История музыкальных инструментов. Домра.


Домра – старинный славянский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна и уникальна. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору инструменте.
Свою родословную домра ведет из слияния двух культур.
Первая ветвь родословной имеет восточные корни. Похожие инструменты до сих пор существуют в музыкальных культурах стран Востока. Казахская домбра, турецкая баглама или таджикский рубаб имеют много общего. Все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур. домбра
багламарубабтанбур
Другая ветвь родословной происходит от европейской лютни.

Лютня, в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда.

на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско-украинская кобза и ее усовершенствованный вариант - бандура.
15176524257000кобза
бандура
Вот так и получилось, что домра объединила в себе и европейские, и азиатские черты.
Точно установлено, что инструмент с таким названием –важная часть культуры в XVI-XVII веках. Играли на нем музыканты-скоморохи. исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи» пользовались большой популярностью . 

Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах.
На домрах, подобно бандуре, аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям,
При царском дворе существовала целая «Потешная палата» -музыкально-развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи со своими домрами.

Но тут в истории домры наступает самый драматический момент.
Служители церкви считали представления скоморохов «бесовскими игрищами». В 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов. По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Игроков на домре было велено "бить батоги". Гонениям подверглись, в основном, скоморохи, но наказание грозило не только им, а любому человеку, играющему на домре. Такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире. История домры здесь обрывается, , но… Домре суждено было буквально возродиться из пепла!
Ее возродил выдающийся исследователь и музыкант, необычайно талантливый человек – Василий Васильевич Андреев.
В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, он отправился к известному мастеру Семену Ивановичу Налимову.

Реконструированный в 1896 году инструмент получил три струны и название «домра».
В 1908 году по предложению дирижера Г. Любимова

мастером С. Буровым была создана четырехструнная домра, с квинтовым строем. «Четырехструнка» получила скрипичный диапазон и возможность исполнять всю европейскую камерную музыку.
Так с тех пор и Существуют два вида домр: трёхструнная (русская) домра с квартовым строем, традиционно использующаяся в России, и четырёхструнная домра с квинтовым строем, получившая наибольшее распространение в Белоруссии и Украине.
На Украине четырёхструнная домра прочно закрепилась в системе музыкального образования, На первом Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах (1939) исполнители на четырёхструнной домре завоевали все призовые места среди домристов.
В Послевоенный период классы домры открываются в большинстве консерваторий.
К плеяде известных домристов лучших украинских домристов Б.А.Михеева  заслуженный артист Украины Валерий Иванович Ивко Благодаря деятельности двух выдающихся современных исполнителей-домристов - Тамары Ильиничны Вольской и Александра Андреевича Цыганкова - домра получила в своём развитии "второе дыхание", стала признанным всюду и всеми как академическим концертным инструментом.