинство данной технологии, это то, что она помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения проблем, и не только в учебе.
4. Цели и задачи проекта.
Цель: Создание условий для организации образовательного процесса по формированию и проявлению основ экологической культуры с использованием материалов этнорегионального содержания на основе технологии -ТРИЗ в урочной и внеурочной деятельности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
-разработать и реализовать модель организации урочной и внеурочной деятельности на основе ТРИЗ-технологии по формированию основ экологической культуры с использованием материалов этнорегионального содержания;
- составить таблицу методов и приемов технологии "ТРИЗ", применяемых в различных видах деятельности;
-разработать механизм конструирования урока в технологии "ТРИЗ "по формированию основ экологической культуры с использованием материалов этнорегионального содержания;
-разработать алгоритм проектной деятельности учащегося, педагога, лежащий в основе технологии "ТРИЗ "по формированию основ экологической культуры с использованием материалов этнорегионального содержания;
-разработать технологическую карту формирования и оценки метапредметных результатов по формированию основ экологической культуры.
Объект педагогического проекта: организационно-педагогические условия организации урочной и внеурочной деятельности в технологии "ТРИЗ" по формированию основ экологической культуре.
Предмет педагогического проекта: механизм формирования основ экологической культуры с использованием материалов этнорегионального содержания.
Теоретико – методологической основой имели работы:
Автор
Концепция
Что берём за основу

Д.С. Лихачев, Дежниковой Н.С. и др., концепция воспитания экологической культуры школьников.
Сформулированы положения о самоценности экологического воспитания; экологической культуре как новообразовании в личности, развивающемся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающейся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе .Именно это по Д.С. Лихачеву, является предопределяющим фактором особого отношения к культурному и природному наследию, делает необходимым ведение активной деятельности по сохранению наследия.
Ведение активной деятельности по сохранению наследия.

В.И.Демьяненко
Формирование таких качеств личности, как устойчивый интерес к осознанной трудовой деятельности экологического содержания, готовность быть заботливым хозяином земли, охранять и приумножать ее богатства своей повседневной деятельностью, уметь прогнозировать влияние деятельности людей на биосферу.
Реализация деятельностного подхода к экологическому воспитанию.

Н.Н.Моисеев
«Экология и образование» (1996)
«Экологическое воспитание невозможно без экологического образования, и поэтому образование должно развиваться в контексте воспитания, тем более что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека».
Образование должно развиваться в контексте воспитания.

Л.В.Тарасова «Экология и диалектика»
Концепция строится по принципу экологического и нравственного императивов, сочетание которых предполагает гуманизацию общества, подъем его культуры, выдвижение на передний план моральных, а не потребительских ценностей, духовное развитие личности.
Все знания проецируются на личность ребенка, становятся для него личностно значимыми и выступают не как самоцель, а как средство развития детей, база умений оценивать и выбирать варианты, искать и находить самостоятельные решения, просчитывать вероятности.

Г.С. Альтшуллер основоположник ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.
Формирование «сильного мышления» у обучающихся, воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях деятельности.

А. Гин. Приемы педагогической техники.
Системно - деятельностный подход .Приемы ТРИЗ

Учебно-методический комплекс (УМК) «Окружающий мир» для 1-2 класса, авторы: Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю.
Учебник построен по принципу «добывания знаний» на системе
проблемных вопросов.

Умение искать необходимую информацию для выполнения учебных задач. Принцип «добывания знаний» на системе проблемных вопросов


Джон Дьюи,
основоположник
"метода проектов"
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к творческому мышлению.


