Упражнения на развитие внимания младших школьников с умственной отсталостью на занятиях факультатива по информатике

Приложение 7
Упражнения на развитие внимания младших школьников с умственной отсталостью на занятиях факультатива по информатике
Занятие 1. Правила поведения в компьютерном классе
Учитель знакомит учащихся «Что значит быть внимательным. Правила внимания».
Упражнение 1 «Правила поведения в компьютерном классе»
Внимательно прослушать правила поведения в компьютерном классе и выбрать правильные ответы.

Обсуждение ответов и повторение правил поведения в компьютерном классе.
Занятие 2. «Компьютер и его основные устройства»
Упражнение 2
Для закрепления темы занятия и развития концентрации внимания, учащимся предлагается задание: определить какой букве соответствует цифра, назвать соответствующее устройство компьютера.






Занятие 3. Знакомство с клавиатурой.
Упражнение 3. Ввод в компьютер букв, цифр.

Упражнение развивает концентрацию внимания и переключение.
Занятие 4. Компьютерная мышь.
Упражнение 4. Выполнение комплекса заданий, направленных на развитие мелкой моторики, итоговое задание «Слепи снеговика» направлено на избирательность внимания.








Занятие 5. Повторение. Компьютер и его основные устройства. Применение компьютеров. Знакомство с новым устройством – стилусом.
Упражнение 5_1.Обведи картинки, которые являются частями компьютера.
На интерактивной доске представлены основные устройства компьютера и бытовые приборы. Учащиеся должны назвать устройства и с помощью стилуса обвести их.









Упражнение 5_2. Работа с интерактивной доской. Собери машину. Правильно определить составные части машины. Результат – машина заведётся (сопровождается звуковыми эффектами).







Задание развивает концентрацию и распределение внимания.
Занятие 6. Графика. Знакомство учащихся с возможностями компьютерных графических программ.
Упражнение 6. Собери картинку по образцу. Учащимся предлагается внимательно рассмотреть картинку-образец, выделить главные части, на что опираться при составлении головоломки. Упражнение содержит 4 задания. Для учащихся, кто справился быстрее всех, предусмотрено дополнительное более сложное задание.







Дополнительное задание:







Занятие 7. Компьютерная графика. Раскрашивание компьютерных рисунков.
Упражнение 7. Раскрась картинку в соответствии с образцом.
Учащиеся должны правильно определить цвет, закрасить в соответствии с образцом. При правильном выполнении – появится надпись МОЛОДЕЦ!







Всего предусмотрено 8 заданий. Учащиеся могут выбрать те, которые понравились больше всего. Предусмотрены дополнительные задания, в которых дети проявляют самостоятельность при выборе цвета. Задания подобраны для девочек и мальчиков.





Занятие 8. Повторение. Клавиатура. Работа с клавиатурным тренажёром.
Упражнение 8. Закрепление навыков работы на клавиатуре. Развитие переключения внимания, скорости выполнения действий. Выбирается уровень 2 – буквы а и о.





На занятии проводится «Гимнастика для рук». Учащиеся повторяют правила поведения в компьютерном классе и технику безопасности при работе за компьютером. Выполняют комплекс упражнений для снятия усталости.






Занятие 9. Компьютерная графика. Знакомство с графическим редактором Paint.
Упражнение 9_1. Акцентировать внимание учащихся на создание геометрических фигур – треугольник, овал, квадрат, прямоугольник. Задание на развитие произвольного внимания – создание фигур по образцу.

Упражнение 9_2. Раскраска по цифрам.




Занятие 10. Конструирование.
Упражнение 10_1. Собрать картинку по образцу. Развитие произвольного внимания. Учащимся предлагается выполнить три задания. Четвёртое – самостоятельное конструирование.

Упражнение 10_2. Работа с интерактивной доской. Учащиеся совместно создают орнамент. По очереди выходят к доске и с помощью стилуса выбирают форму фигуры, цвет. Развивается переключение внимания.







Занятие 11. Компьютерная графика. Работа в графическом редакторе Paint.
Упражнение 11_1. Создание и заливка геометрических фигур по образцу.
Развитие произвольного внимания. Учащиеся должны правильно нарисовать фигуры и закрасить соответствующим цветом.



Упражнение 11_2. Игра «Найди отличия»
Инструкция: «Внимательно рассмотри обе картинки. На первый взгляд может показаться, что они одинаковые, но это не так. Эти картинки разные. Имеются 10 отличий. Найдёшь все десять - и ты победитель!»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Занятие 12. Работа с клавиатурой. Знакомство с программой Блокнот.
Повторение. Работа с клавиатурным тренажёром.
Упражнение 12_1. Напечатать своё имя и фамилию.
Упражнение 12_2. Совместная работа на интерактивной доске – игра «Крестик-нолики».





