Презентация Методика работы над стилистическими понятиями на уроках русского языка и литературы


Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования»Кафедра гуманитарного образования Курсовая работаМетодика работы над стилистическими понятиями на уроках русского языка и литературы Выполнила Грунина Е.В.,учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №23» г.о. Саранск Научный руководитель Кочеваткина О.В., кандидат филологических наук Саранск 2016 Содержание1. Вступление.2. Предмет стилистики. Понятие о ситуации общения.3. Характеристика стилей речи.4. Основные умения по стилистике и работа по их формированию в школе.а) Умение определять стиль готового текста.б) Умение производить стилистический анализ текста.в) Умение совершенствовать стиль данного текста.г) Умение создавать стиль данного текста.5. Заключение. Вступление Наш литературный язык неоднороден. В нем складываются и обособляются устойчивые речевые разновидности, каждая из которых обслуживает определенную сферу человеческого общения.Зависимость наших высказываний от. условий и задач общения рассматривается стилистикой.Стилистика изучает функциональные стили , т.е. разновидности языка, обусловленные сферой и функцией общения, а также языковые средства, имеющие дополнительную стилистическую окраску.Цель данной работы – описать методы и приемы работы над стилистическими понятиями в школе. Данная работа является актуальной.Уже в пятом классе мы начинаем работать над стилистическими понятиями как на уроках русского языка, так и литературы. Много заданий по стилистике содержат материалы ГИА. Для того, чтобы научить детей создавать тексты разных стилей необходимы знания о стилистике. Характеристика стилей речиСтилистика выделят пять основных стилей речи: разговорный, научный, официально­деловой, публицистический, художественный.Каждый стиль характеризуется ведущими стилевыми чертами, которые проявляются как в содержании высказывания, так и в его языковом оформлении. ТипречиСтильречиСитуация общенияСтилевыечерты  гдес кемзачем Разго­-ворный Разговорный Неофици­-альнаяобстановка 1 -1Общение(поговорить)Непринужденность,расплывчатость НаучныйОфициаль­-наяобстановка1 - многоСообщение(объяснить)Абстрактность,точность,логичностьКниж-ныйОфициально­деловойТо жеТо жеСообщение(проинструк­-тировать)Официальность,точность,бесстрастность Публицисти­-ческий То жеТо жеВоздействие(убедить)Призывность,эмоциональность  Художест­-венный То жеВоздействие(изобразить)Конкретность,образность,эмоциональность Разговорная речь 1. Сфера применения: используется в непринужденных беседах обычно со знакомыми людьми.2. Задача речи - общение.3. Стилевые черты. Высказывание обычно бывает непринужденным,- свободным в выборе слов и выражений,- отношение автора к предмету речи и собеседнику в нем передается.4. Языковые средства:- Разговорные, непринужденные слова: вымахал (вырос), электричка (электропоезд) и т.п.- Эмоционально- оценочные слова:а) с уменьшительно-ласкательными суффиксами: березка, звездочка, серенький, ключик;б) с суффиксами неполного качества - оват- (-еват-): сладковатый, синеватый;- Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия (запел вместо начал петь).- Предложения, различные по цели высказывания: вопросительные и побудительные.- Восклицательные предложения.- Обращения.- Прямая речь. Официально - деловая речь1. Сфера применения: используется в деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.2. Задачи речи: сообщить сведения, имеющие практическое значение для всех; дать точные указания.3. Стилевые черты. Высказывание обычно бываетофициальным (строгим),точным,бесстрастным.4. Языковые средства:Книжные, официальные слова и выражения: электропоезд (не электричка!), принять решение, лесонасаждения, зерновые культуры и пр.Распространенные повествовательные предложения.Сказуемое часто выражается прилагательным. Научная речь1. Сфера применения: используется в научных трудах и выступлениях на научные темы (лекциях, докладах и т.д.)2. Задачи речи: сообщить общие существенные признаки предмета, объяснить причины явлений.3. Стилевые черты. Высказывание обычно бывает- обобщенно-отвлеченным (говорится о береге вообще как о породе дерева),- подчеркнуто логичным,- доказательным.4. Языковые средства:- Слова нейтральные и книжные с обобщенным и отвлеченным значением: животное, растение, скорость, движение и пр.- Научные термины (среди них много интернациональных слов): суффикс, прилагательное, функция, коэффициент, элемент.- Глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного (вневременного) действия: рыбы дышат жабрами.- Распространенные повествовательные предложения.- Сказуемое часто выражено существительным или прилагательным. Художественная речь1. Сфера применения: используется в художественных произведениях.2. Задачи речи: нарисовать живую картину, изобразить то, о чем рассказывается; передать читателю чувства (эмоции), которые испытывает автор.3.Стилевые черты. Высказывание обычно бывает- конкретным (описывается именно эта береза, а не береза вообще),- образным (живым, выразительным),- эмоциональным.4. Языковые средства:- Конкретные слова: не птицы, а. грачи, скворцы, ласточки и т.