Педагогический проект:Реализация деятельностного подхода в обучении истории на основе комплексного использования образовательных технологий


Педагогический проектРеализация деятельностного подхода в обучении истории на основе комплексного использования образовательных технологий Паршин Александр Александрович, учитель истории и обществознания филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Хобот- Богоявленское Первомайского района Тамбовской области Актуальность проекта заключается в разработке модели преподавания истории , интегрирующей развивающие возможности технологии развития критического мышления, технологии проблемного обучения, технологии дебатов, технологии case-study на основе деятельностного подхода Современное образование требует от детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов Между тенденцией снижения мотивации учения Ивозрастающими требованиями к выпускнику Между имеющимися учебными пособиями и постоянно развивающимися информационнымитехнологиями и современными требованиями Между увеличениемобъёма изучаемогоматериала и уменьшением учебного времени Междурациональным использованием опыта традиционных методик и овладением новыми, в том числе и информационными, методами и приёмами учебной деятельности Противоречия традиционной системы Проблема: Как в условиях общеобразовательной школы эффективно реализовать методику деятельностного подходав преподавании истории на основе комплексного использования образовательных технологий Гипотеза: Если активизировать познавательную деятельность обучающихся через реализацию деятельностного подхода в преподавании истории на основе комплексного использования образовательных технологий, то это позволит оптимизировать процесс обучения, повысит мотивацию учения, интерес к предмету, качество знаний Цель работы – разработка модели деятельностного обучения школьников истории на основе комплексного использования возможностей современных педагогических технологий (технологии развития критического мышления, технологии проблемного обучения, кейс-технологии и технологии дебатов) Объектом настоящего исследования является процесс обучения школьников истории в общеобразовательной школеПредмет исследования – деятельность учителя по формированию системы условий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в преподавании истории Задачи проекта: на основе анализа научно-педагогической литературы раскрыть сущность деятельностного подхода и его взаимосвязь с технологиями развивающего обучения;определить основные черты интерактивного обучения как средства реализации деятельностного подхода;проанализировать возможности использования технологии развития критического мышления, технологии проблемного обучения, технологии дебатов и технологии case-study в достижении современных результатов общего образования;разработать условия продуктивной интеграции указанных педагогических технологий в рамках системы обучения школьников истории, направленной на формирование ключевых компетенций личности Методы и технологии Технология развития критического мышленияТехнология дебатовТехнология case-study Технология проблемного обученияЛичностно-ориентированные технологииЗдоровьесберегающие технологии Этапы работы I. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП1. Разработать план по проведению и реализации проекта2. Изучить сущность деятельностного подхода, методических материалов по проблеме3. Изучить современные педагогические технологии, которые можно применить в условиях реализации деятельностного подхода 4. Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса5. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачамиII. ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП1. Мониторинговые исследования2. Выбор наиболее продуктивной методики решения проблемы Этапы работы: III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАПРеализация методики деятельностного подхода в обучении истории на основе комплексного использования образовательных технологий в рамках урочной и внеурочной деятельности обучающихсяIV. ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП Анализ результатовV. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЭТАП Распространение опыта работы Планируемые результаты: 1.Овладение методами и приёмами деятельностного подхода на основе комплексного использования образовательных технологий 2.Повышение познавательного интереса3.Приобретение навыков самостоятельной работы с различными источниками информации4.Формирование более прочных и глубоких знаний5.Развитие ключевых компетенций обучающихся Пути реализации: 1.Уроки2.Внеурочная деятельность3.Участие в конкурсах, форумах Методологической основой педагогического проекта являются:принципы гуманистического направления психологии (К. Роджерс и др.) утверждающие значимость восприятия ребенком окружающей действительности сквозь призму собственного отношения и понимания; теория развивающего обучения (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);положения деятельностного и системно-деятельностного подхода в обучении; принципы личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская) концептуальные основы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) Сущность деятельностного подхода Деятельностный подход в обучении представляет собой планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, ориентированных на заданный результатДеятельностный подход основывается на представлении об ученике не как о пассивном объекте педагогического воздействия, а как о познающем, активно действующем субъекте. