Конспект комбинированного урока математики и информатики на тему








Конспект
комбинированного урока по математике и информатике
Тема урока: «Знакомство с множествами».
2 класс




Учитель: Антонова Светлана Алексеевна














Санкт-Петербург
Целеполагание в когнитивной области:

Цель: Знакомство с множествами, развитие логического и образного мышления. Формировать умение аргументировать свои выводы.
Знать:
- существенные признаки предметов
- правила работы в компьютерном классе.
Понимать:
- что такое «множество»
- как работать за компьютером.
Применять:
- знания, полученные ранее (существенные признаки предметов)
Анализировать: упражнение № ,с целью выделения общих признаков объединения предметов
Синтез: текст упражнения
Оценка: применение полученных знаний на практике.

В аффективной области:
- внимательно слушать своих одноклассников
- выполнять предложенные задания


























План урока
1. Организационный момент
2. Повторение ранее изученного материала
повторение правила поведения в компьютерном классе
выделение существенных признаков предметов ( работа со стихотворением)
3. Изучение нового материала
понятие «множество»
отличие понятий «объект» и «предмет»
понятие «элементы множеств»
4. Физкультминутка
5. Работа в программе «Страна Фантазий»
выполнение задания №1
выполнение задания №2 (самостоятельно)
6. Итог
































Этапы урока
Ход урока
Примечания

1.Организационный момент
Здравствуйте ребята, сегодня, у вас урок математики и информатики (дети встают, здороваются). Садитесь.


2. Повторение ранее изученного материала
Прежде чем мы начнем работать, давайте с вами повторим технику безопасности.
Ребята! К нам в гости пришёл Незнайка. Он хочет с вами дружить.
У: Для вас Незнайка сочинил стихотворение.
Незнайка:
«Я – поэт, зовусь Незнайка.
Я пришёл к вам в кабинет!!!
С собою прихватил обед!
На столе поставлю кашу,
Ложкой в лоб ударю Машу,
Я под парту загляну
И за провод потяну!
Я побегаю по классу,
Выпью из бутылки квасу!
Пальцем ткну я в монитор
И ноги положу на стол!
Эй, ребята, что смеётесь?
В класс к себе меня возьмёте?»
У: Ребята! Возьмём к себе на урок Незнайку?
(Дети не все согласны оставить на уроке такого непослушного Незнайку)
У: А может быть пусть посидит тут и посмотрит, как мы умеем работать на уроке и что мы умеем, может и сам чему хорошему научится?
(Дети соглашаются)
У: Что же Незнайка хотел сделать не так?
(Дети называют)
Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. (признаки предметов)
Ребята, сейчас я буду вас читать стишки, но они необычные, в них перепутаны слова. Ваша задача, понять, в чем же ошибки и исправить. Слушайте внимательно:
Есть сладкое слово – ракета,
Есть быстрое слово – конфета,
Есть кислое слово – вагон,
Есть слово с окошком – лимон.
Ребята, кто заметил ошибки? (варианты детей). Продолжаем.
Есть слово колючее – дождик,
Есть слово промокшее – ежик.
Есть слово упрямое – ель,
Есть слово зеленое – цель.
Есть книжное слово – синица,
Есть слово лесное – страница,
Есть слово веселое – снег,
Есть слово пушистое – смех.
Ребята, как вы думаете это верное стихотворение? (ответы детей).
Давайте попробуем сделать правильный стишок, чтобы все было правильно. Я буду читать начало, а вы по смыслу будете вставлять те слова, которые по смыслу подходят.
Есть сладкое слово - (конфета),
Есть быстрое слово - (ракета),
Есть кислое слово - (лимон),
Есть слово с окошком - (вагон)
Есть слово колючее - (ежик),
Есть слово промокшее - (дождик).
Есть слово упрямое - (цель),
Есть слово зеленое - (ель).
Есть книжное слово - (страница),
Есть слово лесное - (синица),
Есть слово веселое - (смех),
Есть слово пушистое - (снег).
Молодцы, теперь все верно, и никакой путаницы нет. Вы справились с заданием.