д.не сказал, а напомнил, предупредил, посоветовал.- Слова в переносном значении: море огней; спит земля.- Эмоционально-оценочные слова:а) с уменьшительно-ласкательными суффиксами: березка, ключик, звездочка, серенький;б) с суффиксом - оват -(- еват-): сладковатый, синеватый.- Глаголы соверщенного вида с приставкой за- со значением начала действия (зацвел сад) - Глаголы настоящего времени вместо прошедшего (Ходил я за грибами; вдруг вижу...)- Предложения вопросительные, побудительные.- Предложения восклицательные.- Предложения с однородными членами. Публицистическая речь1 Сфера применения: используется в газетах, журналах, в выступлениях на митингах и собраниях.2. Задачи речи: воздействовать на массы; сформировать у людей правильное отношение к общественным делам.3. Стилевые черты. Высказывание обычно бывает- страстным,- призывным.4. Языковые средства:- Предложения побудительные, восклицательные.- Риторические вопросы.- Распространенные обращения.- Расщепленные предложения.- Повторы.- Антитезы. ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ ПО СТИЛИСТИКЕ И РАБОТЕ ПО ИХФОРМИРОВАНИЮ В ШКОЛЕНа уроках родного языка в V - IX классах формируется следующие умения по стилистике:1) определять стиль готового текста;2) производить стилистический анализ готового текста;3) совершенствовать стиль данного текста;4) строить текст заданного стиля.В опыте работы учителей используются определенные виды упражнений, способствующие формированию указанных умений.Рассмотрим более подробно каждое из вычлененных умений и те упражнения, с помощью которых они вырабатываются. Умение определять стиль готового текстаУмение определять стиль текста - это первый уровень усвоения стилистики, начальный этап овладения понятием стиля.Однако, предлагая ученикам упражнение на определение стиля текста, мы должны иметь в виду, что степень успешности выполнения задания в значительной мере зависит от того, насколько выразителен в стилистическом отношении текст.Полезно, особенно в начале работы предлагать для наблюдения тематически однородные, но контрастные по стилю тексты. Например:Вихрь — порывистое круговое движение воздуха, поднимающее пыль в вертикальном направлении. Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошло¬годний бурьян подняли ропот, по дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, поднялась к небу и зату¬манила солнце. (А.П.Чехов) Полезно также предлагать ученикам задание самостоятельно подобрать небольшие тексты того или иного стиля. Практика показывает, что, усвоив зависимость между стилем и сферой его применения, учащиеся без особых затруднений справляются с подобными заданиями и выполняют их с большим интересом, чем упражнения, в которых требуется определить стиль предложенного учителем текста.Готовя учащихся к выполнению такого задания , надо напомнить им об источниках, которыми они могут воспользоваться: в учебниках по различным школьным дисциплинам они могут найти образцы научной речи, в газетах и журналах (в разных их разделах)- примеры публицистической и официально-деловой речи, в произведениях художественной литературы- тексты художественной и разговорной речи. Образцы художественной речи следует искать в авторском повествовании, а примеры разговорного стиля - в речи персонажей. Ученики должны понимать, что язык художественного произведения - понятие более широкое, более сложное, чем функциональный стиль речи. В художественном произведении писатель прибегает к различным функциональным стилям, используя язык как средство речевой характеристики героя. Чаще всего, естественно, в репликах персонажей находит отражение разговорной стиль речи , писатель волен вложить в уста героя речь научную, деловую, публицистическую.Не различение понятий « художественный стиль речи » и « язык художественного произведения » приводит к тому, что некоторые учащиеся любой отрывок из художественного произведения, включая и речь персонажей, воспринимают как образец художественного стиля речи. Умение производить стилистический анализ текстаСтиль речи обычно определяется на основе комплексного, интуитивного восприятия текста. Умение же доказывать свое решение относительно стилевой принадлежности текста основывается на значении стилистической теории. Это уже следующий, второй уровень усвоения стилистики - уровень знания.Стилистический анализ текста является одним из наиболее распространенных видов упражнений по стилистике, с помощью которого учащиеся закрепляют полученные знания, а главное, учатся пользоваться ими как инструментом в учебной практике. Основной целью стилистического анализа текста является установление связей- зависимостей между предложенным для анализа текстом и типовой (стилистически значимой) ситуацией общения. При этом ситуация мысленно воссоздается учащимся на основе комплексного, пока еще не расчлененного восприятия текста. План стилистического анализа текста1.0характеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которой может быть использован этот текст.2.Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринужденность — официальность, точность - расплывчатость называния, эмоциональность - бесстрастность, конкретность - абстрактность, субъективность - объективность, образность - отсутствие образности, подчеркнутая логичность, призывность речи).3.Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.4. Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.Указанная последовательность стилистического разбора отражает ход Индуктивного рассуждения - от наблюдения различных экстралингвистических и лингвистических признаков стиля к выводу. Однако , если учесть, что назвать стиль текста ученики могут и не прибегая к его анализу, то представляется более естественным иной, индуктивно¬дедуктивный путь рассуждения, когда вывод о стилевой принадлежности текста делается на основании анализа одной лишь ситуации общения, а указание на стилевые черты и специфические языковые средства используется как доказательство правильности сделанного вывода. В этом случае пункты плана анализа располагаются следующим образом : 1 - 4 - 2 - 3.Покажем на примере, как выглядит стилистический анализ конкретного текста в школе.Зима на исходе. Сонно жмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи. Пахнет снегом и березовыми почками. Умение совершенствовать стиль данного текстаУпражнения, направленные на выработку этого умения, проводятся обычно на основе текста, предлагаемого учителем, однако текста несовершенного, требующего активной деятельности учащегося, направленной на поиск и исправления различного рода недочетов в нем. Умение совершенствовать текст опирается на знание особенностей каждого стиля, но не сводится к ним; здесь мы вплотную подходим к третьему уровню усвоения стилистики - к уровню речевой деятельности.В зависимости от характера текста упражнения этого типа можно условно разделить на две группы: стилистическая правка текста и стилистическое редактирование. Стилистическая правка проводится на деформированном тексте, содержащем стилистические ошибки, стилистическое редактирование - на тексте правильном, но не очень выразительном.Деформация может распространяться как на содержательную сторону высказывания ( в текст включены подробности излишние, ненужные в высказывании данного стиля), так ина языковую форму речи (в тексте имеются слова и выражения, стилистическая окраска которых не согласуется с общим стилем высказывания). Приведем примеры упражнений на правку текста этих двух видов.Прочитайте сочинение учащегося. В каком стиле оно задумано и в основном написано? Выделите в нем удачные места, найдите и исправьте недочет (о чем здесь не следовало бы говорить).На лыжах.Люблю мчаться с горы на лыжах! Холодный ветер обжигает лицо, солнце слепит глаза. А ты мчишься с такой скоростью, что, кажется, еще минута - и лыжи оторвутся от убегающего из-под ног снега и ты полетишь по воздуху легко, свободно, как птица.А вот и бугорок. Чтобы не упасть, нужно сильно согнуть ноги в коленях и наклониться вперед. В этот момент особенно важно держать лыжи параллельно друг другу. Но время упущено — брызги в лицо, ноги в сторону, я в сугробе. 2. Прочитайте сочинение учащегося. В каком стиле оно задумано и в основном выполнено? Найдите в нем стилистические ошибки и исправите их.В выходной день мы с другом любим совершать лыжные прогулки.Въезжаешь в лес и аж дух захватывает от такой красоты! Кругом лежит снег и серебрится на солнце. Чуть дотронешься до ветки — снег так и посыплется легкими пушистыми хлопьями.В этой работе, также выполненной в основном в стиле художественного описания, неуместными являются деловой оборот совершать прогулки и просторечная частица аж.Для стилистического редактирования используется текст, как уже говорилось, правильный, но недостаточно выразительный. Это может быть отрывок из сочинения учащегося или специально адаптированный (обедненный) текст писателя. В последнем случае мы получаем возможность сравнить текст, отредактированный учеником, с эталонным текстом писателя.С этой целью может быть использован, например, учебный текст, составленный на основе отрывка из рассказа А.И.Куприна «Олеся». 3. Сделайте описание более конкретным, изобразительным, введя в текст определения и обстоятельства.Весна наступила в этом году ранняя, дружная. Побежали по улицам ручейки, в лужах воды отразилось небо, с крыш посыпались капли.Для уточнения задачи редактирования приводим текст писателя А.И.Куприна.Весна наступила в этом году ранняя, дружная. Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящими белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли.К стилистическому редактированию текста готовят упражнения в стилистическом разборе текстов, наблюдения над двумя редакциями (вариантами) текста, упражнения, связанные с частичной заменой определенных языковых средств сопоставимыми с ними синонимичными вариантами ( так называемый стилистический эксперимент).Приведем пример упражнения на сопоставление двух вариантов текста (один из них принадлежит писателю Ф.