Проблемный метод изложения материала на уроках ОРКСЭ доклад


МКОУ Николаевская ООШОрганизациядуховно – нравственного развития и воспитания на уроках православной культуры посредством проблемного обучения.Подготовила : учитель начальных классов и ОРКСЭ Мануковская Мария Федоровна2016 год «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное,  необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют». Рубенштейн С. Л. У каждого предмета есть свои особенности преподнесения и изучения проблемного материала. Аналогичными особенностями обладает дисциплина «Основы православной культуры» .Использование проблемных ситуаций в работе с учениками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Качественное усвоение знанийВоспитание духовной, Нравственной личностиРазвитие интеллекта, творческих способностейПроблема есть форма развития знания, форма перехода от уже имеющегося знания к новому. Главные цели проблемного обучения:Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.Развитие профессионального проблемного мышления. Для создания проблемной ситуации необходимо соблюдение таких правил:Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладение новыми умениями.Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала.Проблемное задание даётся до объяснения усваиваемого материала. Выявление внутренних условий мышления учащихся и предварительная работа:выявить уровень знаний и представлений учащихся по данной теме (установить каков реальный запас их знаний и жизненный опыт;необходимо предусмотреть, какие новые сведения понадобятся учащимся для разрешения системы проблемных ситуаций при изучении темы, а также продумать способы сообщения этих необходимых сведений;надо выявить интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения. Методы проблемного обучения. Методы проблемного (монологического) изложения; метод рассуждающего (показательного) изложения;диалогический метод изложения;методы организации познавательной деятельности учащихся (проблемно-поисковые методы)исследовательский метод; метод проектов. Технология проблемного обучения относится к развивающим педагогическим технологиям и имеет следующую структуру: ДП ДУСоздание проблемной Принятие проблемной ситуации ситуации Выявление проблемы исследования Управление поисковой Самостоятельныйдеятельностью обучаемых поиск Обсуждение выводовДП – действие педагогаДУ – действие ученика создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания посредством проблемного обучения, основанных на успешном и эффективном сотрудничестве участников обучения; формирование устойчивых познавательных процессов школьников на основе использования проблемных ситуаций на уроках.Цель использования проблемных ситуаций на уроках ОРКСЭ : Процесс освоения общечеловеческих ценностей, осуществляемый на уроках православной культуры, состоит из следующих этапов:1. Встреча ценностных миров учителя и учеников, происходящая во время высказывания мнений по какой-либо нравственной проблеме.2. Диалогическое взаимодействие и погружение в ценностные миры друг друга на уровне переживания.3. Нахождение общих точек соприкосновения по духовно-нравственным вопросам и проблемам.4. Обретение новых и обогащение прежних точек зрения учителя и учеников за счёт погружения в иные культуры, мировоззрения, мировидения.5. Совместная рефлексия педагога и учеников по поводу значимости обнаруженных нравственных ценностей и смыслов. Проблемно-диалогические методы:побуждающий диалог;подводящий диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Побуждающий диалогзаключается в подаче учителем отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые помогают школьникам осознать противоречие и сформулировать учебную проблему Подводящий диалогэто цепочка вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока Мотивирующий прием сообщение темы урока учителемприём «яркое пятно» приём «актуальность» Прием «Постановка проблемных задач с недостаточными или избыточными исходными данными». С помощью данного вида задания развиваются познавательный интерес, логическое мышление и творческие способности учащихся, учащиеся отбирают необходимую информацию из предлагаемого учителем, дают собственную оценку явлениям, понятиям.
Прием «Задание по кругу». Этот приём позволяет активизировать познавательную деятельность, способствует формированию нравственных убеждений «как жить?», «для чего жить?», самостоятельности суждений.
Формирование ключевых компетенций грамотное организованное общение; направленные диалоги (побуждающий и подводящий), нацеленные на развитие речи, логики, причинно-следственных связей. Формы работы: ФронтальнаяГрупповаяПарная Индивидуальная Условия для успешной реализации проблемной ситуациипостроение оптимальной системы в ситуации и средства их создания ( устные или письменные слова, мультимедиа средства);отбор и использование самых активных сущностных задач (проблем);учет особенностей в различных видах учебной работы При введении в учебный процесс учебных проблем,управление процессом усвоения становится управлением процесса выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками. Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе». Преимущества проблемного обучения обеспечивается развивающий эффект;создаётся атмосфера сотрудничества;происходит развитие речи, логического мышления;вырабатывается активная позиция детей.повышается интерес учащихся к учёбе; «Благоустройство игровой площадки для детского сада».«Молодежь против СПИДА».«Скажи наркотикам – Нет!» « Лес памяти» и «Аллея памяти» «Ветеран живет рядом». велопробег « День Победы».Участие в социальных акциях: Волонтерское движение «Доброволец». «Преодолей равнодушие – сделай село чище и краше»Организация молодёжного движения «Инициатива ».Конкурс игровых программ- проект «Вместе весело играть» Проект «Книга памяти». Участие в социальных проектах: Результат проблемного обученияТворческое овладение знаниями, умениями, навыками; развитие мыслительных способностей. «Ставьте ребёнку вопросы, доступные его пониманию и предоставьте ему право решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял», -французский философ Ж.Ж.Руссо Спасибо завнимание!