Методические рекомендации Развитие познавательного интереса на уроках физики


Сообщение на тему: «Развитие познавательного интереса на уроке физики»
Учитель: Курушина Г.В.
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные осознанные знания изучаемого материала; подготовить учащихся к умению самостоятельно получать знания; воплощать в жизнь научно-технологические решения; дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбрано специальностью.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении их самостоятельность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.
Еще К.Д. Ушинский писал: «преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалась столько труда , сколько , могут одолеть его молодые силы».
Для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо:
1)Активизировать их мышление;
2)Формировать у них мотивы учение.
Творческое мышление характеризуется возникновением проблемной ситуации, поиском пути решения проблемы и проверкой найденного решения. Среди всех мотивов учение самым основным и действительным является интерес к предмету . На формирование интересов школьников оказывает большое влияние формы организации учебной деятельности.
Поэтому я большое внимание уделяю четкой постановке познавательных задач урока, доказательному объяснению материала , четкой структуре урока использованию разнообразных самодеятельных и творческих заданий. Проведению демонстрационных и фронтальных экспериментов и опытов.
Занимательность преподавателя служит средством пробуждения познавательного интереса. Она рождает любопытство и поддерживает любознательность . Ученики должны не только слушать интересный рассказ учителя, но и должны активно учувствовать учебном поиске ,работать с книгой и дидактическими материалом , решать задачи и выполнять опыты .
Одним из приемов занимательного изложения материала является привлечение художественной литературы, фильмов. Например, при изучение в 11 классе темы: «Релятивистская механика» я предлагаю вспомнить фантастические фильмы, в которых герои перемещаются в космических кораблях со скоростью света и предлагаю ребятам объяснить эффект замедления времени. При изучении многих тем я уделяю большое внимание экологическим вопросам, в том числе при использование тепловых деталей, атомных электростанций и т.д.
Большое значение для формирования интереса имеет связь физических открытий явлений законов практическим применением в современной жизни.
Например, при изучении тем 8 класса «электрические магнитные явление» большой интерес у детей вызывает возможность приобрести различные практические навыки по исследованию и ремонту простейших электроприборов, умению изображать и читать схемы электрических устройств.
Большое впечатление на учащихся производит отвлеченные вопросы повседневной жизни: Почему небо синее? Почему лед скользит? Почему лед прозрачный , а снег белый? Почему виднеется радуга?
Сильное эмоциональное воздействие на учеников оказывает занимательные опыты, особенно в 7-8 классах . Особенно оживляет урок использования качестве демонстрационных приборов, детских игрушек .Например при изучение темы: «относительность движения» я использую детские автомобили , большие и маленькие.
Для развития интереса к физики у учащихся 7-8 классов я даю практические задания по изготовлению приборов и моделей: электрометров и других..
Все учащиеся, даже слабые с большим интересом заниматься составлением кроссвордов по физике. При чем главным условием и критерием оценки такой творческой работы является грамотное и правильное с точке зрения физики составление вопросов и подбор слов- физических терминов.
Многие учащиеся с увлечением учувствуют в декаде физики. Особенно в различных конкурсах по изготовлению физических газет на разные темы, рисунков,изображающих физические явления и приборы.