Театр как средство воспитания духовно-нравственной личности


Театр как средство воспитания духовно-нравственной личности
Куликова Ирина Геннадьевна
Роль театрального творчества в воспитательном процессе юных поколений очевидна.
Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого. Театр позволяет создать реальную возможность для выражения себя в той или иной нравственной ситуации.
Специфика театрального искусства такова, что позволяет обращаться к нему, как к универсальной образовательной и воспитательной модели. Занятия театральным творчеством включают в работу физический, эмоциональный и интеллектуальный аппараты человека. Театр обращается к ребенку как к целостной личности. Выходя на сцену, воспитанник обнажает свои возможности, способности и прорехи в воспитании и развитии. Ребенок, как на ладони. Это позволяет руководителю определить зоны ближайшего развития воспитанника и выстраивать воспитательный процесс индивидуально для каждого.
Основной приметой воспитательного воздействия театрального искусства на человека является глубокая эмоциональная, чувственная основа этого процесса. Поскольку театр способен воздействовать на чувства, настроения человека, постольку он способен преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Ведущим принципом организации учебно-воспитательного процесса является принцип погружения воспитанников в художественный мир драматургического произведения, действие которого направлено на воспитание средствами театра, преодоление вербализации воспитательного процесса. Данный принцип открывает большие возможности для глубокого, эмоционального «проживания», «прочувствования» идеи постановки, образа героев, повышая в итоге воспитательный эффект театральных занятий. Театр синтетический вид искусства, потому в помощь более глубокому эмоциональному проживанию направляется весь арсенал выразительных средств театрального искусства – пластическое и мимическое выражение, использование музыки, шумовых эффектов, декораций, костюма, грима, света.
Как известно, в младшем школьном возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Воздействуя на эмоциональный мир ребенка, театр не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будит сочувствие, делает сострадание деятельностным, помогает овладению навыками общения и коллективного творчества.
В подростковом возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, формируются высшие чувства и анализируются пути их воспитания. Особое внимание обращается на идентификацию, с помощью которой может осуществляться погружение подростка в художественный мир произведения. Объектом идентификации в этом случае являются герои, как правило, занимающие доминирующее положение в произведении и вызывающие у воспитанника симпатию. Отождествление себя с такими персонажами рассматривается как один из социально-психологических механизмов воздействия театрального искусства на личность. Его следствием является рождение у воспитанников новых чувств, подобных чувствам любимых героев, и воспитание соответствующих ценностных ориентиров. Ценностно-ориентационный компонент в подростковом возрасте приобретает значение ведущего, поскольку личность на этом этапе активно ищет ценностные ориентиры для подражания и самосовершенствования. В этой связи становится понятным, насколько важным становится правильный подбор тем тех направлений, по которым выстраивается работа с воспитанниками.
Благодаря занятиям в театральной студии лицея воспитанники приобретают:
•  необходимые навыки для существования в мире людей (коммуникативность, активность, смелость, альтруистичность, гуманизм и многие другие навыки со знаком «+»);
•  недостающее взаимопонимание в среде своих сверстников и взрослых людей;
•  арсенал необходимых любому культурному человеку знаний в области мировой культуры, искусства и культурологии.
В ходе занятий в театральной студии воспитанники получают понимание того, что театр это не безделица, а серьёзная деятельность, требующая к себе серьезного отногшения. А потому, прогул репетиции без уважительной причины, например, недопустим.
В заключении хочется отметить: творчество – волшебный пропуск во внутренний мир ребенка, и потому воспитание средствами театра – прямая возможность формирования нравственных установок, усвоения духовных ценностей, управлении развитием личности, не покушаясь на свободу выбора ребенка, свободу воли. Т.е., процесс воспитания средствами театрального искусства можно рассматривать и с точки зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т.е. с точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и – человеку.
Считаю, что сценическое искусство в лицее жить должно. Любой психолог подтвердит, что театрализация и инсценирование используются в качестве арттерапевтических методик. А раз искусство полезно для развития коммуникативности, восстановления и сохранения психического здоровья детей - значит, оно должно присутствовать и развиваться в ученической среде обязательно.