Развитие познавательного интереса учащихся на уроках английского языка


Развитие познавательного интереса учащихся на уроках английского языка.
«Кто не знает иностранных языков, не знает ничего о своем».
Гете
Я обучаю разных детей: очень способных к языкам и не очень, но в каждом из них я уважаю личность и стремлюсь быть им не только учителем, но и другом. Конечно, мне хочется, чтобы все они любили мой предмет. Главная функция любого языка коммуникативная. Язык это средство общения. Поэтому благоприятная атмосфера общения одно из важнейших условий освоения иностранного языка.
Я учу детей со 2 по 11 класс. Это даёт мне возможность увидеть и понять логику изучения предмета в целом, его содержание и роль в школьном образовании, переходы от одной ступени к другой. За это время дети обучаются всему комплексу знаний, умений и навыков по предмету, обретают компетентность в различных видах чтения, аудирования, в монологической и диалогической речи, в грамматическом и лексическом материале. Я вижу их движение от самых простых микродиалогов, небольших монологических высказываний, первых словарных диктантов в начальной школе до освоения и понимания сложных тематических текстов, написания сочинений и создания интересных творческих проектов на различные темы.
Мои ученики ежегодно занимают призовые места на школьных олимпиадах (2015 год, призер школьного этапа всероссийской олимпиады школьников Бирюкова София 6 класс; 2016 год, победители школьного этапа Кулешова Екатерина 8 класс, Поклонова Мария 9класс, Мерк Маргарита 9 класс), награждаются дипломами за творческие работы с элементами исследовательской деятельности Кузнецова Лилия My summer school in Britain ; Королева Анастасия Britons in Ryazan, Пазизин Александр The USA и др.). Хорошие результаты мои ученики показывают в процессе внутришкольного мониторинга( промежуточная аттестация): 11 класс 4,95, 9 класс 4,25. Мои учащиеся ежегодно принимают участие в международном конкурсе Английский бульдог, набирают отличное количество баллов, занимают 1.2,3 места и получают памятные призы.
Конечно, отметки у моих детей разные: много пятерок, четверок, но есть и тройки. Но для меня процент качества знаний по предмету (хотя он довольно высокий) играет не самую главную роль. Самое главное для меня, чтобы никто из них не сказал: Зачем мне английский язык? Я его не люблю.
В процессе преподавания английского языка всегда стремлюсь к творческому решению возникающих проблем. В их решении я использую методики О.В. Гроза, О.В. Биболетовой, В.П.Кузовлева, а также учебно-методические комплексы Британского издательства MACMILLAN Way Ahead и Rising Stars, методические материалы из журнала Иностранные языки в школе, книги английских писателей, газеты и журналы на английском языке. Но иногда готовых ответов нет. Тогда приходится самостоятельно решать возникшие проблемы.
В чём особенности моей системы преподавания? Главная цель моей работы создавать благоприятные условия для освоения учащимися учебного материала, стремиться к глубоким и прочным знаниям, овладеть умениями применять их в практической деятельности; обязательно создавать образовательную среду для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. Моя методическая тема - Развитие познавательного интереса учащихся на уроках английского языка. Почему именно эта тема? Многие учащиеся не испытывают интереса к иностранному языку, в силу непонимания иноязычной речи, естественной трудности её восприятия, отсутствия языковой среды, в которой они могли бы использовать полученные знания, поэтому они не видят личностного смысла в изучении иностранного языка. Между тем, глобальные изменения в мире, процессы интеграции делают актуальным знание иностранного языка, его освоение. Поэтому меня интересует проблема, как можно стимулировать познавательный интерес к изучению предмета.
Исходя из этого, охарактеризую основные направления своей системы работы.
1.Особенное внимание обращаю в преподавании на культурологическую функцию учебного предмета. Изучение языка будет более заинтересованным, если ученики больше узнают о стране изучаемого языка. Предмет английский язык знакомит с культурой стран изучаемого языка, раскрывает особенности национальной культуры, позволяет сравнивать культурные традиции разных стран мира. Он содействует воспитанию школьников в контексте диалога культур. Ведь для успешного общения необходимо не только владеть языковыми средствами собеседника, но и общими знаниями о мире. Введение на уроках страноведческой и лингвострановедческой компоненты усиливает познавательную мотивацию.
2. Работа над проектами и сообщениями страноведческого характера создаёт хорошую основу для повторения изученного и реализации межпредметных связей. Кроме общеучебных умений (упорядоченное систематическое изложение подготовленного материала и навыки научного поиска), эти виды работ способствуют формированию умений свободно пользоваться речевыми клише, определенными грамматическими формами.
3.Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет учащихся, как однообразие. Поэтому я стараюсь использовать на уроках различные формы и методы работы, применяю дифференцированный подход. Для успешного усвоения материала я провожу различные типы уроков: интегрированные уроки (английский язык и экология Защита окружающей среды 7 класс, английский язык и география Географические открытия 6 класс, английский язык и история Древние цивилизации 9 класс ,английский язык и литература Шекспир- на все времена 10 класс и другие)
4. Интерес учащихся вызывают уроки общения, игровые уроки (конкурсы, викторины), видеоуроки.
