Сообщение на тему Психолого-педагогические технологии реализации принципа индивидуализации и дифференциации в процессе учения младших школьников












Психолого-педагогические
технологии реализации
принципа индивидуализации
и дифференциации в процессе
учения младших школьников.





















На современном этапе развития общества приоритетным для начального общего образования является формирование учебной деятельности, развитие познавательных интересов о готовности к обучению в основной школе. Поэтому в числе задач, стоящих перед учителем начальных классов,- создание условий для того, чтобы каждый школьник мог полностью реализовать себя, стать подлинным субъектом учения.
По словам профессора Н. Ф. Виноградовой «самой серьезной болезнью» нашей школы является ориентировка на «среднего» ребенка, отсутствие реальной опоры на индивидуальные особенности развития школьника и поддержки его индивидуальности. Для школьника учение остается личностно не значимым процессом, все побуждения идут не от него самого, а от учителя. Вместе с тем учиться – это значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и владеть умениями самообучения. Обучение должно быть вариативным к индивидуальным особенностям школьников. Одним из средств
индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет индивидуальных различий учащихся.

Индивидуализация- учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Дифференциация- учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Индивидуализация – система воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учащихся, групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения (Кирсанов).

Дифференциация включает широкий спектр учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества.

Цель дифференцированного обучения в школе – уберечь учеников от возможных пробелов в знаниях, «выровнять» их подготовку, возбудить интерес к учению.

Дифференцированное обучение – это творческо-поисковый процесс, во время которого учитель является наблюдателем или руководителем, соучастником или организатором, советчиком или помощником, но в каждой роли руководствуется лозунгом: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми». Чтобы учитель выполнял свои «роли», он должен «больше слушать, чем говорить, больше показывать, чем смотреть, во время работы помогать ученикам, избегая давать конкретные указания» (М. В. Киарин).

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
- определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы;
- проведение диагностики по выбранному критерию;
- распределение детей по группам с учетом результатов диагностики;
- выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся;
- реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока;
- диагностический контроль за результатами работы учащихся.

Групповая работа позволяет раздвинуть горизонт каждого ученика, создает для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы. Польский педагог и психолог В. Оконь подчеркивает, что «работа в группе предоставляет ученику большую свободу по сравнению с фронтальной формой обучения, где он стеснен присутствием учителя и класса, с другой стороны, эта свобода ограничена свободой других членов группы».

Дифференцированная работа (по В. Оконю)
- способствует реализации общественно-воспитательных целей, приучая к ответственности, готовности оказать помощь другим;
- способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность и самостоятельность;
- расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между учащимися;
- делает объективным процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.

В работе с младшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость.
По мнению психологов, обученность – это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Согласно исследованиям А. К. Марковой обучаемость понимается как «восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития, как ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения».

Используя разные способы организации деятельности детей, учитель может успешно осуществить дифференцированную работу, предполагающую отбор содержания учебных заданий по:
- уровню творчества.
Это предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников;
- уровню трудности.
Такой способ предполагает усложнение заданий для наиболее подготовленных учащихся;
- объему.
Необходимость такой дифференциации обусловлена разным темпом работы учащихся;
- степени самостоятельности.
Одна группа выполняет работу самостоятельно, другим оказывают дозированную помощь, другие делают ту же работу под руководством учителя;
- характеру помощи.

Дифференциация обучения в начальных классах целесообразно рассматривать как путь осуществления индивидуализации. Дифференциация как средство индивидуализации обучения применяется каждым учителем. Наиболее простая и удобная форма дифференцированного задания – карточка с прямым обращением к ученику. Система указаний и вспомогательных упражнений ориентирует ребенка на выполнение посильного и нужного ему задания, цель которого закрепить навыки и умения, углубить и расширить знания.

Задача учителя – создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик активно работал, приобретая знания и умения; более «сильные» учащиеся, видя проблему, предлагали решения, «слабые», получая «подсказку», считали себя полноправными «решателями проблем».

Приведу примеры дифференциации работы по природоведению при изучении нового материала.

