Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов» 8 класс. Подготовка к ОГЭ по русскому языку и литературе.


Андрианова Людмила Валентиновна,
заместитель директора по учебной работе,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5»
г.Северодвинска Архангельской области
Межпредметный мастер-класс «Тропою тропов»
8 класс. Подготовка к ОГЭ по русскому языку и литературе.
Цель: обучение школьников видению, различению и пониманию средств выразительности языка в произведениях художественной литературы.
Задачи:
Выделять средства художественной выразительности в художественном тексте и определять их вид.
Понимать назначение средства изобразительности языка в контексте.
Осуществлять сотрудничество с другими участниками группы с целью достижения поставленной цели для реализации индивидуальных запросов.
Воспитывать эстетическое наслаждение красотой природы, человеческих чувств, мыслей, явлений.
Оборудование: презентация, картины русских художников, произведения поэтов XIX- XX веков, листы формата А3, маркеры, клеящие карандаши, ножницы.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Приветственное слово учителя, фиксация отсутствующих; проверка подготовленности класса к уроку, создание доброжелательной атмосферы.
Слово учителя. Добрый день, друзья! Я очень рада вас видеть! Надеюсь, что наше путешествие в страну языкознания будет увлекательным и полезным!
2. Актуализация полученных знаний.
Наш язык богат и многообразен. Мы не только обмениваемся информацией, задаем вопросы, но и делимся яркими впечатлениями, рассказываем о том, что нам запомнилось. И тогда наш язык позволяет нам не только рассказывать, но и рисовать, создавать, показывать словесные картины. Поэтому иногда человеческая речь может быть уподоблена живописи. Наверно, вы сразу подумали о литературе, о стихах и прозе. И вы правы. Для яркой, поэтической речи, которая пробуждает наше воображение, в языке есть особые возможности. Как они называются? (изобразительные средства языка). Это способы и приемы воссоздания действительности, дающие возможность сделать речь яркой и образной. Вы много раз встречались с ними в литературе.
О чем мы с вами будем говорить сегодня? (об изобразительных средствах языка)
Какова цель нашего занятия: научиться видеть, различать и понимать средства выразительности языка в потоке поэтической и прозаической речи. Пусть каждый определит для себя цель изучения или повторения средств выразительности языка в зависимости от степени понимания материала, а в конце занятия мы узнаем, удалось ли каждому достичь индивидуальной цели в контексте общей. Что мы будем формировать, развивать, воспитывать?
Как еще называют изобразительные средства языка? (тропы)
3. Проблемная ситуация. Для чего нам нужны тропы? (Прием «Свободный микрофон»)
Что такое «тропа тропов»? (метафора). Если мы вспомним определение этих слов, то общее значение будет «протоптанная дорожка к изобразительным средствам языка». Этой «тропой» мы сегодня и пойдем, расширяя и закрепляя наши знания о тропах.
Тропа-узкая протоптанная дорожка без покрытия.
Троп-риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
У поэта Сергея Есенина есть такие строчки: «Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду// Словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду». Яркие, цветные прилагательные, т.е. эпитеты позволяют нам увидеть всю осеннюю гамму красок природы. Но в этом четверостишии есть особое описание движения. Листья не просто падают вниз, а медленно танцуют. Увидеть этот танец, как будто мы смотрим кино, нам помогает сопоставление: листья кружатся так, как летят бабочки. Давайте обратим внимание на начало третьей строки: союз СЛОВНО. Благодаря ему сквозь одно изображение «листья» мы увидели другое- «полет бабочек». Такое сопоставление мы называем сравнение- сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему с одним из них признаков. Для сравнения предметов нужно, чтобы между ними нашлось что-то общее. Что общего между листьями и бабочками? Легкость, воздушность, поэтичность. Кроме этого, для сравнения необходимо особое слово со значением сопоставления. Мы даем понять, что листья похожи на бабочек, но бабочками не являются. Такими словами могут быть слова как, будто, словно, точно, как будто.
А теперь давайте посмотри на такую строчку Сергея Есенина: «В саду горит костер рябины красной». Сначала нам представился именно костер, а потом уже гроздья рябины. Автор здесь не просто сравнивает, а уравнивает, отождествляет два явления. В основе, как и у сравнения, лежит сходство: рябина с гроздьями красных ягод действительно похожа на костер своими огненными пламенеющими красками, но здесь нет слов БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО. Автор не сравнивает рябину костром, он называет ее костром. И перед нами метафора- перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства. Если сравнение показывает, что два предмета схожи, то метафора стирает между ними границу, один предмет называется другим. Метафора, как и сравнение, основана на сходстве, но ее отличие - в отсутствии особых слов-союзов.
