Презентация к уроку русского языка Обучение написанию комментария в части С ЕГЭ по русскому языку (10 класс)


К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. 2 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 1 Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. 0 Комментарий Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, её толкование. Комментарий может содержать характеристику проблемы с точки зрения её актуальности, значимости для определённых кругов населения или для всех нас, причины её возникновения, отнесённости её к определённому типу проблем. Комментарий свидетельствует о степени понимания проблемы, умении видеть те её аспекты, которые наметил автор, следить за ходом авторской мысли. Ключевые вопросы для комментария 1) Почему появилась необходимость постановки этой проблемы (вопроса)?2) На примере какого материала рассматривается проблема?3) Каковы позиции сторон конфликта?4) Каковы (возможные) последствия, если проблема не будет разрешена? Исходный текст (1)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются каплиросы. (2)Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать осверкании росного утра. (3)Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одникапли мерцают глубокой зеленью, другие – чисто кровавого цвета, третьи – матовосветятся изнутри, четвертые – молочно-голубые, пятые – белые, как молоко, нопросвеченные огненной искоркой. (4)Можно написать, как это разноцветное горениесочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговыхцветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, своюсиневу или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их бытьто синими, то желтыми. (5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горсткуслегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них,светлая и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить иощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. (6)Можно написать, какойяркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красивосыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. (7)Нонельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека,когда он ранним утром идет по росистому цветущему лугу. (8)Может быть, он необращает внимания на то, как в крохотной росинке четко виднеются еще болеекрохотные отраженные ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние вприроде, общее настроение тотчас сообщается человеку, и вот передать егоневозможно. (9)Вы проснетесь позже, часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынетзной и все высушит и все погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бываетокружающий вас мир, не подозревая о том, насколько, например, цветущий кустсирени или вишенья отличается от нецветущего. (10)Ведь тому, кто никогда не виделцветения вишневого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает вцветущем вишневом саду.(В. Солоухин) Вариант 1 Вариант 2 Оценки, поставленные экспертами 1 вариант: содержание исходного текста в целом понято и прокомментировано – 2 балла.2 вариант: содержание исходного текста и позиция автора в целом поняты верно и прокомментированы без искажения фактов – 2 балла. Автор может: • эмоционально воздействовать на читателя;• заставить читателя задуматься над проблемами;• пытаться найти причины изображаемых негативных явлений;• убеждать читателя в правоте своей позиции;• использовать ряд убедительных аргументов;• открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к …;• призывать читателя к … Формулировка комментария: Автор анализирует, характеризует, отмечает, сопоставляет, подчёркивает, отмечает важность, критически относится; объясняет это тем, что; ссылается на…Автор убеждён; полагает, что; убедительно доказывает; отстаивает точку зрения, призывает…Автор одобряет, восхищается, соглашается, признаёт достоинства…Автор отмечает недостатки, упрекает (в небрежности, неточности), критикует, опровергает, сожалеет, сомневается, допускает, предполагает…В своих рассуждениях о… автор убедителен. По его мнению,…Вопрос, поднятый автором, беспокоит человечество сотни лет. Эта проблема не утратила актуальности и сейчас. Что нужно…С первых строк текста автор вовлекает читателей в беседу. Словно приглашая к разговору, он обращается к нам, предлагая понаблюдать (подумать)… Исходный текст (упр. 14.6, стр. 13) Две беды стоят у порога нашего общего дома – планеты Земля, и каждого конкретного дома, будь то скромная сельская хата или столичный небоскрёб. Первая – угроза ядерной катастрофы. Вторая – экологический инфаркт. Природа в предынфарктном состоянии – рядом, вокруг, сегодня. Для каждого настал час тревоги, личной гражданской ответственности за зелёный и живой мир. Но все ли слышат этот предупреждающий «бой часов»? Ф.Моргун Задание: вставь подходящие по смыслу слова, фразы, цитаты. В данном тексте _________обращается ко всем людям Земли, подчёркивая _____________существующей проблемы. Он убеждён, что ___________общие. Для автора нет сомнений в том, что «______________________________». Поэтому с особой горечью ________ спрашивает,________________. Ведь, по его мнению, никто не может не задумываться о том, к каким последствиям приведёт бездумное отношение к природе. Исходный текст – упр. 11.2, стр. 9 Наша прекрасная Земля тяжело больна. Её болезнь – это признак и одновременно следствие нашего невежества. Мы избавимся от него, только преобразовав самих себя, если то, что исстари называли работой души и духа, хотя бы на шаг будет опережать нашу природопреобразовательную прыть. И.Петрянов-Соколов Рефлексия Выпускник получит за комментарий 0 баллов, если… не прокомментирует проблему, прокомментирует другую проблему, допустит более 1 фактической ошибки, просто перескажет текст или процитирует его большой фрагмент Автор в своём тексте может… убеждать, призывать, искать причины явлений, сожалеть, спорить и т.д. Комментарий – это… рассуждение, пояснение по поводу проблемы текста, её толкование. Комментарий свидетельствует о… степени понимания проблемы, умении следить за ходом авторской мысли.