Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий при реализации ФГОС третьего поколения


Introduction to the educational process information communication technologies in implementing Federal Education Standard of the third generation
Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий при реализации ФГОС третьего поколения
Сумарокова Ю.Б., Лещенко И.А., Россия, Казань
Sumarokova J.B., Leschenko I.A., Russia, Kazan
Современный период развития образования характеризуетсяобновлением всех аспектов образования, отражающего изменения культуры, науки и техники и ориентированного на использование достижений информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Проведение реформы в сфере образования нацелено на создание оптимальных условий для формирования целостной личности выпускника, компетентного не только в своей профессиональной сфере, но и в смежных дисциплинарных областях знаний.
Междисциплинарные связи являются в настоящее время особенно актуальными для проектирования учебного процесса в формате компетентностного подхода, поскольку формирование поставленных во главу угла компетенций во всех ФГОС может осуществляться не одной, а несколькими дисциплинами учебного плана основной профессиональной образовательной программы. Междисциплинарный синтез знаний, умений и навыков обучающихся является также необходимым в связи с тем, что учебные программы всех направлений подготовки становятся более практикоориентированными.
Междисциплинарное проектирование учебного процесса способствует формированию конкурентоспособной личности выпускника ССУЗ, в которой заложено представление о взаимосвязанности дисциплинарных направлений, в частности,о полезности синтеза специальных дисциплин, профессиональных модулей и информационных технологий для профессионального и личностного роста обучающихся в течение всей жизни.
Теория междисциплинарных связей в среднем профессиональном образовании получила развитие за счет обоснования происходящего на современном этапе перехода от преобладавших ранее бинарных междисциплинарных связей смежных дисциплин к междисциплинарной триаде, универсальным компонентом которой является информационная или компьютерная составляющая, которая реализуется при обучении студентов ССУЗ в компьютерной обучающей среде.
Остановимся на формировании профессиональных компетенций с учетом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ходе учебного процесса при реализации программы дисциплины «Электротехника и электроника» и профессионального модуля «Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем».
В соответствии с требованиями ФГОС результатом обучения по дисциплине «Электротехника и электроника» являются освоенные умения, необходимым условием получения которых является применение компьютерной обучающей среды.
Результатом освоения программы профессионального модуля (ПМ) является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями. Информационная составляющая присутствует в модуле в общих компетенциях.
ОК 4: Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального иличностного развития.
ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Очевидно, что без освоения информационно-коммуникационных технологий в настоящее время практически невозможно и освоение основных профессиональных компетенций будущего конкурентоспособного специалиста.
Таким образом, создание электронных документов и презентаций, обработка табличных данных и построение диаграмм, вычерчивание электрических схем, работа с различными носителями информации и периферийными устройствами, работа с электронной почтой и поиск информации в сети, умение разбираться с обучающими программами в своей предметной области - это минимальный, на сегодняшний день, набор информационных компетенций участников образовательного процесса.
При подготовке будущего специалиста-энергетика необходимо учитывать важную особенность энергетического производства, которой является непрерывность, бесперебойность и абсолютное совпадение во времени процессов производства и потребления электрической энергии. В связи с этим возникает проблема визуализации происходящих механических и электромагнитных процессов, когда студентам практически невозможно заглянуть внутрь бака силового трансформатора, снять кожух с работающего синхронного генератора, увидеть образование электрической дуги между дугогасительными контактами выключателя на реальных энергообъектах, находящихся под высоким напряжением, опасным для жизни. Применение информационных технологий позволяет решать эту проблему и открывает новые возможности использования компьютера не только как источника учебной информации при изучении профессионального модуля «Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем», но и в качестве наглядного пособия, тренажера, средства диагностики и контроля режимов работы основного и вспомогательного электрооборудования, повышая при этом уровень и качество усвояемости учебного материала и делая его более наглядным.
Использование виртуальных лабораторий в учебном процессе при изучении дисциплины «Электротехника и электроника» с применением программы Electronics Workbench 5.12 , а также при изучении разделов ПМ «Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем» с применением программы Lab View 8.5 позволяет с одной стороны предоставить возможность обучающемуся провести эксперименты с оборудованием и материалом, отсутствующим в реальной лаборатории колледжа, получить практические навыки проведения экспериментов, ознакомиться детально с компьютерной моделью уникального дорогостоящего объекта, исследовать процессы и явления, происходящие в реальном мире, не опасаясь за возможные последствия. С другой стороны, подключение имеющегося лабораторного оборудования и приборов к компьютеру в рамках виртуальной лаборатории позволяет перевести традиционную лабораторию на новый уровень технологий, соответствующий сегодняшнему уровню развития науки и техники.
Рассмотрим на конкретном примере как формируются указанные в ФГОС умения в рамках реализации дисциплины «Электротехника и электроника» и ПМ «Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем» с применением компьютерной обучающей среды.
