В мире музыкальных инструментов интегрированное музыкальное занятие в подготовительной к школе группе.

В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной к школе группе.
(По материалам занятий Т.А. Тютюнниковой и Л.Р.Меркуловой)

.
Программное содержание.
Воспитывать в детях чувство красоты. Поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления. Учить различать смену характера музыки, оттенки настроения.
Учить передавать в движениях характер музыки.
Слышать и передавать разные ритмические рисунки.
Развивать поэтический слух, способность чувствовать и понимать поэтические образы. Развивать речевые способности детей.
Закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, чисто интонировать.
Учить играть в ансамбле и оркестре. Слышать двух и трех частную форму музыки. Играть, сохраняя общий темп и настроение.
Искать способы звукоподражания сказочным персонажам, используя самодельные музыкальные инструменты.
Развивать творческое воображение и слуховую фантазию через элементарное музицирование на инструментах шумового оркестра.
Материалы и оборудование.
Портрет композитора, диски и кассеты с музыкой, сборник песен, иллюстрации с изображением флейты и челесты, 4 стола, музыкальные инструменты: колокольчики, бубны, треугольники и инструменты шумового оркестра, коробочки из-под йогурта, канцелярские резинки, небольшие султанчики из креповой бумаги.
Ход занятия.
Дети входят в зал.
М.Р. Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычную страну музыкальных инструментов. А что нам поможет туда попасть, вы узнаете из стихотворения М.Пляцковского.
Речевая игра «Ветер и эхо».
Воспитатель. Кто сорвал с меня фуражку? М.Р. Фу-у-ш-ш-с! Фу-у-ш-с!
Дети. Кто сорвал с меня фуражку?
Восп. Кто надул мою рубашку? М.Р. Фу-у! Фу-у-с!
Дети. Кто надул мою рубашку?
Восп. Не пойму я, кто такой.
Дети. Кто такой?
Восп. Мне взъерошил чуб рукой?
Дети. Чуб рукой. М.Р. Фу=фу! С-с-щ! Фу-с! Ш-ш-с!
Дети. Я задире покажу, покажу: на лопату уложу, уложу!
Восп. Только очень мне обидно, что его нигде не видно!
М.Р. Фу-у-ш-ш=с! Фу-у-с-ш! Что это, ребята, относит ваши слова так далеко? Конечно, ветер. Вот он то нам и поможет попасть в страну прекрасных звуков. Вы готовы? Тогда полетели!
Музыкально-ритмическое упражнение «Полет» под музыку Римского-Корсакова.
М.Р. Прислушайтесь, дети, звуками наполнен весь окружающий нас мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, звенящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни мелодичные, другие – похожи на шум.
Восп-ль.. Жизнь была бы страшно скучной, если б жизнь была беззвучной
Дети. Как прекрасно слышать звук: шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим, мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишинуКак гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши, волки воют на луну!
Мир без звуков был бы грустный, серый, скучный и невкусный.
М.Р. Ключом мы откроем волшебные двери. К нам музыка в сердце войдет.
И нас окрыляя и нас вдохновляя, в мир звуков с собой унесет.
Исполняется песня «Музыка всюду звучит» Шикаловой.
М.Р. Звуки можно воспроизвести голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им, музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры персонажей, звуки природы и даже погодные явления.
На что похожи звуки флейты?
Дети. На звучание птиц.
Восп-ль. А звучание челесты?
Дети. На хрустальный перезвон льдинок.
М.Р. Давайте послушаем отрывок из произведения Антонио Вивальди «Весна» в исполнении оркестра. Вы послушайте и определите настроение этого произведения, о чем рассказала нам эта музыка.
Звучит «Весна» А.Вивальди.
Ответы детей.
М.Р. Композитор Антонио Вивальди в своем произведении с первых же аккордов возвещает о торжестве природы, о появлении новой жизни. О чем нам своим первым криком сообщают маленькие, только, что вылупившиеся птенцы. Жизнь возвращается, все оживает, вся природа встречает новое зарождение жизни торжественным гимном. Музыка Вивальди – описательного характера, образная. Слушая ее, можно очень ярко представить все, что происходит с природой.