В своей работе руководствуюсь принципами ТРИЗ - педагогики:
Принцип диалектичности. Этот принцип обеспечивается обучением на базе ТРИЗ. Любая проблема, возникшая в системе, решается с учетом объективных закономерностей ее развития.
Принцип противоречия. Решение проблемы (задачи) - это решения, преодолевающие противоречия.
Принцип "САМ". В педагогике принцип “сам” крайне важен. Ребенок лучше осознает и запоминает то, что сам для себя открыл, сам додумался, сам создал. Творчество – это то, что сделал сам. Дети стремятся к самостоятельности и не надо им мешать делать то, что они могут сделать сами. Это один из принципов развивающей педагогики. Ребёнок сам должен увидеть, сам открыть, сам прочувствовать, сам догадаться, сам решить, сам выбрать, сам сделать.
Принцип обучения «на уровне метода» (обучения способам действий). Предметом ОТСМ – ТРИЗ – РТВ является не информация о структуре и свойствах конкретных систем, а модели и приемы, применимые к любым системам.
Принцип "метода проб и ошибок", формирующий интенсивности генерации идей и перебора различных вариантов.
Принцип продуктивного выхода. Любая творческая работа
заканчивается получением значимого для ребенка продукта: решением задачи, созданием загадки, сказки и т. п.
Принцип творческого подхода к обучению творчеству. Он означает, что многие приемы и модели дети как бы переоткрывают самостоятельно в результате построенной определенным образом учебной работы.
Принцип регулярного воспроизводства заданий (принцип тренинга). Основные операции (системные переходы, разрешение противоречий оценка объектов, классификация и т.п.) отрабатываются в играх-тренингах, повторяющихся в течение всего времени обучения. Принцип обратной связи. Результаты работы контролируются через ответы детей, предусмотренные ОТСМ – ТРИЗ – РТВ тестовые задания и, главное, - через оценку творческих работ.
Принцип единого понятийного аппарата. Вводимые в процессе обучения понятия и модели должны проходить через весь курс ОТСМ – ТРИЗ – РТВ и могут эффективно использоваться в других учебных предметах.
Ведущие организационно - педагогические условия:
1.Обновление содержания экологического образования на основе «ТРИЗ» технологии и этнорегионального содержания.
2. Логика построения урочной и внеурочной деятельности в технологии "ТРИЗ".
3.Методы и приёмы технологии "ТРИЗ" применимы во всех видах деятельности.
4.Система мониторинга основ экологической культуры с использованием метапредметных результатов на уровне педагога.
5. Основное содержание проекта.
Для достижения цели проекта была разработана структурно-содержательная модель организации урочной и внеурочной деятельности на основе ТРИЗ-технологии по формированию основ экологической культуры с использованием материалов этнорегионального содержания (приложение 1):
13 EMBED Word.Document.12 1415
Данная модель позволяет выстраивать целостную картину формирования экологической культуры на основе «ТРИЗ» технологии.

Методы и приёмы
технологии
«ТРИЗ»
Урочная
деятельность
Внеурочная
деятельность


Актуализация новых знаний
Объяснение
нового
материала
Закрепление
Повторение
Домашнее задание
Проект
«Взрослые и дети»
Утренний сбор
Ученическое соуправление «Деловые хлопоты»
КТД

Замысел
Мозговой штурм











Морфологический анализ «Волшебная дорожка»











«Да -нетка»











Системный лифт










Методы и приемы технологии "ТРИЗ" применимы в различных видах деятельности (приложение 2):

Технологии «ТРИЗ» насыщает урок разнообразной творческой, поисковой, самостоятельной деятельностью. Каждый ученик имеет возможность реализовать себя.
Последовательность и способы сочетания приемов «ТРИЗ» отражаю в механизме конструирования урока по формированию основ экологической культуры с использованием материалов этнорегионального содержания (приложение3):









Разработка и проведение хорошо спланированных уроков, имеющих свои правила и структуру, дают возможность добиваться стабильно высоких результатов обучения. Уроки, построенные по технологии «ТРИЗ» доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения (приложение 4).
Использование технологии «ТРИЗ» дает результаты и при организации внеурочной деятельности. Так как в основе внеурочной деятельности в «Прогимназии «Сообщество» лежит долгосрочный проект «Взрослые и дети», то алгоритм проектной деятельности учащегося, педагога, родителей тоже выстраивается в логике технологии «ТРИЗ» (приложение 5,6):
Стадия,
этап проекта (6П)
Деятельность
педагога
Деятельность учащихся
Деятельность
родителей

Методы и приёмы технологии
Выход
проекта

Стадия вызова


Проблема Проектирование (планирование)


Предварительное определение проблемы, темы и цели проекта.
Привлечение и мотивация учащихся.
Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель проекта и результат.
Направляет обучающихся, организует учебную ситуацию, поддерживает (предлагает) идею.
Мозговой штурм





«Да –
нетка»

Приём «Создай паспорт»
Паспорт проекта.
План
реализации
проекта.


