Проблемный метод обучения в работе учителя иностранного языка


Проблемный метод обучения в работе учителя иностранного языка.
Использование современных методов обучения является основой при организации самостоятельной работы обучающихся как на уроке, так и вне его. Одним из таких методов можно считать проблемный метод обучения. Он основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности обучающихся. Смысл метода заключается в стимулировании поисковой деятельности обучаемых. Активизация познавательной деятельности учащихся, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходит успешнее, если учитель вовлекает учащихся в активный процесс доказательства, обоснования. Проблемный метод относится к активным методам обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию и направляет учащихся на её решение, организуя поиск этого решения. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Что такое проблема? Философы очень точно определяют проблему как конкретное знание о незнании. Действительно, проблема для человека существует лишь тогда, когда её условие или известно, или вполне доступно, требование, вопрос понятны, т.е. человек знает, что искать. Осознание известного и неизвестного создают состояние психологического дискомфорта, что и побуждает искать выход из создавшегося положения неопределённости, дефицита информации. Это и есть проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемной ситуации (например: при чтении). Обучающиеся, которые видят задачи и отраженные в них проблемные ситуации в тексте, воспринимают информацию как ответы на вопросы, которые у них возникли при восприятии текста. Вывод: проблемная ситуация - центральное понятие проблемного обучения. Решение проблемной ситуации, согласно В.С. Оконю состоит из 3-х этапов:
1)постановка проблемы
2)решение данной проблемы
3)проверка решения.
Существует 4 уровня проблемности в обучении:
1. Учитель сам ставит проблему и сам решает её при активном слушании и обсуждении обучающихся2. Учитель ставит проблему, обучающиеся самостоятельно или под
руководством учителя решают её.
1)Ученик ставит проблему, учитель помогает в её решении.
2)Ученик ставит проблему, предлагает возможные решения, проверяет эти возможные решения, исходя из данных, делает выводы, применяет выводы к новым данным и делает собственные обобщения, т.е. ученик сам решает проблему.
Учителю следует помнить, что нельзя в любом простейшем вопросе видеть проблему.
Например, если ученика попросить рассказать как он провел выходной
день или какие планы у него на сегодняшний вечер, то подобную постановку
вопроса никак нельзя отнести к проблемной, т.к. она не отвечает условиям
проблемной задачи. Также нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания, которые непосильны для их выполнения, т.к. они требуют специальных знаний и особой подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать обучающимся для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям». Для ученика новое, неизвестное, которое он находит в результате самостоятельных поисков, является открытием. Такое «открытие» в науке называют «переоткрытием». Для эффективного обсуждения той или иной проблемы заранее следует 1) предложить обучающимся подготовить возможные вопросы друг другу по теме обсуждения;
2) определить правила ведения, обсуждения, этические нормы, обязанности всех использовать речевые клише в речи, определить количество предложений.
Ряд методистов предлагают использовать опоры: содержательные, смысловые, речевые, языковые.
Проблемный метод связан с групповым. Групповая беседа может быть итоговым занятием по одной или ряду тем.
В качестве опоры можно предложить текст (общий, индивидуальный). На начальном этапе работы над проблемой текст может быть предложен одному ученику для самостоятельной работы дома. Ученику предлагается прочесть текст с полным охватом его содержания для последующего изложения членам группы в процессе комментирования, обсуждения. Например, готовится к обсуждению проблема отношений отцов и детей на современном этапе. Эта проблема достаточно актуальна для любого возраста, т.к. очень многие имеют проблемы в отношениях со своими родителями. Ученики читают базовый текст, в котором говорится о проблеме американской школьницы, встречающейся с парнем старше себя и желающий провести с ним выходной день в ресторане за городом. Она беседует на эту тему со своими родителями. В ходе беседы, учитель предлагает ответить на определенные вопросы. Другие учащиеся высказывают свое мнение. Схема обсуждения проблемы: -Формулирование проблемы учителем
-Чтение текста ученикам по предложенной проблеме
-Ответы на вопросы обучающихся по содержанию текста
-Ответы на проблемные вопросы учителя
-Высказывание собственного мнения
-Постановка собственных вопросов учащимся
-Ответы на вопросы
-Аргументированное высказывание по теме обсуждения
-Аргументированное обсуждение проблемы в группе Обсуждение проблемы может носить информационно - познавательный характер. Желательно, чтобы тексты были не очень большими, но достаточно информативными. Даже вероятен и вариант предложения прочесть текст на родном языке, если языковой уровень не высокий и ему сложно понять содержание иноязычного текста. А прочитав текст на родном языке, он сможет участвовать в решении проблемы, используя ту лексику и грамматические структуры, которые наиболее доступны для него. Можно предложить прочитать текст дома (со словарем). Речь ученика носит полутворческий характер. Для организации беседы на основе проблемного вопроса можно опираться на чью-то точку зрения или высказывание известного человека. Опора задает движение мысли. (Е.И.Пассов). Важным моментом является подведение итогов обсуждения проблемы. Проблемный метод соответствует социальному заказу.