*«Цепи питания».
Говорят, что все живые существа связаны между собой в «цепи питания».
- Чем питается заяц?
- Кто питается зайцами?
Получается цепь питания: осины – заяц – лиса.
- Охарактеризуйте «цепь питания»: дуб – мыши – совы.

Групповая работа.
1группа: Расскажи, как связаны ласки, полевки, орешник.
2 группа: Расскажи, как связаны рожь, мыши, змеи, орел.
3 группа: Составь цепь питания: сосны, дятлы, жуки-короеды.
4 группа: Составьте общую модель «цепи питания».
*«Развитие растений из семени».
Двум группам учащихся было дано задание – пронаблюдать проращивание семян гороха и бобов в течение нескольких дней.
На уроке учащиеся обобщают результаты своих наблюдений за развитием семян, пользуясь данными, полученными ими при самостоятельных совместных наблюдениях. Выводы учащихся подтверждаются материалами учебника.

*«Свойства воды».
1группа получает соль, сахар, воду.
2 группа – сахар, песок, воду.
Задание: согласно инструкции определите, растворимы ли в воде данные вещества.
После выполнения опытов учащиеся заключают, что сахар и соль растворяются в воде, а песок – нет. Делают вывод: вода – растворитель, но в ней растворяются не все вещества.

*«В гости к осени».
1группа: Вспомни признаки лета, а расскажи о признаках осени. В случае сомнения обратись к учебнику.
Жарко. Дети купаются в реке. Трава зеленая. Много цветущих растений. Листья на деревьях зеленые.
2 группа: Расскажи об изменениях в природе с приходом осени. Как ты думаешь, с чем связаны эти изменения? Проверь свое предположение по учебнику.

*«Животные».
1группа: Назови животных, тело которых покрыто перьями. Как их можно назвать одним словом? Что еще у них общего?
2 группа: Каких ты знаешь птиц? Назови их главный отличительный признак. Стрекоза, как и птицы, летает. В какую группу животных ты ее отнесешь. Почему?

*«Дикие и домашние животные».
1группа: Можно ли кота, овцу, корову, собаку отнести в одну группу? Почему?
2группа: Подумай, о каких зверьках идет речь.
С виду они очень похожи. Маленькая мордочка, длинные уши и задние ноги, короткий хвост. Тело покрыто шерстью. Своих детенышей выкармливают молоком. Но условия жизни у них разные. Один живет в лесу, другой – в домашних условиях. Питаются травой. (Заяц и кролик)
К каким группам животных их можно отнести? Почему?

*«Охрана природы».
Разделившись на две команды, ребята дают ответ на вопрос: «Хорошо или плохо нарвать букет ромашек, ландышей?»
1группа: Хорошо. Привести доказательства.
2группа: Плохо. Приведите примеры.
В итоге приходим к выводу: леса – богатство природы и их нужно беречь.


*«Водоемы. Виды водоемов».
1группа: Прочитать текст учебника. Назвать виды водоемов.
2группа: Перечисли, какие ты знаешь водоемы. На какие группы их можно разбить? По какому признаку? Проверь себя по учебнику.

*«Питание».
Дети готовят сообщения, используя материал учебника и дополнительный материал на карточках.
1группа: Разделить продукты на 2 группы (растительного и животного происхождения).
- Что такое аппетит? Как вы понимаете выражение «Аппетит приходит во время еды»?
2 группа: Построить пищеварительную систему. Рассказать, что происходит с пищей в каждом отделе.
3 группа: Кишечник, печень, поджелудочная железа.
4 группа: О витаминах.
5 группа: Зубы. Уход за полостью рта.
После выступления каждой группы приступаем к составлению меню в группах.

*«Красная книга».
- Почему книга такого цвета?
Учащиеся по группам получают задания:
- Придумайте свой «запрещающий» знак. Обоснуйте необходимость соблюдения правила. Составь одну страничку из Красной книги:
1группа: Редкие животные.
2группа: Редкие растения.
3группа: Редкие растения и животные родного края.

