1. Доклад презентация «Экологическая среда как средство развития познавательной активности ребенка дошкольника».


Человеку необходимо не только знать истину,
но он еще должен быть в состоянии делать то,
что является правильным, и желать делать это.
И.Г. Песталоцци
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.
В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как «Лаборатория природы».
Лаборатория — это специально приспособленное и оснащенное место для проведения исследовательской работы. Основы экологического мировоззрения, формируемые у детей, которым предстоит жить и трудиться в XXI в., должны включать:
— мотивации к исследовательской деятельности по отношению к природным объектам;
— навыки экспериментальной работы с объектами живой и неживой природы;
— развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
— представление о том, что новые знания о природных явлениях можно добывать, но это требует упорного труда, использования специальных приспособлений, а также знаний, полученных людьми ранее.
Для решения данных задач необходимо:
— оборудование в группе специального центра;
— оснащение его необходимыми приспособлениями для проведения экспериментов;
— методическое обеспечение для проведения с детьми лабораторно-практических работ.
Педагоги дошкольных учреждений, которые уже создали такой элемент среды, единодушны в своем мнении: «Лаборатория природы» создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность.
«Лаборатория природы» предназначена для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, опытов, знакомства коллекциями природного материала, ухода за живыми объектами.
«Лабораторию природы» можно подразделять на ряд функциональных зон.
В зоне обучения размещаются стол и стулья для проведения занятий, для работы с дидактическими пособиями.
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:
Доступность объектов сбора, разнообразие (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т.д.) Краеведческий аспект (местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций)
Страноведческий аспект (любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли и т.д.)
Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.)
Зона релаксации – это уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумом, альпийской горкой, фонтаном. Предназначается, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыка ухода за растениями. Здесь можно сгруппировать растения по климатическим зонам Растения одной климатической обладают сходными приспособлениями к условиям среды. Так, например, у растений пустыни видоизмененные листья – колючки; у растений тропиков глянцевые плотные листья с прорезями и отверстиями. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.
Зона библиотеки представляет собой уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания; сказочные персонажи, куклы - сказочные персонажи и технический комплекс.
Также в уголке природы можно содержать морских свинок, хомячков, водных и сухопутных черепах, попугайчиков и канареек, аквариумных рыбок. Тогда дети получают возможность наблюдать за повадками, образом жизни животных, узнают об условиях их существования в естественной среде, знакомятся с потребностями. Вместе с взрослым устанавливают сходство потребностей животных и людей, органов и их функций. Так детей подводят к пониманию: человек – часть природы.
Организуя деятельность по уходу за растениями и животными, воспитатель делает акцент на необходимость заботы о них, помощи им; что ухаживать за растениями и животными надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.
В «Лаборатории природы» можно повесить карту мира, на которой дети располагают животных и растения по разным климатическим зонам и местам обитания.
Безопасность
Обязательное условие при планировке лаборатории — максимальная безопасность. Все электротехническое оборудование (дополнительные источники света, обогреватели, воздушные и водяные фильтры, вентиляторы, реле времени, электропроводка и пр.) должно устанавливаться профессионалами, имеющими допуск к подобной работе.
Оформление «Лаборатории природы» должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы и экологически неблагоприятные строительные материалы.
Оборудование и материалы
В уголке экспериментальной деятельности «Лаборатория природы» должны быть выделены:
место для приборов
место для хранения материалов (природного, "бросового")
место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
Примеры коллекций
1. Коллекции “Летающих семян”
Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром.
2. Коллекция других семян и плодов
Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев, коллекция “орехов”, коллекция “ягод”, бобовых, коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. В коллекции обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть дети.
3. Коллекция соцветий
Весной можно собирать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как “сережки”. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.
Оформление растительных коллекций
Образцы семян, плодов и соцветий можно разместить в прозрачных баночках. На крышке каждой банки прикрепите рисунок растения или его листка. Такое оформление коллекции позволяет использовать ее в качестве дидактического пособия: перемешав крышки от разных банок, предложите ребенку подобрать к каждому виду семян определенные листья.
