Экскурсия в страну Числительного. Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя числительное»(6 класс)


Тема: Экскурсия в страну Числительного. Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя числительное»
Цель:
дидактическая – повторение и закрепление материала по теме;
психологическая – формирование познавательной потребности в изучении данной темы; развитие творческих способностей учащихся;
воспитательная – привитие интереса к изучению русского языка.
Оборудование: карта маршрута экскурсии по стране Имя Числительное; цветок с вопросами на лепестках; технологические карты (у каждого ученика).
ХОД УРОКА
Слово учителя
-Ребята, сегодня на уроке мы отправимся на экскурсию в сказочную страну Имени Числительного. По пути в эту страну мы сделаем много открытий, встретимся с трудностями. В дороге нас будет сопровождать Царица Морфология. Она поможет нам в трудную минуту справиться с препятствиями.
Царица Морфология. Ребята, я предлагаю вам карту нашего маршрута. Посмотрите, какие остановка встретятся нам по пути в страну Имя Числительное. Мы побываем на шести важных остановках: «Количественной», «Дробной», «Спортивной», «Собирательной», «Порядковой», «Познавательной» и «Занимательной».
Но вначале давайте выберем вид транспорта. Я предлагаю сесть в вагон поезда, который перенесёт нас в страну Имени Числительного. Итак, в путь!
В начале пути мы должны ответить проводнику вагона на вопросы в билетах, иначе он не пустит вас в вагон.
Проводник вагона:
1)Какая часть речи называется именем числительным?
2)Назовите разряды имени числительного?
3)На какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные?
4)Назовите разряды количественных числительных.
5)Что обозначают порядковые числительные?
6)Каким членом предложения могут быть имена числительные? (ответы учащихся)
Проводник: Молодцы, ребята! Вы знаете ответы на вопросы билетов. Я разрешаю вам пройти в вагон поезда.
Царица Морфология. Давайте теперь выполним задание, которое предлагает нам проводник поезда. Перед вами лежит технологическая карта, в которой вы должны выполнить задания по изученной теме. Необходимо составить схемы склонения количественных числительных. (Технологическая карта прилагается.)
Проводник поезда. Давайте проверим правильность составления схем. Вы справились с работой, а мы подъезжаем к станции «Количественная». Будьте внимательными при выходе на платформу.
Царица Морфология. Ребята, нас встречают количественные числительные 584 и 798. Нос ними случилась беда. Они запутались в падежах. Необходимо помочь числительным пройти по падежам. (Учащиеся склоняют числительные 584 и 798.)
Учитель. В чем же особенность склонений составных количественных числительных? (ответы). А теперь займите побыстрее свои места в вагоне, наш поезд отправляется в путь.
Проводник поезда. Я подготовил вам новое задание. Хочу проверить ваше умение правильно писать количественные числительные. Приготовьте свои карточки и отметьте в них правописание мягкого знака в именах числительных. (Ученики-консультанты проверяют выполненные задания).
Царица Морфология. Мы приближаемся к станции «Дробная». Посмотрите, нас встречает дробное числительное, в руках у него цветок, на лепестках которого записаны вопросы. Давайте ответим на вопросы, иначе мы не сможем побывать на этой удивительной станции.
Вопросы:
1 лепесток. Из скольких частей состоит дробное числительное?
2 лепесток. Что представляют собой части дробного числительного?
3 лепесток. Каким падежом существительного управляет дробное числительное, обозначающее количество?
4 лепесток. Назовите значение и грамматические признаки слова полтора.
5 лепесток. В чем особенности склонения дробных числительных?
