Статья по теме:Содержание образования предмета «Литературное чтение» как условие воспитания духовно-нравственной личности


О.Г. Сергеева
МБОУ «Лицей №1 им. академика Б.Н. Петрова» города Смоленска
учитель начальных классов
Содержание образования предмета «Литературное чтение» как условие воспитания духовно-нравственной личности
Духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общества, направленный на раскрытие национальных духовных и культурно-исторических традиций, формирование и развитие у российских школьников общей системы нравственных ценностей. Эти перспективные идеи были положены в основу Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования. В стандарте образование рассматривается как приоритетная, ведущая социальная деятельность посредством воспитания.
Русская литература 19 века представляет собой важнейшее культурное наследие, помогающее воспитывать нравственно и духовно богатое поколение. Выдающиеся литературные произведения помогают читателю анализировать собственные поступки, воспитывает в них умение принимать правильные решения, когда человек стоит перед моральным выбором. Русская литература 19 века учит нас основополагающим качествам человеческой души, таким как честь, достоинство, верность, преданность, духовность, человеколюбие, гуманность, трудолюбие. На примерах героев своих произведений авторы невольно воспитывают в читателях нравственные качества человеческой личности, руководствуясь поступками и взглядами своих персонажей. Ребёнку необходимы нравственные опоры, чистые источники красоты и добра, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
Велика роль уроков  литературы в духовно-нравственном развитии школьников, ведь «Книга — это открытие мира». К. Д. Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что — то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.
На уроках литературного чтения, научившись читать, дети учатся полноценно воспринимать художественный текст, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить её как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом. Поэтому при изучении всех произведений на каждом уроке необходимо добиваться того, чтобы обучающиеся:
обдумывали прочитанное;
сопереживали героям;
оценивали их поступки;
осмысливали их проблемы;
соотносили их жизнь со своей жизнью;
старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Большое значение в языковом и духовно-нравственном воспитании детей имеет приобщение к такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен нравственный потенциал. Пословицы — краткая мудрость народа. Они помогают оценить свои поступки и действия других людей, учат, каким должен быть человек в труде, трудолюбие рассматривается как лучшая характеристика нравственного облика. В.И. Даль собирал пословицы русского народа. Один из разделов называется «О добрых делах и добродетелях». В третьем классе дети знакомятся с пословицами Даля о добре и добрых делах. Анализ пословиц и поговорок, собранных великим Далем, позволяет сделать вывод, что формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта.
На уроках литературного чтения большая роль уделяется сказкам русских классиков 19 века. Сказка – благодатный и нечем незаменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Обучающиеся знакомятся со сказками А.С. Пушкина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.И. Даля, В.Ф. Одоевского, С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого. Прочитав эти сказки, дети делают следующие выводы:
- Не делай другому того, что себе не пожелаешь.
- Поступай по совести.
- Добро всегда побеждает зло.
- Доброта, милосердие, сострадание, уважение к людям – важные качества человека.
- Люби и уважай своих родителей.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Вера в чудеса.
В течение четырёх лет обучающиеся изучают басни И.А. Крылова. Басни И.А. Крылова – это поучительные истории, которые являются средствами духовно-нравственного воспитания младших школьников. Необходимое звено в процессе нравственного развития – нравственное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Благодаря изучению басен И.А. Крылова, дети глубже познают мир вокруг, получают представление о нормах поведения в обществе.
 Формированию основ нравственного самосознания личности ребёнка способствуют рассказы классиков 19 века, которые изучаются на протяжении всей начальной школы. Это рассказы И.С. Тургенева, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Л.Н.Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра. В рассказах Л.Н.Толстого раскрыты нравственные проблемы, они формируют в детях стержень, основу зарождения нравственных начал.
Итак, нравственность — наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность — воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так. Процесс формирования духовных ценностей — длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителем на уроках  литературного чтения, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.


Список литературы
Бреслав Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье //Вопросы психологии. - 1996 - № 1. -с.41 -47.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: 1 класс. Учебник в 2-х частях. М.-Просвещение, 2012
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: 2класс. Учебник в 2-х частях. М.-Просвещение, 2013
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: 2класс. Учебник в 2-х частях. М.-Просвещение, 2013
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: 2класс. Учебник в 2-х частях. М.-Просвещение, 2013
Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. – М., 2003.
Русские писатели 1800–1917: Биографический словарь. – Т.1–М., 1989; Т.2 – М., 1992; Т.3 – М., 1994; Т.4 – М., 1999.
Сухомлинский В.А. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. - 4-еизд., доп. - М.: Политиздат, 1986.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.Т.8.-М., 1950.