4. Коллекция камней
В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней.
Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник), искусственные (керамзит, кусочек асфальта, кирпича). 5. Коллекции песка, глины, почвы
Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.
В зоне коллекций можно составить модель строения почвы (в очень упрощенном варианте). Для этого нужно взять достаточно высокую прозрачную банку. На дно банки насыпьте мелкие и средние камешки, поверх них – слой песка (или смеси песка и глины, или просто глины). Сверху разместите верхний слой почвы с корешками растений, сухими листьями, мхом.
Оборудование:
разнообразные трубочки,
воронки,
сито,
тарелочки,
стаканчики,
песочные формочки,
ложки, шприцы,
пипетки,
увеличительные стекла,
лупы,
семена цветов, образцы деревьев: шишки, жёлуди, крылатки, зерновые культуры;
измерительные приборы.
Лаборатория
Лаборатория это новый элемент развивающей предметной среды. Под лабораторией природы мы понимаем специально приспособленное и оснащенное место для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность. Лаборатория создается для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория это база для специфической игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные ими на занятиях. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное-познавательное и игровое-занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
В группах, в которых организованы лаборатории отмечают, что дети с нетерпением ждут новых занятий в лаборатории.
В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы. Нужны лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. В лаборатории необходимо хранить массовый материал для организации занятий: песок, глину, семена, камни.
В лаборатории можно разместить живые объекты для наблюдений. Можно соорудить “Дом для червей” - аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве должны быть сухие, перегнившие листья – пища дождевых червей. В аквариум запустите несколько дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ. И за тем, как они перерабатывают остатки растений проделывают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпускают “на волю”.
“Прозрачный горшок” - стеклянная емкость (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.
Таким образом, создавая «Лабораторию природы» необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории или в экологической комнате, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
Примером такой развивающей среды стала «Лаборатория природы», созданная в моей группе. Для меня «Лаборатория природы» – это такое место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Одной из главных задач моей лаборатории, как развивающей среды – является научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого его активная субъективная деятельность.
Очень интересно в “Лаборатории природы” проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы: “Какой песок легче – сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде – камень, песок или дерево?”, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.
Вне занятий опыты в лаборатории проводятся только по желанию детей. Я никого не принуждаю. Желающие могут проводить их многократно в течение нескольких дней. Я лишь уточняю у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешиваюсь. Пусть ребенок пробует, ошибается, варьирует, но сам приходит к результату.
Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дискуссии. Здесь мои исследователи рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Моя роль – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. В ходе дискуссии обязательно обсуждаются ошибки в опытах, противоречивые суждения. Окончательный вывод формулирую сама. После дискуссии обстановка в лаборатории природы сразу не разбирается, а дается возможность желающим детям повторить опыт, предусматривается возможность изучения явления в других условиях. Часто наблюдается взаимообучение детей, таким образом, накапливается опыт положительного общения дошкольников, сотрудничества в ситуации интересной деятельности.
Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия были систематизированы и оформлены в наборы для исследования определенных свойств предметов и явлений.
Еще одним примером адекватной развивающей среды является экологический переход, создавая который, мы исходили из базовой идеи о том, что развивает та среда, в которой ребенок активно действует. В экологическом переходе мы знакомим детей с разнообразными видами комнатных растений, рассказываем о месте их произрастания, показываем особенности приспособления к среде, общность этих особенностей у растений одной и разных климатических зон. Интересны и поучительны для детей следующие экспозиции перехода:
- «Речные просторы».
- «Величавая степь».
- «На море, океане».
- «Саванны и прерии».
- «Морское царство».
- «Речные обитатели».
- «Родник».
- «У подножья седоглавых гор».
Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.
Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Насколько полезно иметь в группе экологическую лабораторию — поняли все, и надеюсь, вы всерьез приступите к решению практических задач, направленных на экологизацию воспитательной работы с дошкольниками.
Для начала очень важно разработать концепцию экологической лаборатории, поэтому мной даны рекомендации, основанные на моем опыте работы, а также других ДОУ которые помогут вам создании экологической, познавательной среды в своих маленьких «Лабораториях природы».