М.Р. Вы знаете разные виды оркестров. Какой оркестр исполнил это произведение?
Дети. Симфонический.
М.Р. Чтобы так профессионально играть на инструментах симфонического оркестра - надо очень долго учиться. Мы же с вами пока можем исполнять музыку только на детских музыкальных инструментах. Давайте попробуем сделать музыкальный инструмент вот из этих предметов. (Показывает коробочку из-под йогурта и резинку.)
Музыкальная мастерская «Волшебные коробочки».
Дети встают вокруг стола и натянув резинку, начинают громко щелкать. Затем украшают коробочку ленточками из гофрированной бумаги, которая хорошо шуршит.
М.Р. Инструменты готовы, и я вас приглашаю сыграть на них в игре »Музыкальное приветствие» под музыку Л,Делиба «Пиццикато».
На 1 часть дети врассыпную двигаются легким бегом. На акценты – встретившись с партнерами здороваются: «Привет», дергая за резинку. На 2 часть-импровизация.
Восп-ль. Снова звуков половодье захлестнуло все вокруг.
И кораблики мелодий выплывают из-под рук.
М.Р. Сейчас мы с вами будем играть в ансамбле, который будет состоять из двух групп: Посудная и Ореховая.
Дети подходят к другому столу, на котором стоят 3-4 чашки с чайными ложками, заварные чайники разной величины с деревянными ложками и поднос с грецкими орехами, мешочками, в которых насыпана скорлупа от фисташек.
Исполняется «Итальянская полка» Рахманинова.
Дети подходят к следующему столу..
М.Р. А здесь тоже спрятались музыкальные инструменты. (Воспитатель снимает со стола ткань). Какую музыку можно на них исполнить?
Дети. Музыку льдинок-холодинок.
Восп-ль. Пусть звуки хрустальные нежно польются. Пусть каждый в душе запоет.
И станет светлее, и станет добрее. И мир красотой расцветет.
Исполняется «Вальс-шутка» Д.Шостаковича.
Воспитатель (приглашает детей к следующему столу): Здесь хорошо знакомые вам музыкальные инструменты. С их помощью мы расскажем
«Сказку про медведя.»
Шел однажды по лесу медведь. (Барабан из майонезного ведра) Захотелось ему медка покушать. Вдруг видит он улей, полный меда, а пчелы в нем так и жужжат. (Расческа)
Знал медведь, что связываться с пчелами опасно, но уж больно ему меда захотелось.
«Авось не покусают»,- сказал медведь и полез в улей.
Тут пчелы накинулись на него и стали жалить. (Расческа)
Завыл медведь, застонал. (Все дети голосами).
И бросился бежать. (барабан) Бежит по лесу, а сам пчелам грозит:
«Вот ужо я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!»
Вскарабкался он на дерево, сел на самый толстый сук и начал его пилить. (Терка с наперстком.)
Летела мимо птичка-синичка. (трубочки-ветерок)
«Не пили, медведь, ветку! Гнездышко мое разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голосом.
Без тебя обойдусь!» - прорычал в ответ медведь. А сам дальше пилит. (Терка)
Скакала по веточкам белка. (пластиковая баночка с пуговицей)
«Перестань, медведь, пилить, всех бельчат разбудишь и сам упадешь!»
«Скачи своей дорогой»,- буркнул медведь. А сам дальше пилит. (Терка)
Пробегал мимо лось с лосятами. (Картонные пластинки с половинками грецких орехов или пуговицами)
«Не пили, медведь, сук! Нас без свежей листвы оставишь, а сам упадешь!»
Не слушает медведь никого, знай себе пилит. (Терка)
Вылезли из своих нор маленькие зверьки: мышки, ежики, кроты.(Коробочки и мешочки с разной крупой) Смотрят, а медведь все пилит.
Тут ворона мимо летела и каркнула (ребенок голосом) «Ой, упадет медведь!!
Сук обломился (Стаканчик.) и рухнул. Упал медведь с дерева. (Ведро.) Все бока отшиб. Заплакал, застонал:
«Простите меня, друзья! Всех вас обидел и сам пострадал!»
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли подняться. И впредь ему наказали:»Никогда не пили сук на котором сидишь!»
М.Р. Понравилось вам, ребята, в стране музыкальных инструментов?! Но настала пора возвращаться в группу. Там в музыкальном уголке еще много ваших любимых музыкальных инструментов, на которых вы любите играть в свободное время. Полетели обратно!
Дети под музыку «улетают» из зала.










13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15