Уточнение проблемы, темы и цели проекта.
Планирование действий.
Уточнение ролей в группе.
Составление паспорта проекта.
Уточнение структуры портфолио проекта.





Защита проекта




Стадия реализация

Поиск
информации

Консультирование учащихся по вопросам сбора информации
Определение источников информации.
Сбор информации по теме проекта.
Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью.
Лимерики


Творческие сочинения
Пакет «сырой» информации\


Комбинирование методов и приёмов помогает достичь и конечную цель применения технологии «ТРИЗ»- научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии «ТРИЗ» является мониторинг сформированности метапредметных результатов (УУД) (приложение 8) - экологической культуры (экологические знания, экологическое поведение) строится в соответствии со схемой выстраивания понимания экологического воспитания, через технологическую карту (приложение 7):














Технологическая карта формирования и оценки метапредметных результатов по формированию экологической культуры (экологические знания, экологическое поведение)


Объект оценки
Высокий
3
Средний
2
Низкий
1

Экологические знания
Знания о структуре окружающей природной среды.

Знает структуру окружающей природной среды.
Частично знает структуру окружающей природной среды.
Не знает структуру окружающей природной среды.


Знания о конкретных объектах и явлениях природы, о единстве природы.

Знает конкретные объекты и явления природы.
Частично знает природные объекты ,явления.
Не знает экологические объекты, явления природы.


Знания о взаимосвязях между объектами и явлениями природы, человеком и природой.


Знает взаимосвязи между объектами и явлениями природы, человеком и природой.
Частично знает взаимосвязи между объектами и явлениями природы.
Не знает взаимосвязи между объектами и явлениями природы.


Знания о мерах рационального природопользования и охране природы, норм и правил поведения в природе.

Знает и применяет меры рационального природопользования, нормы и правила поведения, в природе.
Частично знает и применяет нормы и правила поведения в природе.
Не знает нормы и правила поведения в природе .


Данная карта позволяет целенаправленно вести процесс наблюдения за ребёнком в процессе обучения, в общении и различных видах деятельности.
Результаты таких наблюдений служат исходным материалом, который способствует созданию тех самых условий, необходимых для успешной реализации образовательных целей и задач.
Реализация педагогического проекта осуществляется через 3 этапа:
Этап, сроки
Содержание

Концептуально–мотивационный этап
(2010-2011)
-проведение анализа настоящего состояния образовательного процесса для определения необходимых изменений в существующей педагогической системе;
-формирование целевой установки, выработка главных ориентиров педагогической.


Содержательно-технологический этап
(2011-2013)
-разработка организационно-содержательных моделей образовательного процесса в контексте внедрения технологии «ТРИЗ»;
-отработка содержания деятельности и структуры собственной педагогической системы.


Рефлексивно-оценочный этап
(2013-2014)
-внешняя экспертиза и диагностика метапредметных результатов (экологической культуры);
-формулирование дальнейших путей развития собственной педагогической системы.




