Открытый урок по литературе по теме: Верблюжонок Бюль-Бюль


Тема: Г.Юдин. Верблюжонок Бюль-Бюль.
Цели: способствовать формированию навыка осознанного, вдумчивого чтения, продолжить  формировать понятие о диалоге, определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в литературе; воспитание послушания, любви к матери.
 Тип урока:  урок «открытия» нового знания
Наглядность: плакаты с заданиями, мягкие игрушки: мама-верблюдица и верблюжонок, сосуд с шубатом, различные сюжетные картины с изображением природы пустыни и степи.
Организационный момент
Покажите свои умные глазки,
Повернитесь к гостям.
Улыбнитесь им,
Повернитесь ко мне.
Готовы ли вы к уроку?
- Мы - умные, мы - дружные, мы – внимательные и старательные.
В первом классе учимся, всё у нас получится.
Опрос домашнего задания.
3. Работа над новым материалом
А) Водная беседа:
- Какая наша страна? Какова её природа? Чем богата наша страна?
-Какие животные живут в пустыне? (те, которые могут переносить жару)
Б) Загадка: Он может неделю не есть ничего,
Кладовка с едой у него на спине.
- Что помогло отгадать загадку?
В) Слово об авторе – Георгии Юдине. Чтение сказки учителем.
Г) О верблюдах в далёком прошлом. Человек приручил, одомашнил это животное. В настоящее время верблюд считается домашним животным.
Д) Словарная работа: соотнеси описание:
-БУБЕНЧИК – растение, растущее в пустыне.
-ЛЮЛЬКА – абрикос с мелкими плодами.
-УРЮК - кроватка для младенца.
- ВЕРБЛЮЖЬЯ КОЛЮЧКА – небольшая металлическая погремушка (колокольчик)
4 .Физминутка: - Очень полезно человеку ходить по тёплому песочку.
- По пустыне мы идём,
- По песочку мы пройдём, ножки поднимая.
И рассмотрим все колючки:
Что это за штучки?
Вот колючки, саксаул,
Любит очень наш Бюль-Бюль.

5. Работа с книгой.
А) Чтение сказки по ролям
- Что такое диалог? Что называется репликой? Какие предложения у мамы? Какие вопросы были у верблюжонка?
Бубенчик какой? Песок какой? Колючки какие? Степь какая?
Сладкие, красивая, просторная, весёлый, тёплый.
Б) Домашнее задание: подготовить дополнительный материал по теме
урока.
В жарких сыпучих песках живут верблюды. Они дольше всех из всех животных могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, налитые жиром. Этот жир прокормит его.
Эти животные приспособлены для жизни в засушливых регионах мира – пустынях, полупустынях и степях.
Зрение у верблюдов отличное. Они могут увидеть идущего человека за километр, движущийся автомобиль за 3-5 километров.
Они прекрасно чуют запах влаги и могут почуять свежее пастбище или пресную воду за 40-60 километров.
Они могут пить солёную воду. Без воды могут обойтись 2 недели, без пищи 1 месяц.
А также могут заметить на небе грозовые тучи и отправиться в их сторону в надежде попасть в то место, где прольют дожди.
Верблюды не потеют и теряют малое количество жидкости с испражнениями.
Горбы служат своеобразной «крышей», защищающей спину верблюда от палящего солнца.
Масса одного верблюда 500-800 кг, высота в холке 210 см. Мех курчавый.
Жители пустыни высоко ценят верблюдов и называют их «кораблями» пустыней.
Верблюды могут жить 40 лет. Их скорость в беге 16км/час.
Верблюд – жвачное животное. Они питаются солянками, полынью, верблюжьей колючкой и саксаулом.
Шубат- кисломолочный напиток, приготовленный из верблюжьего молока.
Полезен при лечении некоторых заболеваниях. Витамина С(це) и Д в нём в 3 раза больше, чем в коровьем молоке.
Шубат очищает кишечник и улучшает работу всего организма.
Имеет более высокую жирность на 8 процентов, чем кумыс.
6. Закрепление темы урока
1). Опираясь на текст, придумайте свои сравнения, используя слова:
    ПЕСОК                            ЛЮЛЬКА
                                БУБЕНЧИК                        ЮЛА
                                СТЕПЬ                                    ЮРТА
2). Кто автор произведения «Верблюжонок Бюль-Бюль»?
А) Г.Юдин                     Б) Н.Сладков                     В) И.Крылов
3). К какому  жанру относится  произведение «Верблюжонок Бюль-Бюль»?
А) рассказ                   Б) сказка                           В) басня
4). Какая пословица подходит к этому произведению?
А) Цени, что имеешь.
Б) Береги дружбу.
В) Чтение – лучшее учение.
5). Какие слова помогают сравнивать предметы?     Что нового узнали? Какое задание понравилось больше всего? Чему учит эта сказка?
7. Домашнее задание: чтение и пересказ произведения. Придумать загадку, используя сравнения.
8. Итог урока. Сюрприз-момент.