Отчёт учителя по теме самообразования Развитие познавательного интереса на уроках математики

Отчет по теме самообразования
«Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках математики»

Перед учителями школы и, прежде всего, перед учителем математики стоит сверхзадача: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, подготовку к дальнейшему обучению в СУЗе или ВУЗе.
Дать выпускнику школы математические знания и умения, которые соответствуют передовым достижениям науки, сформировать у учащихся представления о роли математики в современном мире, о способах применения математики как в технических, так и в гуманитарных сферах. Выпускник школы включается во взрослую трудовую жизнь. Задача учителя заключается в воспитании человека, способного жить в гармонии с природой, обществом и самим собой, умеющего ставить цели самосовершенствования.
Процессы развития общества неразрывно связаны с активацией человеческого фактора, развитием творческой и познавательной активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Проблема формирования математически-ориентированной познавательной активности старшеклассников обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной успешно выполнять социальные функции. Потребность общества в воспитании активной личности, которая может решать творческие задачи, проявлять ответственность, инициативу, связана с подготовкой учащихся к самостоятельному приобретению знаний в различных сферах деятельности и, в частности, с формированием личностной компетентности в области математики. Однако в реальной практике наблюдается недостаточная эффективность в решении задач формирования интереса учащихся на основе математического образования. Эта педагогическая проблема требует теоретического осмысления в целях поиска эффективных способов организации познавательной деятельности школьников, направленной на развитие познавательной активности как устойчивого качества личности.
Актуальность проблемы формирования познавательной активности учащихся на основе математического образования и наличие необходимых научных предпосылок для решения этой проблемы послужили основанием для выбора темы самообразования: «Развитие интереса учащихся на уроках математики».

1 этап работы над темой (поисковый)
На этом этапе проводилось накопление и систематизация материала по двум направлениям: “Использование игровых технологий” и “Использование тестовой проверки знаний”. Изучалась литература по теме исследования. Ребёнок с первых уроков, каждый день делает открытия, только с той разницей, что эти открытия не для человечества, а для данного маленького человека. Очень важно и дальше развивать эту познавательную активность. В начальной школе почти у всех детей есть мотив к обучению – любознательность, в средней школе этот мотив, к сожалению, у многих детей исчезает. Самым важным для учителя всегда считался вопрос как?
Как вызвать интерес к учёбе?
Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности?
Как повысить мотивацию?
Как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?
Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?
Как эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогически технологии, способствующие повышению качества образования?
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?
То есть учитель должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Деятельность можно определить как целенаправленную активность, дающую личностно или общественно – значимый результат. В теории учебной деятельности в качестве одного из исходных составляющих рассматриваются учебные мотивы школьника. Для учителя математики показателями развития учебных мотивов являются такие характеристики поведения учащихся, как:
Познавательная активность на уроке;
Использование дополнительных сведений при подготовке к уроку;
Умение активно работать с учебным материалом;
Самостоятельность в решении математических задач;
Стремление к выполнению заданий повышенной трудности;
Активное участие в коллективной работе;
Интерес к профессиям типа “Человек Знак” (бухгалтер, банкир, инженер, экономист и др.)
Чтобы сформировать интерес учащихся при изучении математики, необходимо было определить мотивацию учебной деятельности школьников. Что же такое мотивация? Это активное состояние мозговых структур, побуждающих высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Образовательная мотивация – как определяют её психологи – это система факторов, обусловливающих учебную деятельность и поведение школьников. К таким факторам относятся потребности, намерения, цели, интересы, стремления. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации - проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.
2 этап работы (организационно – исследовательский)
При изучении биологии различают следующие виды предметной деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, преобразовательная, коммуникативная.
Развитие интереса   задача каждого урока. И эту задачу я стараюсь решать целенаправленно и систематически через активные формы и методы обучения, индивидуальные и групповые задания, лабораторные работы, экскурсии, игры, которые никогда не оставляют детей равнодушными, они будят интерес к математике.
Использование игровых технологий позволяет создать хороший доверительный климат в классе между учащимися и учителем. Школьники не испытывают внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта.
Используются и уроки творчества, на которых дети могут продемонстрировать результаты своей творческой деятельности: создание докладов по биографии учёных, оформленных как анализ его творческих качеств, подготовка рефератов, кроссвордов.
На уроках используется гибкая неформальная система контроля: использование тестовых заданий при изучении нового материала (тренировочные материалы), затем обучение самостоятельному созданию тестов и только затем итоговое тематическое тестирование, которое не означает конец работы над изучаемой темой, потому что каждый учащийся имеет возможность ещё раз пересдать зачёт в устной форме. Использование данных технологий проведения уроков позволяет снять психологические барьеры, страх перед опросом на уроке, тревожность. У детей формируется положительная мотивация к изучению математики. Многие учащиеся любят уроки математики, они считают, что математические знания пригодятся им в будущем.
Это можно пронаблюдать и при анализе анкетирования учащихся. Анкета взята из журнала “Математика в школе».
Цель: проанализировать мотивацию (интерес) учащихся к изучению математики.
Учащимся предлагается следующая анкета.
Вопросы анкеты.
Нравится ли тебе предмет “Математика”?
Можешь ли ты объяснить почему?
Нужна ли тебе математика?
Если нужна, то попробуй объяснить, зачем, если нет – то почему.
Нужна ли тебе помощь при выполнении домашних заданий?
Как ты оцениваешь свои знания по математике?
Что является, на твой взгляд, причиной твоих неуспехов или неудач?
Хочешь ли ты улучшить свои результаты по математике?
Проанализировав анкеты можно сделать вывод: 95% учащихся нравится математика и 5% учащихся к ней равнодушны. Ребятам нравится изучать математику, потому что они узнают много нового. Предмет очень занимательный и увлекательный.
По мнению учащихся, в будущем им может пригодиться математика. Есть учащиеся, которые считают, что математика нужна, потому что есть желание знать всё. Часть учащихся решили, что знание математики нужно им для общего развития. Большинству учащихся помощь в подготовке домашнего задания не нужна. Многие учащиеся желают улучшить свои результаты по математике, хотят узнать больше.
Среди выпускников есть будущие учителя математики.
3 этап работы (Этап внедрения)
Весь накопленный и изученный материал нашёл применение в моей дальнейшей деятельности. Игровые технологии находят применение на различных уроках, как в средних, так и в старших классах.
На уроках у меня есть возможность использовать тесты. Тесты позволяют отслеживать успешность усвоения учащимися знаний, дать оценку их умениям и навыкам. Такой вид контроля ЗУН даёт мне возможность видеть результативность работы учащихся быстро, практически после каждой изученной устной темы. Тесты помогают выявить типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении различных тем по математике.