6. Ресурсы.
- Адекватные требования к временным ресурсам (проект рассчитан на период обучения на ступени начального общего образования).
- Минимальные требования к кадровому обеспечению: учитель начальных классов, классный руководитель, воспитатель ГПД, педагог-психолог, библиотекарь.
- Минимальные требования к учебно-методическому обеспечению: сборник по организации проектной деятельности, автор А.В. Горячев; пособие «Диагностика метапредметных и личностных результатов нач
·ального образования. Проверочные работы», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А, Горячев А.В.; наборы для постановки экспериментов, наблюдений, опытов «Детская лаборатория», «Проектные задачи в начальной школе» А.Б.Воронцов; учебно-методический комплект "Окружающий мир" проекта "Школа креативного мышления», Анатолий Гин, Сергей Фаер, Ирина Андржеевская.
-Требования к материально-техническому (финансовому) обеспечению: образовательное пространство класса разделено на специально организованные места, постоянно доступные младшим школьникам (центры математики, грамоты, искусства, природы), оборудована лаборатория «Экознайка».
7. Партнёры.
Сетевое сообщество учителей начальных классов города Нефтеюганска «Мастерство+», занимающееся вовлечением обучающихся в работу над проектами; НИИ Инновационных стратегий развития общего образования г. Москва, занимающиеся метапредметным содержанием образования; организация внешней экспертизы; Открытый институт «Развивающее образование», экспериментальный Учебный Комплекс «Школа развития» г. Москва, А.Б. Воронцов, организация внешней экспертизы; И. Гин, ведущий сотрудник Лаборатории образовательных технологий “Универсальный решатель”- Центр образовательных технологий и консультаций «Клевер Групп», Новосибирск;О. Г. Мадисон, координатор по России международной программы Эко-школы/Зеленый Флаг, Санкт-Петербург Реализация целей и задач экологического образования; Управляющий совет образовательного учреждения; заинтересованные родители (законные представители).
8.Целевая аудитория.
В осуществлении данного проекта участвуют желающие педагоги, родители (законные представители), обучающиеся.

участники
Что получат?

1.
Управленцы
-повышение уровня профессионализма педагога;
-создание информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников по внедрению деятельностных технологий и получения качественных образовательных результатов.

2.
Педагоги
Повышение профессиональной компетентности в рамках реализации проекта:
-осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта;
-представление собственных научно-методических достижений;
-обобщение опыта, публикация научно-методических материалов.

3.
Специалисты (учителя-предметники, психолог, библиотекарь)


.4
Обучающиеся
-приобретение способов взаимодействия с окружающим миром, умение находить выход из проблемных ситуаций;
-реализация собственных интересов и потребностей;
- развитие способности к проектной деятельности, в ходе которой обучающиеся учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.

5
Родители
- Качественное образование своего ребёнка;
- повышение уровня готовности к обучению в основной школе;
- новый опыт семейного воспитания.

9. План реализации проекта.
Реализация проекта осуществляется следующим образом:

Этап
Содержание
Мероприятие
Срок

1.
Концептуально – мотивационный этап
(2010-2011)
- проведение анализа настоящего состояния образовательного процесса для определения необходимых изменений в существующей педагогической системе;
- формирование целевой установки, выработка главных ориентиров педагогической деятельности.
Изучение и анализ научно – исследовательских, программно – методических источников по технологии- ТРИЗ, метапредметных результатов ФГОС.

Сентябрь – октябрь , 2010




Участие в образовательной сессии по освоению технологии.
Декабрь -
Февраль,
2011




Разработка проекта.
Март –
апрель,
2011

Результат: Педагогические проект «Экологическое наследие Югры в урочной и внеурочной деятельности на основе ТРИЗ - технологии».

2.
Содержательно – технологический этап
(2011-2013)
- разработка содержательно – организационных моделей образовательного процесса в контексте внедрения технологии – ТРИЗ;
- определение и уточнение основных механизмов организации образовательного процесса;
- отработка содержания деятельности и структуры собственной педагогической системы.
Разработка моделей и их апробация в практике:
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность.

Октябрь-апрель, 2011-2012




Приобретение диагностического материала и изучение его содержания.
Март, 2012




Отработка мониторинга метапредметных результатов.
Октябрь-апрель 2013

Результат: Содержательно – организационные модели образовательного процесса;
- сценарии уроков, мероприятий внеурочной деятельности
- диагностический инструментарий.

3.
Рефлексивно – оценочный этап (2013-2014)
- внешняя экспертиза и диагностика метапредметных результатов с участием НИИ инновационных стратегий развития общего образования, Москва;
- формулирование дальнейших путей развития собственно педагогической системы.
Предъявление результатов проекта на педагогических советах, семинарах, конференциях в городе, регионе.
Август, октябрь,
2013



2013-2014






Публикация наработанных материалов в печати и информационной сети Интернет.





Внешняя экспертиза и рефлексия результатов в соответствии ФГОС.
май
2014




Изучение общественного мнения, отношения участников образовательного процесса к обновлению содержания образования.
Апрель,
2014




Формулирование основных выводов и рекомендации по построению дальнейших путей развития собственно педагогической системы.
Май, 2014


Результат
- аналитические материалы;
- собственная педагогическая система.