Слайд на интерактивной доске №2












3.Изучение нового материала
Ребята, сегодня к нам на урок пришел сказочный герой. Он потерялся, и он хочет, чтобы вы ему помогли. А в гости к нам пришел ослик Иа. Давайте вспомним, кто помогал нам на наших уроках. Вот они наши помощники: Буратино, Винни Пух, Чебурашка, Незнайка, Белоснежка. Раздадим номера нашим друзьям в том порядке, в каком они названы, т.е. раздадим им порядковые номера.
Кто хочет выйти к доске?
А каким общим именем можно их всех назвать? Ну конечно, - это герои сказок. Какие сказки вы помните? (ответы детей) Вы заметили, что мы говорим то «предмет», то «объект». В чём же разница между этими словами? Что мы обычно называем предметом?
(ответы детей)
Привычнее называть «предметом» нечто неодушевленное, неживое: стол, книга, ручка, игрушка. А что мы обычно называем объектом? (ответы детей)
В Древней Греции придумали слово «объект». Этим словом обозначают и предметы (компьютер, карандаш, огурец), и явления природы (снег, дождь, гром), и живых существ (заяц, медведь, мошка, птица, рыба), и людей. Объект – это и то, что можно увидеть (закат) или услышать (музыка), почувствовать (боль).
Таким образом, объект – это общее название любого предмета, живого существа, явления, события. Теперь и мы впредь будем использовать широкое понятие – «объект». Мы уже не раз объединяли объекты в группы по каким-то признакам и давали этим группам общие названия. Такие группы в математике называются множествами. Значит, можно сказать, что Чебурашка, крокодил Гена, Мальвина, Чиполлино, Винни Пух, Буратино, Белоснежка – это множество сказочных героев. Какие примеры множеств вы можете привести? (ответы детей)
А сказки, в которых они живут, - это будет считаться множеством? Естественно будет, это будет множество сказок. Всё очень просто – слова «группа с общим названием», заменяем на слово «множество». Посмотри на ряды объектов. Какие общие признаки объединяют объекты в ряду? Давайте первую строчку вместе разберем. Рассмотрим первую строчку, яблоко, и груша, и слива. В какую группу (множество) их можно отнести?
Д: это все фрукты.
Значит наш первый ответ – «Фрукты», впишем его в конце первой строчки. Что объединяет объекты во второй строчке, конечно, все они игрушки. Пишем второй ответ. В третьей строчке расположились птицы, в четвертой – различные виды транспорта, запишем одним словом: «Транспорт». Ребята, смотрите какой урожай. Давайте поможем нашему гостю. Тут есть малина, вишня, персик, крыжовник, яблоко, апельсин, груша, морковь, свекла, картофель, капуста и даже гриб. Только всё вперемешку. Наведем порядок. Каждый объект должен попасть в свое множество – в свою корзинку. Кто хочет выйти к доске?
У каждой корзинки свое название ягоды, фрукты, овощи. Сначала наполним первую корзину, что туда попадет? Малина и крыжовник, потом наполним вторую, туда положим персик, апельсин, дыню, вишню, яблоко, грушу. А в третью – морковь, свеклу, капусту, картофель. Остался один гриб, что же с ним делать? Для него мы тоже найдем корзинку и прикрепим табличку – грибы. Это тоже множество, но в нем всего лишь один гриб. Сколько ягод, фруктов и овощей ты набрал? Давай посчитаем и введем эти числа рядом с названиями множеств. Сколько у нас ягод? Всего 2. А фруктов больше - целых 5, овощей немного меньше чем фруктов их 4, каждый объект называется элементом этого
множества. Значит множество ягод состоит из 2 ягод, или из двух элементов, в множестве фруктов 5 элементов, в множестве овощей четыре элемента, Это портфель одного первоклассника, а рядом все то, что в нем было, кажется там что-то лишнее, покажи мышкой (ответы детей). Ты прав, это игрушка лишняя, ее надо было оставить дома. Вспомним раскраску, закрасим элемент множества игрушек - синим цветом. Муз. Инструменты зеленым, обувь красным, вот как весело они теперь выглядят. Посмотри на два столбика на экране слева название множеств, а справа объекты, принадлежавшим к этим множествам. Давайте, соединим линиями множества и его элемент. Начнем с первого множества, это – числа, посмотрим на правый столбик, что тут можно отнести к числам? Конечно 10, соедини множество с его элементом. Дальше идут геометрические фигуры, во втором столбце находи треугольник, именно он относится к геометрическим фигурам, соединяем их линиями А что является круглым предметом? Конечно шарик, соединяем их линией. Молодцы вы справились с заданием.





Слайд на интерактивной доске №3

































Слайд на интерактивной доске №4










Слайд на интерактивной доске №5,6











Слайд на интерактивной доске №7




Слайд на интерактивной доске №8




Слайд на интерактивной доске №9



Слайд на интерактивной доске №10,11,12





Слайд на интерактивной доске №13


Слайд на интерактивной доске №14

Слайд на интерактивной доске №15



5.Физкультминутка
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперед смотри – это «три»,
Руки в стороны пошире развернули – «на четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть». Вот мы и отдохнули, давайте приступим к следующему заданию.


6. Работа за компьютерами
Сейчас мы будем работать в программе «Страна Фантазия». Откройте тему «Множества». Выберите задание №1. Вам нужно определить признак, по которому можно разделить предметы на два множества. Поднесите курсор к одному из предметов. Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащите этот предмет в одну из пустых рамок (правую или левую). В эту же рамку перетащите все предметы одного признака. Предметы с другим признаком перетащите в другую рамку. Если вы сделаете ошибку, предмет вернется на свое место в верхней рамке. Если задание выполнено правильно, то программа предложит следующее задание. Теперь давайте посмотрим на первый пример. Перечислите все предметы, которые вы видите ( медведь, 2 куклы, жираф). По каким признакам мы можем разделить эти предметы?
Д: куклы в одно множество, а медвежонка и жирафа в другое множество.
У: Правильно, молодцы.
Давайте попробуем выполнить 2 пример. Какие вы видите предметы?
Д: мы видим 3 машинки.
У: На какие множества их можно поделить?
Д: их можно отнести к одному множеству (множеству машинок), а второе множество
будет пустым.
Молодцы ребята. Все остальные примеры выполняйте аналогично (с проверкой). А теперь чтобы закрепить результат вы выполните самостоятельно задание №2. Оно выполняется также, как и задание №1, только в нем чуть-чуть по сложнее примеры. Вы справитесь?
Д: да
У: приступайте к работе
Работа в программе «Страна Фантазии»




































Самостоятельная работа детей

7. Итог
Вы сегодня замечательно все поработали. Ребята, что же мы сегодня изучили? (множества) Что такое элементы множества? (предметы, которые входят в то или иное множество). Сколько элементов может быть в множестве? (сколько угодно, также множество может быть пустым).
Молодцы ребята. Спасибо вам за урок. До свидания.



15