Историческое моделирование в современной школе как средство формирования личностных результатов во внеурочной деятельности (в 6 классе) Опыт работы


«Историческое моделирование в современной школе как средство формирования личностных результатов во внеурочной деятельности (в 6 классе)»Исполнитель:Миничева Ольга ЕвгеньевнаНаучный руководитель,доцент, кандидат педагогических наук,Задоя Лариса Алексеевна Актуальность исследования Согласно ФГОС ООО главной целью и результатом образовательной деятельности должно быть развитие личности обучающихся на основе усвоения УУД, познания и освоения окружающего их мира. При этом, одними из наиболее важных универсальных учебных действий являются личностные УУД. Метод моделирования во внеурочной деятельности по истории используется для создания учениками модели исследуемого объекта. В процессе моделирования ученики сами становятся организаторами поисковой деятельности, сами решают стоящую перед ними исследовательскую проблему. Таким образом, применение моделирования способствует развитию у учеников самостоятельности, творческой и поисковой направленности деятельности, дает ученикам возможность для овладения разнообразными способами познания окружающей их действительности и следовательно формируются личностные УУД. Цель исследования состоит в изучении исторического моделирования как средства формирования личностных результатов во внеурочной деятельности в 6-м классе. Задачи исследования:Проанализировать особенности применения исторического моделирования в обучении;Рассмотреть сущность личностных универсальных учебных действий их особенность формирования;Определить требования ФГОС ООО при организации внеурочной деятельности по истории;Изучить основы руководства творческой и проектной деятельностью средствами исторического моделирования;Применить на практике историческое моделирование для формирования личностных УУД. Объект исследования – процесс формирования личностных универсальных учебных действий.Предмет исследования – историческое моделирование как средство формирования личностных универсальных учебных действий в 6-м классе.Структура выпускной аттестационной работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Рассматриваемая проблема изучалась многими видными учёными, такими как В.В. Козлова, А.М. Кондакова, И.Я.Лернер, Л.А.Венгер, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин, Н.Н.Поддьяков, Р.С.Гайсина, Л.Ю.Степашкина, В.В.Давыдов, А.В.Усова, Н.А.Ветлугина, В.И.Кузнецов, М.В.Короткова, А.А.Самарский и др. Проблема использования наглядного моделирования в познавательных целях разрабатывалась такими отечественными учеными, как Н.И.Ветрова, Е.Л.Агеева и др.Однако нужно отметить, что сегодня назрела необходимость в новых разработках данной проблемы, которые соответствовали бы сегодняшним реалиям. Цель занятия кружка по историческому моделированию: формирование у учеников 6-го класса основ творческой деятельности, элементов технологической и эстетической культуры, составной частью которых являются технологические знания и умения и компоненты художественно-творческой деятельности, патриотическое воспитание, углубление знаний по истории Руси, расширение исторических знаний.В основе программы занятий по историческому моделированию в 6-м классе лежат следующие виды деятельности:Ознакомление с ручной и механической обработкой конструкционных материалов (резьба по дереву, художественное выпиливание и др.), изучение основ различных видов ремесел и прикладного технического творчества. Программа включает в себя следующие темы: Лабораторные занятия по историческому моделированию (Прорезная резьба) Поездка в музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» Эскизы и рисунки одежды Средневековой Руси. Конкурс «Лицейские чтения» Для апробации результатов исследования, мною была разработана анкета «Сформированность проектных умений» и критерии оценивания сформированности. Выводы по теоретическому анализу научной литературы по изучаемой проблеме:УУД проявляются в умении учиться в целом, а также в наличии определенных способов действия и навыков работы ученика, которые позволяют ему самостоятельно усваивать новые знаний и умения, включая организацию этого процесса;Использование метода моделирования на уроках истории дает возможность для использования большого количества различных средств и методов обучения;Историческое моделирование, формирует активную жизненную позицию учащихся, формирует умение оценивать различные действия, способствует формированию у учеников личностных УУД и достижению личностных результатов обучения.Применение метода моделирования меняет статус обучающегося в процессе обучения – ученик становится исследователем и создателем.Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Выводы по практической части:Занятия по историческому моделированию способствуют углубление знаний, полученных школьниками на уроках истории, усвоению учениками знаний о современных материалах и технологиях изготовления, а также позволяют ученикам получить информации о старинных материалах и технологиях.Занятия содействовуют повышению качества знаний и умений учеников 6-го класса, развитию их кругозора;Участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах способствуют повышению мотивации обучения и формируют личностные УУД;По результатам исследования можно сделать вывод, что обучающиеся в процессе внеурочной деятельности научились формулировать проблему проекта, ставить цель и задачи, выбирать методы и способы решения задач, выбирать вид конечного продукта проекта, участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение.Родители принимают активное участие во внеурочной деятельности и удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг;Занятия по историческому моделированию способствуют формированию у учеников личностных УУД. Спасибо за внимание!