Результаты работы
Накоплен тестовый материал по математике по большинству тем для разных классов.
Накоплен материал по использованию игровых технологий для формирования познавательной активности к урокам математики.
Прошли весь этап социализации:
Учились играть социальные роли;
Учились общению;
Учились работать с тестами;
Учились обрабатывать накопленный материал.

Список изученной литературы.

Название
Автор
Издательство


Планирование и организация методической работы в школе
ТН Макарова
Пед. Центр «Поиск» 2003


Применение листов опорных сигналов в обучении математике 6 класс
ГМ Серегин
Новосибирск 1994


Преподавание математики в 5 – 6 классах
ВИ Жохов
Москва 2000


Задачник про рациональные числа да про Ивана с Еленой
ЭГ Гельфман
МПИ 1994


Математика в школе
МР Леонтьева
Москва 1988


Сборник задач по алгебре
ВБ Бычков
Москва 2001


Математические чудеса и тайны
М Гарднер
1967


Математические олимпиады школьников
ЛП Кузнецов
1999


Математические олимпиады школьников 5-11 классы
АВ Фарков
Айрис – пресс 2005


Задачи вступительных экзаменов по математике
ЮВ Нестеренко
Просвещение 1986


Контрольные измерительные материалы ЕГЭ в 2003 г
Мин. образования
Москва 2003


Хитроумные математические головоломки
Стив Райан
АСТ Астрель 2005


Устная геометрия 10-11
АП Ершова
ВВ Голобородько
ИЛЕКСА 2005


Предметная неделя по математике
ТГ Власова
Феникс 2006


С чего начать углубленное изучение геометрии в 8 классе
Д Аверьянов
Чистые пруды 2006


Устные занятия по математике 6-9 кл
АЯ Кононов
ГЕНЖЕР 2001


Многогранники: развертки и задачи 3 часть
ЛИ Звавич
МВ Чинкина
Дрофа 2005


Нестандартные уроки 5 – 8 классы игровые технологии на уроках
ИБ Ренчукова
Учитель 2006


Открытые уроки 5-11
НМ Ляшова
Учитель 2005


Математическая разминка 5-7
ВА Гусев
АП Комбаров
Просвещение 2005


Математические софизмы 7-11
АГ Мадера
ДА Мадера
Просвещение 2003


Обучение на основе технологии «Полного усвоения»
ТГ Гончарова
Дрофа 2004


Методика и практика преподавания алгебры и геометрии
АФ Коржанин
ФЕНИКС 2002


Воспитание индивидуальности
ЕН Степанова
СФЕРА 2005


Педсовет в общеобразовательном учреждении
НФ Дик
Феникс 2005


Методические семинары
ИГ Норенко
Волгоград


Настольная книга учителя математики
ЛО Рослова
АСТ Астрель 2004


Конструирование современного урока математики
СГ Манвелов
Просвещение 2005


Опорные конспекты по математике
Ю.С.Савченко



Нестандартные уроки математики 5-6 кл.
Е.А.ким
Учитель АСТ 2005


Алгебра 7-9 метод пособие для учителя
А.Г.Мордкович
Мнемозина
2001


Материал для внеклассной работы в школе по математике
ФМШустер
Народная Асвета 1968



Этапы работы над темой самообразования

Выбор темы самообразования 2005-2006 уч. год.
Цель:
Анализ и изучение литературы по данной тематике.

Организационно исследовательский 2005-2007 уч. год.
Цель:
Накопление и систематизация материала по двум направлениям: “Игровые технологии”; “Использование тестовой проверки знаний”. Определение уровня познавательной активности учащихся по математике с помощью анкет.

Этап внедрения 2007-2011 уч. год.
Цель:
Разработка цикла обобщающих уроков в форме игр в 5 классе по математике. Разработка и проведение уроков и внеклассных мероприятий с использованием игровых технологий. Составление тестов по математике для проведения контрольного тестирования по разным темам. Создание презентаций к урокам на разную тематику.
15