Использование схемы при обучении решению задач в начальной школе.


Целикова Александра Дмитриевна
учитель начальных классов
МОАУ «СОШ № 85» г.Оренбурга
Использование схемы при обучении решению задач в начальной школе.
Большое и важное значение в изучении начального курса математики имеют текстовые задачи. Решение задач способствуют развитию мышления школьников, так как в ходе решения задач они учатся связно мыслить, рассуждать и обосновывать свои суждения. Задачи одновременно оказывают влияние и на развитие речи, внимания, воображения, памяти учащихся, воспитывают волю, активность и инициативность. Дети приобретают навык работы по плану, учатся анализировать и обосновывать свои действия.
Решение задач является звеном, связывающим обучение с жизнью, теорию с практикой, поэтому оно имеет большое практическое значение. Процесс решения задач формирует умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни.
Психологи и многие математики рассматривают решение задачи как процесс поиска системы моделей. Каждая модель является одной из форм отображения сущности (структуры) задачи, а преобразование ее идет по пути постепенного обобщения, абстрагирования и построения математической модели. Таким образом, чтобы решить задачу, нужно построить ее математическую модель [1].
Успех школьника, решающего задачи, определяется уровнем овладения моделированием. Освоение моделей – это тяжелая работа, трудности исполнения которой связаны с отображением учащимися сущности рассматриваемых в задаче объектов и отношений между ними при моделировании. Чтобы самостоятельно решать задачи, ученик должен освоить различные виды моделей, научиться выбирать модель, соответствующую предложенной задаче, и переходить от одной модели к другой.
Существуют различные модели задач: опорные слова, таблицы, схемы, рисунки. От удачного выбора схемы зависит то, насколько быстро ученик ответит на вопрос задачи. Используя модель, дети самостоятельно приступают к разбору задачи и поиску различных вариантов ее решения.
Для того, чтобы учащиеся нашли разные способы решения одной задачи, необходимо использовать схему.
Рассмотрим задачу из учебника математики первого класса.
Задача. Витя сделал 8 самолетиков, а Рома – на 2 самолетика больше. Сколько всего самолетиков сделали ребята?
Проводится беда по вопросам учителя.
- Сколько самолетиков сделал Витя? (8). Изобразите число самолетиков Вити отрезком:

- Сколько самолетиков сделал Рома? (На 2 больше). А это сколько? (Столько, сколько у Вити, да еще 2.)
- Изобразите отрезком число самолетиков Ромы:

- Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего самолетиков сделали ребята?)
- Как вы это изобразите на схеме?

По схеме дети самостоятельно записывают решение:
Первый способ
8 + 2 = 10 (с.) – сделал Рома.
8 + 10 = 18 (с.) – сделали ребята.
Ответ: 18 самолетиков сделали ребята.
Второй способ
- Посмотрите на схему. Сколько на схеме отрезков одинаковой длины? (2.)
- Что означает каждый из них? (8 самолетиков.)
- Сколько самолетиков обозначено двумя отрезками? (16.)
- Как вы узнали? (8 + 8 = 16 (с.) – удвоенное количество самолетиков Вити.)
- Нам необходимо найти, сколько всего самолетиков у ребят. Используя схему, ответьте, все ли самолетики учтены? (Нет, остался отрезок, обозначающий 2 самолетика.)
- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? (Да.)
- Как? (16 + 2 = 18 (с.) – сделали ребята.)
- Запишите решение:
1) 8 + 8 = 16 (с.) – удвоенное количество самолетиков Вити .2) 16 + 2 = 18 (с.) – сделали ребята.
Ответ: 18 самолетиков сделали ребята.
Третий способ
- Известно ли, сколько самолетиков сделал Рома? (Нет.)
- А что известно об их числе? (Что самолетиков у Ромы больше на 2, чем у Вити.)
- Можем ли мы найти, сколько самолетиков сделал Рома? (Да.)
- Как? (8 + 2 = 10 (с.) – сделал Рома.)
- Предположим, что каждый из ребят сделал по 10 самолетиков. Тогда сколько было бы самолетиков? (10 + 10 = 20 (с.) – удвоенное количество самолетиков Ромы.)
- Если Рома сделал на 2 самолетика больше, чем Витя, значит, Витя сделал на 2 самолетика меньше, чем Рома. Сколько всего самолетиков сделали ребята? Как узнать? Каким действием? (20 – 2 = 18 (с.) – сделали ребята.)
- Запишите решение:
1) 8 + 2 = 10 (с.) – сделал Рома.)2) 10 + 10 = 20 (с.) – удвоенное количество самолетиков Ромы.)3) 20 – 2 = 18 (с.) – сделали ребята.)Ответ: 18 самолетиков сделали ребята.
Схема помогает найти различные способы решения задачи. Учителю необходимо при подготовке продумать схему к задаче, которая будет способствовать нахождению различных вариантов решения задачи. Необходимо дать возможность учащимся самостоятельно находить разные способы решения задачи.
Список использованной литературы:
Фонин Д.С., Целищева И.И. Моделирование как важное средство обучения решению задач // Начальная школа. 1990. №3. С. 64-71.