10. Ожидаемые результаты и социальный эффект.
В ходе реализации проекта созданы методические продукты:
- модель организации урочной и внеурочной деятельности на основе ТРИЗ-технологии по формированию основ экологической культуры с использованием материалов этнорегионального содержания;
-таблица методов и приемов технологии "ТРИЗ", применяемых в различных видах деятельности;
-механизм конструирования урока в технологии "ТРИЗ "по формированию основ экологической культуры с использованием материалов этнорегионального содержания;
-алгоритм проектной деятельности учащегося, педагога, лежащий в основе технологии - ТРИЗ по формированию основ экологической культуры с использованием материалов этнорегионального содержания;
-технологическая карта формирования и оценки метапредметных результатов по формированию основ экологической культуры (экологические знания, экологическое поведение).
Социальным эффектом проекта является сформированность метапредметных (УУД) и личностных результатов, необходимых ученику не только в учебе, но и в обычной жизни (сформированность мотивации к обучению и познанию, умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, и т.п.).
Вследствие реализации проекта достигнуты следующие результаты:
1)Мониторинг результативности внедрения педагогического проекта.

Формируемые знания, умения
Средние показатели


на входе
на выходе


Учебная грамотность
Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности

самостоятельно формулировать цель
6%
85%

составлять план действий
12%
45%

действовать по плану
6%
82%

сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки
6%
74%

проверять и оценивать результаты
5%
52%

самостоятельно формулировать цель
6%
85%


Учебное сотрудничество
Коммуникативные УУД, направленные на формирование взаимодействия со взрослыми

постоянно осуществляет запрос взрослому на недостающую информацию для решения групповой задачи
2%
43%

инициирует привлечение взрослого для решения проблем, возникающих внутри группы
2%
14%

Коммуникативные УУД, направленные на формирование взаимодействия
со сверстниками (позиционное сотрудничество со сверстниками)

вычитывать информацию, данную в явном виде
8%
50%

объяснять смысл
4%
65%

вычитывать информацию, данную в неявном виде
0%
40%

понимать смысл текста
4%
42%

истолковывать текст
0%
40%


Информационная грамотность
Познавательные УУД, направленные на формирование умений работать с информационным текстом

определять какая информация нужна для решения задачи
4%
24%

отбирать источники информации, необходимые для решения задачи
4%
50%

извлекать информацию из текстов, таблиц и пр.
0%
30%

сравнивать и группировать предметы, факты
0%
55%

делать выводы
0%
25%

представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм
85%
35%


2)Предметные результаты.
Стабильность показателей характеризует эффективность педагогического опыта, который непосредственно влияет на повышение качества образования в образовательном учреждении:

год
класс
Рейтинг обучающихся по результатам диагностических работ за учебный год в сравнении с городскими показателями
Рейтинг обучающихся по результатам диагностических работ за учебный год в сравнении с городскими показателями


2009-2010
4
82%/73%
82%/74%

2010-2011
1
-
-

2011-2012
2
80%/65%
81%/74%

2012-2013
3
81%/70%
80%/76%


3)Обучающие показывают стабильный устойчивый результат освоения образовательных программ:
год
Класс
Процент обучающихся, освоивших образовательную программу литературное чтение
Рейтинг обучающихся по результатам диагностических работ за учебный год в сравнении со средне городскими показателями
Процент обучающихся, освоивших образовательную программу окружающий мир
Рейтинг обучающихся по результатам диагностических работ за учебный год в сравнении со средне городскими показателями

2009-2010
4кл.
100%
80%/64%
100%
80%/68%

2010-2011
1 кл.
100% 
 -
100% 
 -

2011-2012
2 кл.
100%
80%/62%
100%
80%/64%

2012-2013
3 кл.
100%
81%/60%
100%
80%/66%


4)Наличие и рейтинг успешности участников фестивалей и т.п.
Уровень
Название конкурса, год
Результат

Международный уровень
Международная программа «Эко – школы /Зелёный флаг/». Реализацию проекта «Новая жизнь мусора». 2010,2011,2012г.