*«Части растения».
1 группа: Сравни стебель и корень. Что у них общего и в чем различия?
2 группа: Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем
клубень картофеля отличается от свеклы?

Приведу пример индивидуализации и дифференциации на уроке русского языка.

1.Прочитайте слова. Распределите глаголы в 2 группы. Вставьте окончания.
Пряч.., руб.., уч.., потуш.., спряч.., колот.., уход
2. К какой группе нужно отнести следующие глаголы:
Довертеть, повертеть, провертеть; догнать, нагнать, обогнать?
Помощь 1. Выпиши глаголы в 2 столбика - по спряжениям. Допиши окончания.
Помощь 2. Выпиши глаголы в 2 столбика - по спряжениям. Чтобы определить спряжение, поставь глагол в неопределенную форму. По неопределенной форме определи и допиши окончания глаголов.

Приведу пример разноуровневых заданий по математике в 4 классе по теме «Задачи на скорость движения». (Истомина)

Учащимся при решении задачи предоставляется возможность выбора посильного на данный момент уровня.
Задача. От двух пристаней, расстояние между которыми 117 км, отправились одновременно навстречу друг другу 2 катера. Первый шел со скоростью 17км/ч, второй – 24 км/ч.Какое расстояние будет между катерами через 2 часа после начала движения?

1 уровень.

1.Рассмотри чертеж к задаче и выполни задания:
17 км/ч 24 км/ч
_______________________________________________
117 км
- Обведи синим карандашом отрезок, обозначающее расстояние, пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние.
- Обведи красным карандашом отрезок, обозначающее расстояние, пройденное вторым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние.
- Рассмотри отрезки, обозначающее расстояние, пройденное катерами за 2 часа. Вычисли это расстояние.
- Прочитай вопрос и обозначь другой отрезок на чертеже, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние.
Если задача решена, запиши ответ.
2. Рассмотри еще раз задачу и запиши план ее решения.
3. Проверь себя. Ответ: 35 км.

2 уровень.

1. Закончи чертеж к задаче. Обозначь на нем данные и искомое.

____________________________________________

2. Рассмотри схему рассуждений от данных к вопросу. Укажи на ней последовательность действий и арифметические знаки каждого действия:
17 км/ч ? 24 км/ч
скорость сближения
? расстояние, пройденное двумя катерами
? расстояние между катерами
3. Пользуясь схемой, запиши план решения задачи.
4. Запиши решение задачи:
- по действиям;
- выражением.

3 уровень.

1. Выполни чертеж.
2. Пользуясь чертежом, найди наиболее рациональный способ решения.
3. Запиши план решения задачи.
4. Запиши решение задачи.
5. Проверь себя. Ответ: 35 км.




Анализ практики реализации психолого-педагогических технологий принципов индивидуализации и дифференциации в процессе учения младших школьников показывает, что это путь формирования ученика как «субъекта» деятельности, т. е. построения процесса обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником. При этом руководящая роль учителя скрывается от ученика, а ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, способствует сохранению индивидуальности ребенка, созданию условий для его самовыражения.


















Литература.


Баринова О. В. Дифференцированное обучение решению задач. Начальная школа.№2, 2009.

Бушуева Л. С. Развитие воображения в процессе индивидуализации обучения детей на уроках русского языка. Начальная школа.№7, 2005.

Давлетшина А. А. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников. Начальная школа.№5, 2013.

Иванов М. Г. Дифференцированное обучение младших школьников. Начальная школа.№11, 2014.

Новикова Л. И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. Начальная школа.№1, 2002.

Петракова О. Ю. Поиск новых подходов к реализации учителем начальных классов идей индивидуально-дифференцированного обучения школьников. Педагогический поиск. №3, 2013.

Селиверстова Е. А. Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся. Начальная школа.№2, 2002.

Тестов В. А., Уханова Л. Д. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации. Начальная школа.№2, 2012.

Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. Москва. Педагогика. 2012.

10. Фоменкова М. В., Хаустова Н. Н. Дифференциация в обучении математике. Начальная школа.№2, 2009.
Козлова Т. А.