«Развитие познавательного интереса у учащихся с ОВЗ на уроках технологии в 4 классе в свете введения ФГОС»


«Развитие познавательного интереса у учащихся с ОВЗ на уроках технологии в 4 классе в свете введения ФГОС»
Учитель технологии МКОУ «Горковская С(К)ОШИ» Петров А.Ю.
В настоящий момент общество хорошо осознаёт свою ответственность за воспитание подрастающего поколения. Особую актуальность приобретает проблема формирования личности, ее творческого потенциала, умения ориентироваться в огромном многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника школы - самостоятельной, активной, гармонично развитой личности.  Становление нового типа человека, способного творить духовные богатства, активно участвующего во всех сферах жизни общества, во многом зависит от развития способности в познании явлений окружающего мира, в сформированности умения самостоятельно находить различные варианты решения возникающих в процессе жизнедеятельности задач, готовности применять полученные знания на практике. В связи с этим уже на завершающем этапе обучения в коррекционной школе важное значение должно уделяться формированию познавательных способностей старшеклассников, поскольку именно старший школьный возраст - это тот период возраста, когда интенсивно формируются свойства личности, закладываются основы для раскрытия уникальности и самобытности молодого человека, развития его познавательных способностей. Но начинать развитие такой личности надо значительно раньше. Активизация учебно-познавательной деятельности способствует формированию личности человека, который умеет творчески решать задачи, самостоятельно и критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически пополнять свои знания и применять их.
Средством такой активизации выступают:
содержание учебного материала;
личные качества учителя;
действия учащихся по осознанию и разрешению учебной проблемы;
методы и формы организации учебной деятельности;
материальная база учебного процесса и др.
С введением ФГОС учитель должен пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Главная его задача: помочь учащемуся познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. Если раньше большинство учителей преподносило истину, то теперь учитель должен учит её находить. В связи с этим особое внимание я уделяю созданию условий для развития познавательного начала в деятельности каждого ученика. Необходимо делать все возможное, чтобы пробудить, а затем и развить познавательные интересы учащихся.
Специфика образовательной области «Технология» позволяет успешно развивать познавательную деятельность учащихся на уроках. Для активизации познавательной деятельности на уроках использую такие приемы:
Приём «Отгадай загадку, ребус». В 4 классе к каждой теме урока есть загадка или ребус, используемые мною как приём актуализации знаний, введения в тему урока, постановки проблемы, подсказки для самостоятельного определения детьми целей и задач урока. Например, для определения темы урока «Измерительная линейка. Разметка заготовок для изделий» детям необходимо отгадать загадку, ребус и назвать тему урока:
Я люблю прямотуи сама прямая.Сделать ровную чертуВсем я помогаю.

После определения темы урока учащиеся активно участвуют и в постановке целей и задач урока, что также является требованием к организации урока в формате ФГОС. Кроме загадок в начале урока активно использую различные ребусы, проблемные вопросы для размышления учащихся над новой темой урока.
Приём «Сообщи о своём Я». Задание на устное моделирование предстоящей работы, когда ученик перед самостоятельной работой предварительно высказывает своё мнение о выполнении задания: «Я бы начал работу с…..», «Для передачи настроения я бы использовал….», «Для передачи образа я бы применил технику…» В данном случае учащимся дается возможность выбора сюжета, материала инструментов для реализации собственного замысла.
Прием «Сравни …». В 4 классе при изучении темы «Виды столярных ножовок. Пиление древесины вдоль и поперек волокон» дается задание сравнить и найти отличие и сходство столярных ножовок, подумать для каких работ используют ту или иную ножовку. Здесь учащиеся учатся анализировать, обобщать материал, делать собственные выводы.
Прием «Найди ошибку». На основе выполненных ранее другими учащимися работах по заданной теме прошу найти ошибки в выполненном изделии.
Прием «Оцени работу». Ученикам дается задание оценить работу одноклассника, собственную поделку устно и с помощью аплодисментов.
Для развития и поддержания познавательного интереса учащихся использую игровые, проектные, информационно-коммуникативные технологии.
Включение учащихся в проектную деятельность является основополагающим в формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Цели и задачи проектной деятельности на уроках технологии носят чаще всего конкретную практическую ценность. Например, в 2015 году ко Дню Победы учащиеся знакомились с вопросом: какую роль сыграли танки во время Великой Отечественной войны, а в конце мини-проекта создавали разные виды танков. Танк Сухарина Валерия занял 2 место в районном этапе конкурса «Гренадёры, вперёд!»
Современный учебный процесс невозможен без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), способствующих активизации познавательной деятельности учащихся. Получение информации и её обработка электронным путём учащимся с ОВЗ интереснее, чем дополнительная литература. Они с удовольствием изучают тематические презентации по разным темам урока. Жаль только, что в мастерской нет ММ-проектора.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся важно, чтобы через весь урок проходила установка на успех, ведь отрицательные эмоции мешают творчеству.
Очень важно создать атмосферу доверия, сопереживания ученику, помочь ученику снять чувство страха, оказать помощь, дать совет, как лучше выполнить планируемое. Авансирование ученика, с выделением его достоинств в присутствии коллектива мобилизует активность ребёнка, и он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику. Поэтому тестовые задания по технологии, которые я предлагаю детям, всегда заканчиваются фразами: «Желаю удачи!», «У вас всё получится!», «Вы все сможете!»
Практика показывает, что для появления и укрепления познавательных интересов учащихся необходимо:
ставить учащихся перед противоречиями при помощи метода проблемных ситуаций,
показывать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни,
раскрывать перед учащимися возможность применения приобретённых знаний в школе, в жизни, при решении бытовых и практических вопросов,
вводить задачи на догадку, развитие сообразительности,
развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активного наблюдения, воображения,
развивать коллективный анализ процесса и работы отдельных учащихся,
использовать широкий кругозор отдельных учащихся, как дополнительный источник знаний для других.
Опираясь на свой опыт и опыт педагогического сообщества, я могу сделать вывод, что процесс развития познавательной активности обучающихся должен быть целенаправленным, систематическим, планомерно организованным и осуществляться в соответствии с требованиями стандартов второго поколения на основе личностно- ориентированного подхода.