О каком цветке идет речь: колючая, утренняя, нежная благоухающая ароматом южной ночи? (роза). «…яблоко, оно так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто медом налилось!» (А.С.Пушкин) Эти определения обладают особой выразительной силой. Эпитеты-выразительные определения, выделяющие свойства, качества, признаки, создающие образ, передающие настроение автора. Эпитет выделяет в предмете нечто примечательное, особое. Не каждое определение можно назвать эпитетом. Эпитет создает особый образ: «весь день стоит как бы хрустальный»-длинный день-короткий день. Простые определения подразумевают противоположные значения. Эпитет-это не любое определение, а только художественное образное, обладающее выразительной силой.
Олицетворение- процесс действия по значению глагола «олицетворить», «олицетворять». Воплощение какой-либо стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Литературный прием, заключающийся в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных. Олицетворение-это придание предмету или явлению каких-либо индивидуальных, точнее, личностных признаков. Олицетворение (греч. «персонификация») - наделение неживого предмета человеческими качествами и чувствами.
Создание опорной схемы «треугольника тропов» (совместная работа учителя и обучающихся). Распределение обучающихся по группам.
Слово учителя. Вспомните названия всех членов предложения и графически запишите их. Поскольку мы с вами создаем равносторонний треугольник, нам необходимо выделить основание (фундамент). Какое условное обозначение уместно поставить в качестве «фундамента» нашего треугольника? (подлежащее или сказуемое). Вспомните, какой частью речи чаще всего является сказуемое? (глагол). Какое же из 4 необходимых средств выразительности является сказуемым, выраженным глаголом (олицетворение). Так в основании «треугольника тропов» появилось олицетворение. В опорной же схеме внизу записали примеры олицетворений (туча всплакнула, берёзка призадумалась и т. д.).
Работа по оформлению других граней треугольника.
Слово учителя. Наша речь становится красивой, аппетитной благодаря образным определениям, которыми у нас и являются эпитеты (условное обозначение определения). Какой частью речи чаще всего являются определения? (прилагательные или причастия). В опорной же схеме слева записывали примеры эпитетов (нудный дождь, испепеляющий взгляд). Правую грань треугольника обозначим обстоятельством. Какие слова помогают увидеть сравнения? (как будто, словно, точно); в опорной схеме появляются примеры сравнений (Татьяна, как лань лесная, боязлива. Лес, точно терем расписной, раскинулся перед нашим взором).
После проделанной работы мы выяснили, что все грани треугольника заняты, следовательно, последнее из 4 средств, т. е. метафору, необходимо поместить в центр. Туда же добавили 2 оставшихся условных обозначения: подлежащее и дополнение. Какими частями речи обычно выражены подлежащее и дополнение? (обычно выражены существительными). Предположили: метафора чаще всего строится по схеме существительное + существительное в переносном смысле (скрытое сравнение). В опорной схеме, в центре, записываем примеры метафор (серьги якорей, кудри лозы, шёпот листвы).
4.Работа в группах «Эпитеты», «Метафоры», «Сравнения», «Олицетворения» (выбор группы, формы презентации материала, практического материала (примера тропов).
Задание для групп: представить на формате А3 выбранное изобразительное средство, указав его значение, определив его особенности, функции с примерами из поэтических и прозаических текстов.
В группе самостоятельно определяются функции (оформитель, докладчик, эксперт-исследователь, библиограф, капитан, хронограф). Группа работает 10-12 минут, по 3 минуты на презентацию.
5.Презентация работы групп, выступление докладчиков (каждая группа представляет результат своей работы, озвучивает найденные примеры тропов из текстов).
6.Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Какова была цель нашего занятия: научиться видеть, различать и понимать средства выразительности языка в потоке поэтической и прозаической речи. Достигли ли мы поставленной цели? Кто узнал что-то новое для себя? Кто научился применять на практике полученные знания? Кому было интересно на занятии?
Путешествуя тропою тропов, мы с вами проторили верный путь к обогащению собственной речи, пониманию авторского замысла использования тропов в тексте.
Человек изучает мир и невольно находит общее между явлениями, его наблюдения отражаются в языке. На сходстве между явлениями построены изобразительные средства языка. Благодаря этим средствам мы можем сделать нашу речь яркой и выразительной, а также увидеть словесные картины, созданные поэтами и писателями.
Приложение 1. «Треугольник тропов» (По С.Ю.Мальцевой)

Приложение 2. Средства изобразительности языка
Троп Условное
обозначение Ключевые слова Пример
Эпитет определение
определение
Образное определение Нудный дождь.
Метафора 36258528511500
КАК Скрытое сравнение Кудри лозы.
Олицетворение 11372857175500 Очеловечивание Туча злится.
Сравнение КАК Сопоставление
(как, словно, точно, будто, как будто) Луна, как блин, висит на небе.
Тучи сыпали градом (Т.п.)
Приложение 3. Средства изобразительности языка. Домашнее задание
Троп Условное
обозначение Ключевые слова Пример
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Приложение 3. Средства изобразительности языка. Домашнее задание
Троп Условное
обозначение Ключевые слова Пример
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение