Внедрение современных технологий в образовательный процесс

Активные формы на уроках истории, обществознании, права.
Внедрение современных технологий. (Выступление учителя истории мамонтовой Юлии Борисовны).
В период модернизации школы возрастает роль активных форм и методов обучения на уроках истории, обществознания, права и других предметов гуманитарного цикла. Необходимость этого связана с потребностью общества воспитать граждан с критическим мышлением, умеющих аргументировать, вести дискуссию, дебаты.
В современном мире сталкиваются два воззрения, касающиеся взаимоотношений между личностью и государством: подданическое и гражданственное. Приоритет отдан гражданственному воззрению, т.е. партнёрско – договорным отношениям между государством и гражданином, где обе стороны имеют взаимные обязательства. Современное развитие цивилизации меняет традиционное соотношение государства и гражданского общества в сторону последнего, т.е. развитие гражданского общества. Задача учителя - воспитать будущих граждан своей страны, умеющих доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Осуществление этой задачи возможно при использовании активных форм и методов обучения на уроке.
Применение активных форм работы на уроке появилось лишь при демократическом режиме.
Активными формами работы на уроке являются: дискуссия, дебаты, групповая работа, моделирование, ролевая и деловая игра, тренинги.
Импровизированные дебаты. 11 класс. Политология, обществознание.
Цель: убедить оппонентов (другую команду) в правильности (преимуществах) позиции, отстаиваемой вашей командой.
Группа делится на две команды. Первая команда («за») утверждает, а вторая («против») опровергает тезис (тему) дебатов. Примеры тем: «Власть портит человека», «Засилье иностранных фильмов губит отечественный кинематограф» и др.
10 -15 мин.- обсуждение темы, готовя аргументы «за» и «против». Жребий определяет- какая из команд будет отстаивать утверждающую позицию, а какая – отрицающую. Затем – представление аргументов. Итог игры, определение лучших ораторов.
Тренинг. 11 класс. Право.
Цель: развитие потенциала партнёрского, конструктивного взаимодействия между участниками. Этот тип взаимодействия (общения) связан с правовым сознанием и образом жизни человека в открытом (гражданском) обществе: отношение к другому человеку не как к средству, а как к цели и ценности предполагает актуализацию некоторых коммуникативных и риторических способностей личности.
Правовое государство. «Карусель» (работа в два круга).
Учащиеся встают в два круга. (Ребята, стоящие во внутреннем круге) – активные сторонники правового государства. Их задача – убедить своего партнёра в том, что только в правовом государстве человек может быть по-настоящему свободен, он может нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, зная, что его права и свободы защищены силой государственной власти и законом. Для этого необходимы серьёзные доводы и аргументы, в том числе из современной жизни.
(Ребята, стоящие во внешнем круге) – сторонники диктатуры, единоличной власти. Их задача – отстоять свою точку зрения, доказывая, что только в государстве, где есть «сильная рука», люди хорошо работают, а не требуют себе больше прав.
Время на один диалог со своим партнёром – три минуты. Затем по сигналу педагога все ребята, стоящие во внешнем круге делают один – два шага вправо и оказываются перед новым партнёром. Снова отводится три минуты для очередного диалога и т.д.
«Доверенное лицо». Работа в четвёрках.
Цель: тренируем умение убеждать людей. 2 -3 мин. на составление тезисов (план, конспект) выступления. Задача: убедить слушателей в том, что человек, которого вы представляете в качестве его доверенного лица, является достойным претендентом на должность мэра города. Нужно выбрать в качестве такого претендента любого человека из класса и составить план своего выступления без консультации с ним. Никто не должен догадываться об этом. Нужно приводить как можно больше фактов из его биографии, примеры делового подхода к решению сложных проблем, реальные случаи, в которых он проявил себя как порядочный человек, отстаивал свою гражданскую позицию и т.п.
После составления тезисов учащиеся по сигналу педагога во всех группах одновременно начинают по очереди выступать в качестве доверенного лица, рассказывая о самом достойном человеке и убеждая в этом остальных членов микрогруппы. Время у каждого участника 1 мин. Ребята самостоятельно передают друг другу слово для выступления. После выступлений для вопросов и уточнений, а также на принятие решения в каждой микрогруппе о том, чей претендент достоин баллотироваться на должность мэра города отводится специальное время (4 мин.).
В каждой микрогруппе должен быть выбран один и из претендентов на должность мэра города. Доверенное лицо, которое смогло убедить в этом микрогруппу объявляется победителем.