Абрамову, другой составлен со специальной учебной целью). 4. Сравните два текста. В каком из них дано субъективное описание картины природы (чувствуется присутствие автора, раскрыто его отношение к описываемой картине)?Какое описание выполнено объективно ( без передачи авторского отношения)?1.Сотюга — порожистая река. Обычно в тихую погоду на всем протяжении ее слышен шум воды. Сегодня же кругом стоит тишина, гак как поднявшаяся после сильных дождей вода затопила пороги.2. Веселая, речистая река Сотюга. Ясным страдным вечером едешь - заслушаешься: на все лады поют, заливаются пороги. А сегодня сколько километров отмахали - и полная немота. Захлебнулись пороги. Начисто. Как в половодье.Сопоставляя эти тексты, следует выяснить, какими языковыми средствами передается субъективность художественного описания (эмоционально-оценочные слова, глаголы 2- го лица в обобщенно-личном значении, эмоциональный синтаксис - бессоюзие, семантические повторы, расчленение предложения, инверсия). Умение создавать текст определенного стиляЭто умение, являющееся конечной целью работы по стилистике в школе, формируется с помощью упражнений, достаточно хорошо разработанных в связи с обучением контекстной речи (имеются в виду сочинения и изложения). Особенность использования этих видов работ при обучении стилистике состоит в том, что в данном случае заостряется внимание на стилевой выразительности текста.Изложению как репродуктивному виду работы обычно предшествует стилистический анализ текста, сопровождаемый его языковым разбором. Цель этого разбора состоит в том, чтобы доказать учащимся, какие стилевые черты нашли отражение в тексте, какие языковые средства использовал автор для этого. Например, при проведении в V классе Изложения по тексту В. Пескова «Желтый огонек» обращается внимание учащихся на то, что в тексте использован художественный стиль речи, что в тексте использован художественный стиль речи, что стилевая задача автора состоит в том, чтобы нарисовать картину увядшего осеннего леса и передать чувства, которые пробуждает в душе желтый осиновый листочек, не желающий сдаваться. С этой целью в тексте используются:слова в переносном значении (продрогший сумрак, все уснуло в лесу, листок упорно светится и др.);2) слова с уменьшительно-ласкательным значением ( обратить внимание на то, что только для характеристики листка); 3) усилительный повтор (Все уснуло..., Все готово..., Все осыпалось...);4) особые, экспрессивные синтаксические конструкции, в данном тексте для передачи восхищенного удивления ( Оглянулся - висит.);5) контрастное построение описания : все уснуло, облетело, опустело, почернело, умерло (эта тема подчеркнута повтором), только один листок (отношение подчеркнуто суффиксом) живой, светится, как огонек.Более творческим видом упражнения является стилистическая трансформация текста. Суть ее состоит в том, чтобы выразить данное содержание средствами другого стиля. Например, составить словесный портрет того или иного героя (деловое описание) на основании художественного описания его внешности или содержание деловой бумаги, например объявления, передать средствами а) разговорной или б) публицистической речи. Следует помнить, что при этом мы изменяем не только форму, но отчасти и содержание высказывания.По степени продуктивности стилистическая трансформация текста максимально приближена к упражнениям на самостоятельное конструирование текста, к числу которых относится сочинения с подчеркнутой стилевой установкой ( в рамках предложенной речевой ситуации, по данному стилистически выразительному началу, в рамках обозначенного стиля). ЗаключениеОсобенности работы над понятием «стиль речи» определяются спецификой самого речевого понятия. Чтобы раскрыть речевое понятие, надо выйти за пределы языка и проанализировать речевую ситуацию.« Стиль - это явление, которое может быть понято только при учете целей, задач, ситуаций и сферы общения и самого содержания высказывания».(Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1977Чтобы специфика каждого функционального стиля была осмыслена учащимися , следует познакомить их с основой стилей, которая может быть представлена в виде модели ситуации общения. Готовя (или анализируя) текст того или иного стиля, учащийся должен отчетливо представлять условия и задачи коммуникации в рамках данного стиля. Он должен знать , где и с какой целью предполагается использовать данный текст. Отталкиваясь от этого , он отбирает соответствующее условиям и задачам речи содержание высказывания и облекает это содержание в соответствующую языковую форму. Поэтому, прежде чем говорить о стилях, следует показать, что такое типовая, стилистически значимая ситуация общения. Список литературыКанакина Г.В. Методическое пособие для учителей - словесников. 5 кл., - М.: Центр ВЛАДОС, 1999Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1977.Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка - М., Просвещение 1991Леонтьев А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. - М.,2006 Чернышев В.И. В защиту живого слова. - М.,2010