Дробное числительное. Теоретический материал о дробных числительных вы знаете, но для вас я подготовил еще одно задание: вы должны прочитать математические примеры, правильно выговаривая окончания дробных числительных:
7,35 + 0,028; 85,8 – 45,2; 7,78 – 1,13; 1,278+2,42
А впереди у нас новая станция – «Спортивная». Давайте выйдем из вагона и чуть-чуть разомнемся. (физкультминутка)
Царица Морфология. Ребята, наш поезд прибывает на станцию «Собирательная». Я хочу проверить ваши знания о собирательных числительных. В технологических картах вы должны заменить, где возможно, количественные числительные собирательными (смотри технолог. карту)
Учитель. Давайте сделаем вывод о том, с чем сочетаются и как склоняются собирательные числительные.
Царица Морфология. Мы приближаемся к станции «Порядковая». Но посмотрите, что происходит на перроне. К нам обращаются за помощью заблудившиеся порядковые числительные и прилагательные. Они прислали нам свои названия, только не знают, кто они такие и как пишутся. Давайте им поможем: соединим две части слова и укажем, к какой части речи они относятся ( см. технолог. карту).
Учитель. Прочитайте числительные и прилагательные, полученные в результате самостоятельной работы. Теперь среди числительных и прилагательных не будет недоразумений. Вы им помогли.
Царица Морфология. Наш поезд подходит к станции «Познавательная», на которой вы встретитесь с числительными «Сорок» и «Семь» и узнаете их этимологию.
Слово «сорок» вначале было существительным и обозначало «мешок», этот мешок вмещал 4 десятка собольих шкурок, которые раньше заменяли деньги. Дать 40 означало дать 4 десятка собольих шкурок. Постепенно слово «сорок» стало числительным, обозначающим 4 десятка.
Семь – особое число, в нем есть некое волшебство. Еще древние народы, находившиеся на территории современного Ирака, обладали астрономическими познаниями. Эти народы наблюдали на небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая дошла до нас. Число «семь» считалось священным и было весьма распространено.
Царица Морфология. Мы приближаемся к конечной станции «Занимательной». Здесь необходимо выполнить ряд заданий.
Прочитайте слова, зашифрованные в ребусах.
100л 3о по2л
100лб 3ко 1очество
100ляр 3умф с3чь
100лица 3тон ус3ца
100рожка 3буна осе3на
2) Вспомните как можно больше фразеологизмов, в состав которых входит это число.
Один: один на один, играть первую скрипку, семеро одного не ждут, первый блин комом, одного поля ягоды.
Два: ум хорошо, а два лучше, меж двух огней, два сапога пара, от горшка два вершка.
Три: заблудился в трех соснах, лить слезы в три ручья, наговорить с три короба, согнуться в три погибели.
Четыре: на все четыре стороны, сидеть в четырех стенах.
Семь: семь раз отмерь, а один отрежь, у семи нянек дитя без глазу, семи пядей во лбу, семь пятниц на неделе, седьмая вода на киселе, семеро одного не ждут, семь бед- один ответ, за семью печатями.
3)Попробуйте заменить некоторые части слова в предложении: «Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеенку». ( «Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку»)
4) Вспомните загадки, где встречаются числительные, отгадайте их.
32 молотят, один поворачивает. (Зубы, язык)
4 брата бегут друг друга не догонят (Колеса)
4 братца под одной крышей стоят. (Стол)
Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. (год, месяц, дни)
У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы)
100 одежек и все без застежек. (Капуста)
5) Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят имена числительные.
«Три толстяка» Ю.Олеша«Три мушкетера» А.Дюма
«Три медведя» Л.Толстой
«Три поросенка» С.Михалков
«17 мгновений весны» Ю.Семенов
«12 стульев» И.Ильф и Е.Петров
«12 месяцев» С.Маршак
Царица Морфология. И с этим заданием вы справились. Молодцы!
Учитель. Наша экскурсия в страну Имя Числительное заканчивается. Мы снова дома, в родной школе. Сегодня вы показали прекрасные знания по изученной теме. Давайте подведем итоги нашей экскурсии.
Итог урока.
Домашнее задание: используя имена числительные, составьте задачу, которая начиналась бы следующим предложением:
Жили-были старик со старухой, и было у них три сына.