5. Материал урока стараюсь объяснять интересно и понятно. Для урока английского языка важно снять барьеры непонимания у детей как препятствие для его усвоения. Для этого показываю детям взаимосвязь английского языка с другими предметами, объясняю его практическое применение, для чего использую разнообразные методы обучения, таблицы, плакаты, информацию из газет, художественной литературы, различные средства наглядности. Всё это способствует воспитанию позитивной мотивации изучения английского языка с самого начала его изучения.
6. Как бы интересно ни преподавал сам учитель, главная фигура в обучении ученик. Надо стремиться развить его собственную активность. Поэтому ищу такие формы взаимодействия с учащимися, которые ставят, прежде всего, ученика, в активную позицию. Решению этой задачи способствует проектная деятельность. Она развивает у учащихся интеллектуальные способности, формирует учебно-трудовые, учебно-исследовательские умения, воспитывает творческое отношение к делу, развивает воображение, интуицию.
7. Большое значение я уделяю такой форме работы, как аудирование. Ведь восприятие иноязычной речи на слух очень важный и творческий процесс. Поэтому на уроках мои ученики не только слушают программные аудиокассеты, но и смотрят и обсуждают художественные и мультипликационные фильмы на английском языке. В этом случае к слуховому восприятию подключается зрительное, и ученики полностью погружаются в восприятие английской речи. На уроках мы смотрим фрагменты таких популярных фильмов, как Фред брат Санты, Аватар, Золотой компас , Король Лев и другие. К выбору фильмов должны быть определенные требования: они должны быть интересны и актуальны для обсуждения, доступны для понимания. Учитывается их возможность стать материалом для монологической и диалогической речи.
8. Компьютерные обучающие технологии широко применяются на уроках английского языка в нашей школе. Мои ученики, как в начальной школе, так и старшеклассники, с большим удовольствием занимаются по компьютерным обучающим программам.
Серьёзным стимулом профессиональных поисков является работа в МО учителей иностранного языка. Методическое объединение состоит из шести человек. Мы, действительно, являемся группой единомышленников, вместе решаем профессионально-методические вопросы, а главное уделяем большое внимание повышению профессиональной компетентности, совместно обсуждая актуальные проблемы преподавания иностранных языков в школе, новые направления в развитии методики и технологии обучения иноязычной речи.
Ежегодно наши учащиеся отдыхают и учатся в международном экономическом лингвистическом лагере. Они знакомятся, обсуждают вопросы и проблемы, которые волнуют молодежь всего мира. Эта программа имеет огромный воспитательный потенциал. И одновременно - это реальная практика общения на английском языке.
Международный экономически-лингвистический лагерь «Содружество».Этот лагерь проводится в течение трёх недель ежегодно. Дети изучают сферу экономики и английский язык. Общение в лагере проходит не только на русском, но и на английском языке. Для более эффективной реализации программы в «Содружество» приглашаются гости, особенно волонтёры, из разных стран: США, Испании, Сербии, Дании, Турции и др.
Носители языка помогают детям в углублённом изучении английского, волонтёры также проводят серию занятий, посвящённых традициям разных стран. Деловые и экономические игры дают возможность ребятам попробовать свои знания на практике.
В 2014 году волонтёр Логан Феррелл впервые прилетел в Россию и провёл занятия для детей центра в Русско-американском клубе, затем стал участником лагеря, был ведущим клуба «Содружества» в январе 2016 и продолжает сотрудничество с полюбившимся лагерем. С уверенностью можно сказать, он самый уникальный волонтёр, который внёс такой большой вклад в обучение наших детей (и не только) английскому языку.
- Необыкновенно эрудированный, образованный и харизматичный, Логан, несомненно, оставил в наших сердцах большое чувство благодарности и любви!
- У нас в общении с иностранцами хорошая языковая практика, - говорит Ярослав Щегольков. – Я не знаю больше другого места, где можно было бы поговорить с иностранцем, как со своим другом. Мы обсуждаем разные темы. Я рассказал американцу Логану и Блэйку о том, как ездил в евротур, организованный центром «Содружество». Тем для общения у нас – множество.
Организаторы лагеря не перегружают детей экономикой и языками, а стремятся к тому, чтобы они развивались разносторонне. Ребятам предложены различные клубы по интересам. Многие впервые вышли на сцену с публичным выступлением, научились танцевать и даже снимать кино.
В этом году смена в «Содружестве» посвящена Году кино в России. Ребята вместе с взрослыми просматривали фильмы и потом делились впечатлениями, посмотрели «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и «Чучело», познакомились с тем, как снимаются фильмы.
Педагоги в лагере считают, что нужно использовать возможности кинематографа и для экономического образования. Экономические явления, судьбы ярких личностей, реальных и вымышленных героев, отраженные в художественных фильмах, могут быть примерами для рассмотрения учебных ситуаций, стать сюжетной основой для деловых игр.
Поездка в наш лагерь – форма поощрения одаренных детей, победителей в конкурсах по английскому языку, экономике, компьютерным технологиям, которые проводятся в течение учебного года. В лагере ежегодно проходит чемпионат по деловым играм, в ходе которого ребята шире знакомятся с основами предпринимательства, где детей готовят к правильному восприятию жизни, в которой они могут оказаться после окончания школы, если выберут экономическое направление. Знание английского языка помогает им общаться друг с другом, понимать проблемы в мире, понимать англоязычные песни, читать книги в оригинале, смотреть фильмы и спектакли, читать иностранную публицистику и быть в курсе мировых событий, ну, и, конечно, расширять свои будущие профессиональные горизонты.