Сообщение Системно-деятельностный подход как ресурс формирования базовых учебных действий


Системно-деятельностный подход в обучении как ресурс формирования БУД (базовых учебных действий).
В настоящее время в образовательных организациях, и в нашей, в том числе широко используются современные средства получения информации: компьютеры, интерактивные доски, интернет и многое другое. Применяются современные технологии, формы, методы обучения, а также, различные подходы к обучению (индивидуальный, дифференцированный, личностно-ориентированный). Среди них самый эффективный, и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный, который взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта. Как же системно-деятельностный подход влияет на формирование базовых учебных действий? Для того чтобы разобраться в этом вопросе необходимо понимать, что такое БУД (базовые учебные действия).
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для 1 и 2 вариантов состоит (Слайд2) из общих положений; целевого, содержательного и организационного разделов.
Содержательный раздел содержит различные программы:
программы учебных предметов;
курсов коррекционно-развивающей области;
программы нравственного развития;
программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программы внеурочной деятельности;
программы сотрудничества с семьей обучающегося, в том числе –
программу формирования базовых учебных действий.
И так, (Слайд 3) БУД (базовые учебные действия) - это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Формирование базовых учебных действий конкретизирует требования стандарта к личным и предметным результатам освоения АООП (адаптированной основной образовательной программы). Служит основой разработки программ учебных дисциплин для обучающихся с умственной отсталостью.
Программа формирования базовых учебных действий реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности, и, как все программы имеет цель ((Слайд4) формирование основ учебной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями, которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда), задачи, принципы, основные направления, функции и виды (Слайд 5), обеспечивающие становление учебной деятельности ребенка с нарушением интеллекта в основных ее составляющих: личностной, коммуникативной, регулятивной, познавательной.
Личностные БУД (Слайд 6) обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные БУД (Слайд 7) обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные БУД (Слайд 8) обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные БУД (Слайд 9) представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который помогает выявить индивидуальные промежуточные и итоговые достижения обучающихся в овладении конкретными учебными действиями, позволит делать выводы об эффективности, проводимой в этом направлении работы, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Формированию базовых учебных действий способствует системно-деятельностный подход, который является основой ФГОС. Он позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и учебных действий, которыми должны владеть учащиеся с нарушением интеллекта.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. (Слайд10) как следствие объединения системного подхода и деятельностного, доказывающего бесполезность самих знаний, умений и навыков, не реализующихся в деятельности. Теорию деятельности создавали блестящие российские психологи - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др. (Слайд11) Известный русский педагог К.Д. Ушинский отмечал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Эти слова в точности отражают суть современного урока, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Чтобы научить детей учиться, важно построить структуру учебной деятельности (Слайд12) – ту дорогу, по которой должен систематически ходить учащийся в процессе обучения, чтобы приобрести необходимый опыт и условия для его дальнейшего практического использования в жизни.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Системно-деятельностный подход ориентирован на достижение основного результата – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности, которая должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания. (Слайд13)
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. (Слайд14)
Основные принципы
Системно-деятельностный подход в образовательной организации будет эффективен лишь при условии соблюдения определенных принципов:
деятельности;
системности;
минимакса;
психологического комфорта;
творчества.
Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития. (Слайд15)
Принцип деятельности
Системно-деятельностный подход в образовании основан именно на данном принципе. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее.
Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. (Слайд16)
Принцип системности
Второй важнейший принцип системно-деятельностного подхода – принцип системности. Смысл его заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого возможно проведение уроков на стыке наук.
В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира. (Слайд17)
Принцип минимакса
Для реализации принципа минимакса образовательная организация должна предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте. (Слайд18)
Принцип психологического комфорта
Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке, и лучше воспринимать информацию. (Слайд19)
Принцип творчества
Большое значение имеет соблюдение преподавателем принципа творчества. Для этого он должен стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.
Основные технологии (Слайд20)
Чтобы формирование базовых учебных действий было эффективным в специальной педагогике разработаны различные технологии системно-деятельностного подхода. Можно использовать такие из них, как: (Слайд21)
- Предметно-практическая деятельность – целью, которой является формирование у детей с нарушением интеллекта житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями детского ручного труда. Развитие предметных действий, коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с разборными игрушками, работы с мозаикой, бумагой, нитками, природными материалами, элементарного конструирования. (Слайд22)
- Работа с Монтессори-материалом - это индивидуальная работа в специально подготовленной развивающей Монтессори-среде, направленная на всестороннее развитие ребенка. Использование различных техник в доступной форме: рисование ладошками, с использованием поролоновых губок, трафарета; лепка из пластилина и соленого теста, раскрашивание; резание; склеивание и т.д. Эта деятельность направлена на развитие мелкой моторики, творческого мышления и способности к эстетическому восприятию. (Слайд23)
- Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи, развития музыкальных и творческих способностей учащихся. Является эффективным средством социализации детей, создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Театрализованная игра направлена на понимание и выявление причинно-следственных связей и закономерностей. (Слайд24)
- Работа с ЛЕГО - одна из самых известных и распространённых ныне педагогических технологий, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Перспективность применения ЛЕГО-технологии обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. С помощью ЛЕГО-технологии формируются учебные задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для ЛЕГО-педагогики. Каждый ученик может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным. (Слайд25)
- Танцевально-двигательные техники - это организация физкультурно-оздоровительных  мероприятий для детей: ходьба, бег, подвижные игры, элементы аэробики и гимнастики, упражнения с палкой и мячом, танцевальные движения - все это помогает детям приобрести здоровье, красоту, гармонию. (Слайд26)
- Использование проектной технологии в работе с нашими детьми возможно с корректирующей помощью педагога. Проектная деятельность в классах, обучающихся по адаптированным программам – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Проектную технологию можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности учащихся, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком, повышения качества воспитательного процесса. (Слайд27)
- Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока, и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания. (Слайд28)
- Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.
Современному преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Результаты применения (Слайд29)
Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.
К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.
К метапредметным результатам можно отнести освоение базовых учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.
Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому (Слайд30) сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. 
Таким образом, (Слайд31) системно-деятельностный подход в обучении является важным ресурсом для формирования базовых учебных действий, позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка (Слайд32).