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход Интерактивный метод ученик ученик ученик учитель Ключевые компетенции Ценностно-смысловая компетенцияИнформационно-технологическая компетенцияКоммуникативная компетенцияУчебно- познавательная компетенцияСоциально- трудовая компетенцияОбщекультурная компетенцияКомпетенция личного самосовершенствования Формирование компетенций Умение добывать и применять знания, а не механически присваивать их сумму, реализация принципов ориентации на личностные возможности и интересы обучающихся, деятельностного подхода Результаты диагностики на стартовом этапе проекта Результаты диагностики сформированности умений, полученные на основе данных анкетирования и тестирования показали, что:наименее развиты поисковый и творческий уровни обученности Уровень обученности Мотивация деятельности Причины низкой мотивации Качества личности ученика Функции трёх стадий технологии развития критического мышления Стадия (фаза) Функции Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) Преимущества ТРКМ 1.Открытость по отношению к другим педагогическим технологиям, способность впитывать их приемы и инновационные наработки2.Технология общедидактического уровня, позволяющая выстраивать на своей основе преподавание разных учебных предметов3.Выраженный акцент на создание мотивации к познанию как фактора успешности учебного процесса4.Гибкость и широкая вариативность в выборе стратегий для достижения образовательных целей5.Обеспечивает интегрированное воздействие на развитие различных свойств личности ТРКМ как технология личностно-ориентированного обучения 1.Ориентация на личность как высшую ценность2.Сотрудничество учителя и ученика: общая цель; коллективный поиск; положительный стиль взаимоотношений3.Признание важнейшей роли самостоятельного (в т.ч. – коллективного) труда учащихся4.Позиция преподавателя, основанная на принципе «развивающей помощи»: не делать за ученика, не указывать, как делать, а пробуждать собственную активность, предоставлять возможность делать выбор, принимать решения Проблемное обучение в рамках ТРКМ Элементы проблемного обучения с успехом могут быть использованы на стадии вызова и по ходу занятия – для создания промежуточных стадий вызова при знакомстве с очередной частью материала.В дальнейшем организуется повторное обращение к поставленным проблемным вопросам на стадии рефлексии.В рамках технологии проблемного обучения учитель ставит учебно-проблемную задачу, создающую у учащихся проблемную ситуацию. В процессе осознания, принятия и разрешения возникшей проблемы учащиеся овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний и одновременно учатся их применению для решения конкретных задач Развитие личностных, коммуникативных и познавательных УУД посредством технологии дебатов Нападение Германии на Советский Союз было внезапнымАргументы «за» Аргументы «против»Аргумент 1 Аргумент 1Аргумент 2 Аргумент 2Аргумент 3 Аргумент 3 Реализация деятельностного подхода к обучению в рамках технологии case-study Кейс-метод (сase study) представляет собой технологию обучения, основанную на использовании описания конкретных ситуаций Название технологии производно от английского слова «case», что в переводе означает «случай» Соответственно, под кейсом в узком значении слова понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации, предлагаемой обучающимся для анализа, определения сути заключенной в ней проблемы и поиска оптимального варианта решения ситуацииВ основе case-study лежит экспериментально подтвержденная психологическая закономерность усвоения знаний: знания более эффективно формируются в сознании субъекта учения в процессе применения их на практике Технология развития критического мышления предоставляет в распоряжение педагога широкий спектр методических приемов, обеспечивающих реализацию различных стадий базовой модели урока, выстроенного по данной технологии. Разнообразие этих приемов позволяет не только организовывать на их основе различные виды продуктивной познавательной деятельности учащихся (анализ текста, выделение проблем, проверка гипотез и т.д.), но конструировать вариативные модели уроков, отвечающие особенностям класса, стилю работы педагога, решаемым педагогическим задачам. Следует также отметить такую черту технологии развития критического мышления, как открытость по отношению к иным методикам. Она дает вполне реальную возможность интегрировать в учебный процесс методические приемы, заимствованные из других образовательных практик Результаты диагностики после внедрения проекта показали: Уровни обученности Отношение к предмету Ключевые компетенции Качества личности Динамика качества знаний по истории после начала реализации проекта Динамика роста отличников по истории после начала реализации проекта ВыводыСистемно-деятельностный подход создает Необходимые условия для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, рассматриваемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в качестве важнейшего результата образованияУниверсальные учебные действия - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Выводы Элементы указанных образовательных технологий вполне могут быть интегрированы в систему обучения истории, построенную на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Их продуманное сочетание способствует развитию ключевых компетенций обучающихся, критического мышления как метакогнитивного навыка, который определяет успешность интеллектуальной деятельности, формированию у обучающихся универсальных учебных действий, повышению качества знаний Достижения обучающихся Литература 1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 20002.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.3.Калинкина Е.Г.Дебаты на уроках истории. М.: «БОНФИ»,20014.Светенко Т.В.Путеводитель по дебатам.М,20015.Панфилова А.П.Инновационные педагогические технологии. М.: «Академия»,20096.Кочетов Н.С.Нестандартные уроки в школе. Волгоград: Учитель,20027. Алексашкина Л. Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе. «Преподавание истории и обществознания в школе», №9, 2005г.8.С.И.Заир- Бек, И.В.Муштавинская Развитие критического мышления на уроке. М.: «Просвещение»,2011г.9. Дудина М.Н. Зачем изучать историю? Или как я понимаю методику преподавания истории. – Екатеринбург: УрГУ, 2002. Приложения 1.Технология развития критического мышления через чтение и письмо2.Технология развития критического мышления3.Дебаты4.Кейс-метод5.Педтехнологии6.Приложение1-Дело об…7.Патриотическое воспитание обучающихся(фильм)