Зелёный флаг

Всероссийский
уровень
III Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру для 3-4 классов, 2 тур. 2013г.
Шиблёв К., победитель 1 степени, Сенюткина Виолетта, победитель 2 степени


Всероссийский дистанционный проект «Радуга добрых дел» проект «Живи, елочка» .2012г.
Евтушок Екатерина, Ибрагимова Алина, сертификат доброты


Всероссийский конкурс плакатов «Экология и человек»2013г.
Шиблев Николай,диплом3 степени

Региональный
уровень
Региональный этап Всероссийского экологического форума «Зеленая планета- 2012г».
Толкунова Валерия, Ризванова Эльвина, Размаев Максим, свидетельство участника

Муниципальный уровень
Литературно-экологический конкурс «Экологическая сказка»,2012г.
Команда класса, победитель 1 место


Экологический марафон «Мы - жители планеты» в рамках «Карты дружбы» 2012г.
Команда класса, победитель 2 место


«Эколидер-2012» в рамках «Карты дружбы»,2012г.
Евтушок Валерия, грамота - лауреата


Интеллектуально - познавательная игра «Экологический марафон»,2013г.
Команда класса, грамота 3 место


Эффективность и успешность внедрения педагогического проекта, распространение позитивных результатов педагогического проекта.
Данный проект имеет выход в международную программу Эко-школа/Зеленый флаг. С 2010 года мы участвуем в проекте Инициативы HSBC и Эко-школ по сохранению климата (Вода, Мусор, Энергия, Транспорт, Питание, Биоразнообразие), конкурсу экологических кодексов HSBC, используется в практике педагогов образовательного учреждения, педагогов-участников муниципального профессионального сообщества г. Нефтеюганска.
Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках городского профессионального сообщества учителей начальных классов в ассоциации «Мастерство +», региональной стажёрской площадки МБОУ «Прогимназия «Сообщество» - это серии плановых мероприятий по диссеминации деятельностных технологий, направленных на достижение новых образовательных результатов ФГОС.
В рамках региональной стажёрской площадки на августовском педагогическом совещании руководящих и педагогических работников «Модернизация системы образования города Нефтеюганска в условиях реализации Стратегии социально – экономического развития Ханты – Мансийского автономного округа – Югры» был предъявлен опыт по теме: «Организация практико – ориентированных внеурочных форм», внеурочная деятельность - школьно-семейный проект «Взрослые и дети» » (2012).
В рамках районной научно-практической конференции «Современное образование условия и пути реализации» в г. Пыть-ях по теме: «Социальные практики как условие освоения и присвоения средств, способов действия». (2013)
В рамках городского профессионального сообщества учителей начальных классов в ассоциации «Мастерство+»:
-Организация внеурочной деятельности в технологии «ТРИЗ»;
-Прием «Системный оператор, Паспорт» для систематизации объектов (окружающий мир) во внеурочной деятельности;
- Мастер-класс «Внеурочные формы деятельности по окружающему миру в лаборатории «ЭКОЗНАЙКА».
Инновационный педагогический опыт размещения социальной сети работников образования nsportal.ru. (http://nsportal.ru/user/7428):
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач в урочной и внеурочной деятельности, свидетельство о публикации № 768208(2013); Школьно-семейный проект "ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ", свидетельство о публикации № 15140;(2012-2013);Проектная задача «Кладовые земли Югорского края» ", свидетельство о публикации №774140; Методический сборник «1001 идея интересного занятия детьми» Всероссийский интернет-педсовет (2012); Педагогический опыт опубликован в сборнике научных трудов "Воспитание и обучение в современном обществе" под редакцией академика В.П.Казначеева (2013).
Наличие призовых мест в профессиональных конкурсах
Всероссийский конкурс для учителей «Я - классный руководитель!» по теме «Ученическое соуправление -Деловые хлопоты» -свидетельство всероссийского конкурса для классных руководителей (Министерство образования и науки Российской Федерации и Социальной сети работников образования)( 2012);
Диплом 1 степени в конкурсе инноваций Национальной Премии «Элита российского образования» по теме: «Качественное образование – будущее России» в номинации: Лучшие универсальные приемы, обеспечивающие развитие метапредметных умений ученика-2012 ;