Занятие 13. Компьютерная графика. Работа в графическом редакторе Paint.
Упражнение 13_1. Необходимо нарисовать картинку по точкам, которые обозначены цифрами. Развивает концентрацию внимания. Ученик самостоятельно выбирает картинку, с которой будет работать.









Упражнение 13_2. Задние «Пазлы».Работа на интерактивной доске.
Инструкция: Выбери понравившийся пазл. Запомни, что изображено на картинке, обрати внимание на мелочи и расположение деталей, это будет важно. Прикинь себе контрольный квадратик, с которого будет удобнее начинать собирать пазл. Если что – можно подсмотреть, но интереснее не подсматривать!
Для начала, выбери картинку, которую ты хочешь собрать. Нажми на неё мышкой и откроется пазл. Теперь ты можешь решить – на сколько кусочков "разрезать" картинку.
Для этого выбери 3х3, 4х4, 5х5 или 6х6.
3х3=9 - самый простой пазл, всего 9 кусочков. Для начала вполне подойдёт.
4х4=16 - уже посложнее, но – далеко не предел.
5х5=25 - за таким пазлом можно просидеть минут пять или двадцать пять.
6х6=36 – уже не шутка. Собери его! Это действительно интересно.
После выбора количества кусочков, перемешай и начинай собирать картинку. Перетаскивай части пазла из левой области в правую. Не старайся попадать слишком ровно в квадратик. Кусочек сам подровняется. Если совсем запутаешься, то можешь "подсмотреть", как правильно выглядит картинка. Когда все части пазла будут на своих местах, сетка пропадёт, а тебе представится возможность просмотреть, как ты собирал пазл. И ещё, в любое время ты можешь начать всё заново!

Занятие 14. Информация вокруг нас. Понятие информации.
Упражнение 14_1. Внимательно посмотри на органы чувств и проведи стрелки к соответствующему виду информации. Учащиеся работают по очереди на интерактивной доске. Развивается произвольное внимание.




Упражнение 14_2. Игры с буквами и словами.






Занятие 15. Способы представления и передачи информации. Графическая информация.
Упражнение 15_1. Найди 10 отличий. Внимательно посмотри на картинки и найди, чем они отличаются. Отметь все 10 отличий и ты победитель! А если вдруг возникнут трудности - не спеши сдаваться. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










Упражнение 15_2. Назови фигуры, необходимые для построения домика. С помощью стилуса перемести фигуры и построй домик.










Занятие 16. Компьютерная графика. Раскраска.
Упражнение 16_1. Учащиеся самостоятельно выбирают рисунок для разукрашивания. Развитие концентрации и переключения внимания.

Упражнение 16_2. Повторение. Компьютер и его основные устройства.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








Занятие 17. Элементы логики. Истина и ложь.
Упражнение 17_1. Задание «Найди картинку». Развитие избирательности внимания. Задания каждому подбираются индивидуально.







Упражнение 17_2. Истинность и ложность суждений.

Занятие 18. Элементы логики. Истина и ложь.
Упражнение 18_1. Составь картинку. Отрабатываются навыки работы с мышью. Развивается переключение внимания.




Упражнение 18_2. Истинность и ложность суждений. Закрепление пройдённой темы. Счёт производим вместе с учениками с помощью наглядного материала.







Занятие 19. Элементы логики. Сопоставление.
Выделение основных признаков и свойств предметов
Упражнение 19_1. Дополнить пары недостающими элементами.














Упражнение 19_2. Задание на концентрацию внимания «Узнай по силуэту». После выполнения задания учащиеся раскрашивают те фигуры, которые им больше нравятся.











Занятие 20. Множества. Объединение предметов на основе общих свойств или признаков
Упражнение 20_1. Составь множество из соответствующих элементов










Упражнение 20_2. Интерактивное задание на закрепление изученного материала (пособие Лушкиной И.Ю)

Занятие 21. План и правила. Ученики внимательно слушают объяснение темы, затем должны пересказать по картинкам то, что запомнили.









Упражнение 21. Совместная работа на интерактивной доске. Задание на развитие концентрации внимания.










Занятие 22. Повторение. Работа на клавиатуре. Правила работы на клавиатуре.
Упражнение 22. Ввод букв и цифр (клавиатурный тренажёр).







Задание на концентрацию и переключение внимания.










Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 26Рисунок 36Рисунок 39Рисунок 40Рисунок 44Рисунок 56Рисунок 6515