Выступление Формирование метапредметных результатов обучения у учащихся начальных классов через интегрированные уроки русского языка и литературного чтения


(Слайд 2) Французский философ и учёный Рене Декарт писал: «Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую – либо из них в отдельности от всех остальных». Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учениками. (Слайд 3) Не случайно одной из важнейших задач современного образования является, показать ребятам единство окружающего мира, связь явлений и процессов, представляющих целостную картину. Познавательная деятельность ребенка возможна там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играют межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений.
Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок эпизодически включается материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.
(Слайд 4) В процессе таких уроков происходит формирование метапредметных результатов обучения у учащихся: познавательных (связанных с решением проблемы), коммуникативных (обеспечивающих социальную компетентность), регулятивных (обеспечивающих организацию собственной деятельности).
(Слайд 5) На своих уроках в начальной школе я активно использую разнообразные средства обучения, которые дают возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением произведений художественной литературы, музыки, живописи, окружающего мира, что способствует эмоциональному развитию личности и формированию творческого мышления учащихся.
В своей практике я чаще всего пользуюсь этими приемами на уроках литературного чтения. Этот предмет, по моему мнению, неразрывно связан с изобразительным искусством и литературой, а также с музыкой. Живопись на уроках литературного чтения будит воображение учащихся, формирует у них представление о мире реальном и мире сказочном, приобщает к искусству линий и красок. При работе на уроках учащиеся рассматривают картины известных художников, читают произведения, находят отличия, описывают, какое настроение создают произведения представленных художников.
(Слайд 6) Например, при изучении стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» приходит понимание смысла стихотворения и настроения литературного героя через использование литературного слова, музыку Вивальди «Зима», П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев», репродукции картин П.Ф.Соколова «Портрет Пушкина», Ю.В.Иванова «Пушкин и Арина Родионовна», «Домик няни Арины Родионовны». Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО, музыка.
(Слайд 7) При изучении литературных произведений, происходит обязательное обсуждение исторической эпохи, для того чтобы учащиеся смогли представить себе быт, уклад жизни людей в тот момент времени. Просмотр картин, описывающих эпоху или историческое событие, наглядно изображает учащимся эти понятия. Например, при изучении произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко» повторяются, пройденные на уроках окружающего мира события Великой Отечественной войны, рассматривается и описывается репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна». Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, ИЗО.
(Слайд 8) При изучении темы «Слово о Родине» учащиеся выполняют проектное задание на тему «Моя Родина»: учат стихи о Родине, изображают уголки родного края в рисунках и составляют по ним небольшие рассказы. Знакомясь с понятием слова «Русь» в произведении С.Т. Романовского, вспоминают о том, где и как жили наши предки – славяне. На уроке звучат песни М. Матусовского «С чего начинается Родина», Н. Соловьёва и Г. Струве «Моя Россия». Такая деятельность развивает нравственную культуру, творческие способности учащихся. Ребята становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, ИЗО, музыка.
Знания, полученные на интегрированных уроках русского языка, ученик применяет во всех остальных дисциплинах, где ему необходимо использование средств языка. Учитывая то, что курс осваивается лучше всего через непосредственное написание слов, предложений и целых текстов, использую информацию практически любой направленности и содержания. Например, тексты из курса окружающего мира: описания представителей растительного, животного мира, исторические события, информация краеведческого характера.
(Слайд 9) При изучении темы «Простые предложения с однородными членами» учащиеся выполняли проектную работу на тему: «Весна на Кольском полуострове». Они рисовали картинки весенней природы, составляли по ним рассказы, самостоятельно подбирали пословицы и поговорки по данной тематике, читали стихи, которые сопровождались музыкальными произведениями П.И. Чайковского из цикла « Времена года». Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка, ИЗО.
При написании изложений и сочинений прошу составить план пересказа, найти средства художественной выразительности в тексте или упражнении на уроке русского языка. Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.
(Слайд 10) Подводя итог, хочется отметить, что данный подход в обучении учащихся начальных классов способствует:
- повышению мотивации, интереса к учебной деятельности учащихся;
- активизации учебно-познавательной деятельности школьников;
- возможности развернуть перед учеником многомерную картину мира, расширение кругозора учащихся;
- проявлению индивидуальных творческих способностей детей;
- повышению эмоционального настроя в классе;
- формированию метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
ЛИТЕРАТУРА
Бабкина Н. В. Радость познания. – М: Аркти. – 2000.
Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. – 1991.
Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996.
Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1989. - №9.
Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.
Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. Начальная школа. 1990. № 9.
Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2002.
Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. Начальная школа. 1994. № 11.
Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. - 1990. -№5.
HYPERLINK "https://yandex.ru/images/search?rpt=simage&noreask=1&source=qa&text=%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%2C%20%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5&parent-reqid=1489844118748370-18223489447130157048169889-sas1-5479" \t "_blank"

