Схема-анализ проведения урока с позиций здоровьясбережения


Семинар «Современный урок. Здоровьесберегающие технологии,
как фактор сохранения здоровья школьников».


АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Обозначьте баллом «2», если положение реализовано полностью;
- баллом «1», если положение реализовано частично;
- баллом «0», если положение не реализовано.


п/п
Критерии
Баллы

1
Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещение класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.


2
Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.


3
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7–10 минут


4
Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма не менее трех за урок. Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут.


5
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности.
Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.


6
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов  для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. 


7
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.


8
Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. На 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого.
Позитивный эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.


9
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Методы повышения мотивации, используемые учителем.


10
Благоприятный психологический климат на уроке один из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.


11
Преобладающее выражение лица учителя.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.


12
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.


13
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.


14
Темп и особенности окончания урока.
Завершение урока должно быть спокойным: учащиеся должны иметь возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.


15
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Стоит обратить внимание и на состояние учителя. 







Заголовок 215