Таблица 1. Практическое применение информационно-коммуникационных технологий при формировании у студентов профессиональных умений
ФГОС Дисциплина,раздел ПМ
Умения Умения + ИКТ
1 2
- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
- правильно эксплуатировать электрооборудование и аппараты;
-рассчитывать параметры
электрических цепей;
- снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

1 - подбор устройств электронной техники, электрических приборов и оборудования с определенными параметрами и характеристиками, использование информации, полученной из справочных материалов и дополнительной литературы, а также сети Интернет;
- правильная эксплуатация электрооборудования и аппаратов, оценка хода и результатов выполнения лабораторных работ с помощью компьютерных тренажеров в среде программирования Lab View, а также применение программы Electronics Workbench 5.12;
- расчет параметров электрических
цепей, оценка хода и результатов выполнения лабораторных работ с помощью компьютерных тренажеров в среде программирования Lab View, а
также применение программы Electronics Workbench 5.12;
- снятие показаний и использование электроизмерительных приборов и приспособлений с помощью Продолжение таблицы 1
2
- собирать электрические схемы;
компьютерных тренажеров в среде программирования Lab View, а также применение программы Electronics Workbench 5.12;
- сборка электрических схем с помощью компьютерных тренажеров в среде программирования LabView, а также применение программы Electronics Workbench 5.12;
-выполнять осмотр, проверять работоспособность, определять повреждения и оценивать техническое состояние электрооборудования;
- обеспечивать бесперебойную работу электрооборудования станций, сетей;
- выполнять работы по монтажу и демонтажу электрооборудования;
- проводить испытания и наладку электрооборудования;
- восстанавливать электроснабжение потребителей;
- составлять технические отчеты по
1
обслуживанию электрооборудования;
- выполнение осмотра с применением видеоматериалов c проигрывателями Media Player Classic, Windows Media, проверка работоспособности с помощью компьютерного моделирования в среде программирования Lab View, определение повреждения и оценивание технического состояния электрооборудования с помощью компьютерной диагностики среде программирования Lab View;
- обеспечение бесперебойной работы электрооборудования станций, сетей с помощью компьютерных тренажеров в среде программирования LabView;
- выполнение работы по монтажу и
демонтажу электрооборудования с помощью поэтапной компьютерной сборки оборудования в среде программирования Lab View;
- проведение испытания и наладки электрооборудования с моделированием электрических испытаний в среде программирования Lab View;
- восстановление электроснабжения потребителей методом моделирования аварийных ситуаций в среде программирования Lab View;
- составление технических отчетов Продолжение таблицы 1
2
по обслуживанию электрооборудования с использованием текстовых программ
Word, Ехсеl и электронной
- проводить контроль качества ремонтных работ;
-проводить испытания отремонтированного электрооборудования.
системы нормативно-технической документации Техэксперт;
- проведение контроля качества ремонтных работ при помощи виртуальных измерительных приборов и компьютерного тестирования в среде программирования Lab View;
- проведение испытания отремонтированного электрооборудования с моделированием испытаний в среде программирования Lab View.
Из таблицы наглядно видно как при освоении программы профессионального модуля студенты совершенствуют свою компьютерную грамотность и учатся использовать в работе с изучаемыми дисциплиной «Электротехника и электроника» и разделами ПМ «Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем» один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер, совершенствуя свои профессиональные компетенции.
Несмотря на значительные усилия, которые предпринимаются в последнее время государством в области информатизации образования, в современном обществе существует проблема зависимости компетенций специалистов от быстро меняющихся информационных технологий. Это требует, с одной стороны, улучшать фундаментальную подготовку студентов, которая позволит формировать наиболее разносторонние профессиональные компетенции с более глубокими знаниями, с другой – постоянно повышать уровень знаний в этой области. Универсальным методом повышения уровня знаний и качества образования является моделирование технических процессов с компьютерной реализацией, которое студенты нашего колледжа успешно используют в учебном процессе при освоении программы дисциплины «Электротехника и электроника» и ПМ «Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем».
Однако, в полной мере использовать широкие возможности компьютерной обучающей среды сможет только информационно грамотный студент, поэтому необходимо совершенствовать компьютерную грамотность школьников, особенно в сельских школах. Так как недостаток знаний и умений может привести к проблемам в изучении специальных дисциплин и программ профессиональных модулей.
В связи с возрастающими требованиями к участникам образовательного процесса возникает проблема в переподготовке и повышении квалификации преподавателей в области владения информационно-коммуникационными технологиями, которые реализуют в своей педагогической практике учебные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) третьего поколения.
Переход на обучение, основанное на компетенциях, реализуемое в форме модульных программ обуславливает потребность в учебниках по профессиональным модулям и учебных пособиях, в содержании которых имеются учебные задания по актуализации междисциплинарного взаимодействия. Перед преподавателями возникает задача в совершенствовании средств и методов преподавания разделов профессиональных модулей, написании принципиально новых методических указаний и рекомендаций для студентов.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что именно сочетание компетентностного и междисциплинарного подходов с информационно-коммуникационными технологиями для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов при изучении дисциплины «Электротехника и электроника» и разделов ПМ «Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем» способствует оптимизации, актуализации и систематизации получения знаний, умений и навыков, а также развитию творческой профессиональной деятельности будущего техника-электрика.
Литература.
1. Попова Н.В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного ВУЗа. Автореферат диссертации. Санкт-Петербург,2011.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //vak.ed.gov.ru.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.34-42.
3. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. – С. 22 – 46.
4.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.:ИИО РАО.2010. –140с.
5.Ядровская М.В. Междисциплинарная функция курсов «Компьютерное моделирование» и компьютерные технологии обработки данных». Вестник МГПОУ им. М.А. Шолохова. Серия №1.2006.