HYPERLINK "https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5%20%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82&img_url=http%3A%2F%2F1ynx.ru%2Fup%2F11-12%2F19-1290-5.jpg&rpt=simage&source=qa&parent-reqid=1489844118748370-18223489447130157048169889-sas1-5479" \t "_blank"
HYPERLINK "https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5%20%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82&img_url=http%3A%2F%2Fapollonakumb.weebly.com%2Fuploads%2F2%2F5%2F0%2F4%2F25044773%2F9664207.jpg%3F218&rpt=simage&source=qa&parent-reqid=1489844118748370-18223489447130157048169889-sas1-5479" \t "_blank"
HYPERLINK "https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5%20%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82&img_url=http%3A%2F%2Fwww.yenifelsefe.com%2FContent%2FUserFiles%2FListItem%2FBig%2Fren-descartes-kimdir_6004_14-14-22.jpg&rpt=simage&source=qa&parent-reqid=1489844118748370-18223489447130157048169889-sas1-5479" \t "_blank"
HYPERLINK "https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5%20%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82&img_url=http%3A%2F%2Fciospbappo.narod.ru%2Fmetod%2Fsite21%2Fimages%2Fdekart.jpg&rpt=simage&source=qa&parent-reqid=1489844118748370-18223489447130157048169889-sas1-5479" \t "_blank"
HYPERLINK "https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5%20%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82&img_url=https%3A%2F%2Fpsychologystudynotes.files.wordpress.com%2F2011%2F04%2Frene-descartes.jpg%3Fw%3D455&rpt=simage&source=qa&parent-reqid=1489844118748370-18223489447130157048169889-sas1-5479" \t "_blank"

HYPERLINK "https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5%20%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82&img_url=http%3A%2F%2Fimg.likeness.ru%2Fuploads%2Fusers%2F18255%2F1465277288.jpg&rpt=simage&source=qa&parent-reqid=1489844118748370-18223489447130157048169889-sas1-5479" \t "_blank"
HYPERLINK "https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5%20%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82&img_url=http%3A%2F%2Falanaconner.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F03%2FRene-Descartes-250x156.jpg&rpt=simage&source=qa&parent-reqid=1489844118748370-18223489447130157048169889-sas1-5479" \t "_blank"
HYPERLINK "https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5%20%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82&img_url=http%3A%2F%2Fauthorstream.s3.amazonaws.com%2Fcontent%2F2721193_635892904949437468.jpg&rpt=simage&source=qa&parent-reqid=1489844118748370-18223489447130157048169889-sas1-5479" \t "_blank"
HYPERLINK "https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B5%20%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82&img_url=https%3A%2F%2Fd30dcznuokq8w8.cloudfront.net%2Fworks%2Fr%2Fbal%2F6%2F5%2F2%2F26256_full_670x1024.jpg&rpt=simage&source=qa&parent-reqid=1489844118748370-18223489447130157048169889-sas1-5479" \t "_blank"

Формирование метапредметных результатов обучения
у учащихся начальных классов
через интегрированные уроки
русского языка и литературного чтения
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ ООШ №269
ЗАТО Александровск
Полякова Любовь Константиновна