«Референдум» («Народное мнение» ). Заранее нужно подготовить бюллетени для голосования, включив в них ряд вопросов, например, из реальной политической жизни страны. Тему и вопросы референдума объявить за неделю – две до занятия, для того, чтобы ребята смогли подумать, посоветоваться с родителями, друзьями и принять самостоятельное решение.
Во время «референдума» проводится голосование: каждый желающий получает один бюллетень с вопросами, отвечает «да» или «нет» и опускает заполненный бюллетень в урну (использовать коробку или ящик). Затем педагог вынимает все бюллетени и ведётся подсчёт голосов (счётная комиссия из 3 – 4-х учащихся ). Можно объявить результаты «референдума» на следующем занятии.
Дискуссия.
Задача: заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности для необходимого доказательства. Обсуждается сложная и противоречивая проблема, мнения участников уже чётко определены и резко отличаются. Участники дискуссии должны суметь привести аргументы «за» и «против» обсуждаемой идеи и постараться убедить оппонентов, а правильности своей позиции.
Темы дискуссий по истории. 11 класс.
- «Альтернативы развития России в 1917 году».
- «Противоречия НЭПа».
- «Исламский мир: единство и многообразие».
Темы дискуссий по праву. 11 класс.
1. Безработица – это полезное явление для общества.
2. Безработица калечит человека духовно и физически и наносит вред обществу.
«Подросток как работник».
1. Использование труда подростка неэффективно, это всё равно есть зелёное яблоко.
2. Государство напрасно ограничивает труд подростков, поскольку, вопрос о том, в каком возрасте и где начинать работать – это личное дело каждого. Были бы для этого силы и желание!

Групповая работа. Учащимся даю задания по группам на уроках истории, обществознания, права в 11-х классах. Каждая группа рассматривает ситуацию, обсуждает, приводит аргументы, доказательства. Таким образом, применение активных форм работы на уроке способствует активизации деятельности учащихся, развивает критическое мышление, коммуникативные навыки, формирует умение корректно оппонировать, отстаивать свою точку зрения.
Внедрение современных технологий.
Приоритетной задачей в модернизации российской школы в контексте национального проекта «Образование» представляется информатизация процесса обучения. В наш информационный век особенно актуальным и востребованным являются умения учащихся работать с потоками разного вида информации: отбор её содержания, структуирование, красочное и привлекательное представление результатов своей работы. Цели использования информационных технологий на уроке: 1.Сделать урок современным (использование технических средств). 2. Приблизить урок к мировосприятию современного ребёнка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств. 3. Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником. 4. Помочь учителю в: - проверке знаний, умений и навыков; - организации закрепления полученных на уроке знаний; - экономии времени; - придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера; - возможности эмоционально и образно подать материал. Формы работы с использованием ИКТ на уроках истории: - создать собственный исторический проект по выбранной теме; - написать и ввести в Интернет web – страницу исторической тематики; - создать программу, позволяющую изучать и проверять знания по предмету; - оформить научно – исследовательскую работу, реферат и т.п.; - провести интерактивный урок.
На своих уроках применяю ИКТ и использую презентации, выполненные с помощью приложения Microsoft Power Point. («Политические партии в начале XX века». 11 класс). Используются технологии ИКТ как средство контроля знаний. (Тестовые задания по типу ЕГЭ по истории и обществознанию. 11 класс). Используются ИКТ – технологии как средства развития навыков самостоятельного поиска и обработки исторических и обществоведческих учебных материалов. (Использование ресурсов – Интернет. Участие уч - ся 11-х классов в VIII - й Международной Интернет – Олимпиаде «Эрудиты планеты» – 2009» (командный зачёт), г. Москва).
Интерес у учащихся вызывают презентации групповой проектной деятельности.( Работа над исследовательским проектом «Никто не забыт – ничто не забыто», посвящённый 65 – летию Победы. 11-ые классы).
На уроках применяются электронные учебники: «История России. XX век», «Всемирная история» изд. Кирилла и Мефодия, «Обществознание», «Основы правовых знаний», «История русской живописи», «Шедевры архитектуры и другие.
Итак, ИКТ позволяют:
1. Расширить образовательный и воспитательный потенциал изучения истории, обществознания, права и др. предметов.
2. Сделать историческую информацию более открытой и привлекательной для широкого сообщества.
3. Вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретённых знаний на практике и чёткого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
4. Повысить профессионализм педагога, стимулировать желание совершенствовать работу.
15