Диплом финалиста конкурса «Учитель школы будущего» г. Москва - в номинации «Детско-взрослая образовательная общность» (2013);
Диплом 2 место муниципальный этап 3 открытого Всероссийского конкурса «Семья – основа государства»(2013);
Призер заочного регионального этапа 3 открытого Всероссийского конкурса «Семья – основа государства» в направлении «Культурологическое» проект «Взрослые и дети»(2013);
Золотая медаль всероссийского конкурса «Учитель! Перед именем твоим.», в номинации «Инновации» (под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры) (2013).
Опыт инновационной деятельности отмечен различными грамотами, благодарностями, медалями, сертификатами :
Благодарственное письмо депутата Тюменской областной Думы по Ханты-мансийскому избирательному округу №6 Т.П. Белоконь, за значительный вклад в развитие системы образования города Нефтеюганска и Югры (2009);
Благодарственное письмо департамента образования и молодежной политики администрации г. Нефтеюганска (2010);
Почетная грамота Департамента образования и молодёжной политики Ханы - Мансийского автономного округа–Югры, за высокий профессионализм в реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (2012);
Благодарственное письмо Председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за значительный вклад в развитие образования города Нефтеюганска (2012);
Благодарность Директора Департамента образования Администрации г. Ханты-Мансийска, за вклад в воспитание экологической культуры подрастающего поколения в региональном этапе (2012);
Благодарность АНО «Семья России», за значительный вклад в популяризацию Всероссийских просветительских проектов, по укреплению института семьи и утверждению традиционных семейных ценностей.(2013);
11.Перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект направлен на достижения новых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), учитывает возрастные, индивидуальные особенности детей, позволяет решать проблемы перегрузок, профилактики «Школьных болезней» средствами практико-ориентированных формами урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.
Экономическая эффективность педагогического опыта с точки зрения соотнесения затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей обусловлена новыми деятельностными методами, активными формами, в результате применения которых достигнуты высокие результаты педагогической деятельности.
12. Литература.
1.Агафонова И. Учимся думать, С-Петербург "МиМ- Экспресс, 2005.
2.Боголюбов С. А. Природа: что мы можем, М., 2002.
3.Бондаренко В. Д. Культура общения с природой, М., 1997. 4.Виноградова Н.Ф. Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг, М. «Просвещение», 2003.
5. Гин А. А. , Андржеевская И. Ю. «150 творческих задач о том, что нас окружает» - Вита-Пресс, 2010 г.
6.Гин А.А. Приемы педагогической техники.- Вита-Пресс,2001г.
6.Горячев А. В., Иглина Н. И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2 – 4 классы). – М.: Баласс, 2010г.
7.Гришева Е. А. Задания экологического содержания, М. Просвещение, 1993.10. Экологические очерки о природе и человеке, М.: Прогресс, 2008.
8. Г.Н. Гребенюк, Н.А. Иванова, Е.С. Овечкина.Ханты - Мансиийск. Региональные программы по экологии для общеобразовательных учреждений Ханты- Мансийского автономного округа – Югра
9.Орлова Т. К., Демус Л. Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н.; Интегрированной программы по краеведению "Мы - дети природы" ,книга для учителя начальных классов / Авт.-сост. - Ханты-Мансийск: ГУИПП "Полиграфист"; 2003г.

Ресурсы интернета:
1.Фестиваль педагогических идей http://festival.lseptember. ru/
2.Газета «Первое сентября» http://ps.lseptember. ru/newspaper.php
3.Сайт» Окружающий мир» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.Сайт « Образование для новой эры» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Анатолий Гин, Сергей Фаер, Ирина Андржеевская.










Механизм конструирования урока в технологии "ТРИЗ» по формированию экологической культуры

Достижение результата - действовать по-разному!


Цель экологического воспитания

Формирование экологической культуры личности

Компоненты экологической культуры

Экологическое поведение

Экологические знания

Оценочно-эмоциальная сфера

Экологические
убеждения



   Root Entry