План-конспект урока Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».


План-конспект урока
Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».
Цели:1)обобщение и систематизация сведений о деепричастии;
2)развитие умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
3)воспитание чуткого отношения к русскому языку, к красоте и выразительности речи.
Ход урока:
Оргмомент--- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Я хочу начать его с напутствия-притчи.
--- Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Каждый день, как вы советовали, произносил фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь». Но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечку и спросил:
--- Назови, что ты выбираешь.
--- Ложку, --- ответил юноша.
--- Произнеси это 5 раз.
--- Я выбираю ложку, --- постепенно повторил юноша 5 раз
--- Вот видишь, --- повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…
--- Что же надо? Протянуть руку и взять ложку.
--- Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Совершить действие. Желаю удачи!
Объявление темы и целей
--- Назовите часть речи по следующим признакам: неизменяемое, обозначает добавочное действие, которое может быть возвратным и невозвратным, совершенного и несовершенного вида.
--- Да, сегодня мы будем говорить о деепричастии, систематизировать и обобщать знания об этой необычной части речи.
Систематизация и обобщение знаний по теме «Деепричастие».
1.Распознавание деепричастий в тексте. (Слайд№2).
--- Обратите внимание на слайд. Перед вами пословицы.
--- Найдите деепричастие в этих пословицах.
--- Открывайте тетради, записывайте число.
--- Подпишите тему «Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».
--- Перепишите в тетради пословицы, выделите причастия.
1.Что имеем, не храним, потерявши --плачем.
2. Не зная броду, не суйся в воду.
3. Не глядя на пирог, не говори, что сыт.
4. Не убив медведя, шкуры не продают.
2.Паспорт деепричастия.(Слайд№3).
У каждого деепричастия есть паспорт, с помощью которого можно рассказать об этой части речи. Давайте охарактеризуем деепричастия из 2-й и 5-й записанных вами пословиц по вариантам.(1вариант—не зная, 2-й—не убив).
1.Не зная -- это деепричастие, т.к. отвечает на вопрос что делая?
2. Зависит от глагола-сказуемого не суйся.
3. Образовано от глагола знать с помощью суффикса –я.
4. С наречием сходно тем, что не изменяется.
5.В предложении является обстоятельством.
1. Не убив -- это деепричастие, т.к. отвечает на вопрос что сделав?
2.Зависит от глагола- сказуемого не предлагают.
3. Образовано от глагола убить с помощью суффикса –в.
4. С наречием сходно тем, что не изменяется.
5. В предложении является обстоятельством.
3. Редактирование текста.(Слайд№4)
--- Ребята, очень важно правильно употреблять деепричастия в речи.
Задание: исправьте речевые ошибки , связанные с употреблением деепричастных оборотов.
1.Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
2. Сидя у окна, был слышен шум дождя.
3. Возвращаясь домой, мне стало грустно.
4. Посмотрев фильм, писатель стал мне ближе и дороже.
4. Правописание НЕ с деепричастиями.(Слайд№5).
Задание: обратите внимание на слайд. Спишите, раскрывая скобки, данные предложения. Вспомните правило о том, как пишется частица НЕ с деепричастиями.
1.(Не)погрузившись в воду, плавать не научишься.
2.Дождь барабанит по крыше, точно сердясь и (не)годуя на кого-то.
3. Мальчик шёл, (не)доумевая, куда исчез билет.
4.Приходилось работать, (не)жалея сил.
5.(Не)зная родного языка, иностранный не выучишь.
5.Лингвистическая игра.(Слайд№6).
---А сейчас давайте поиграем.
Игра «Подскажи словечко».
Дружба как стекло, … , не сложишь. (разобьёшь)
Не … несчастья, счастья не увидишь.(испытав)
Не … семени, хлеба не добудешь.(посеяв).
6.Работа с текстом стихотворения Роберта Саути «Лодорский водопад».
---Деепричастие — это необычная часть речи, т.к. обозначает добавочное действие к основному и имеет признаки и глагола, и наречия.
--- У Роберта Саути есть необыкновенное стихотворение. Оно называется «Лодорский водопад».(Слайды№7,8).
--- Послушайте это стихотворение. Обратите внимание на количество деепричастий. По возможности, сосчитайте их. (Чтение стихотворения).
--- Стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Звукопись помогает услышать нам извержение водопада.
--- Сколько деепричастий в тексте употребил автор?
--- 48 деепричастий. С их помощью поэту удалось изобразить могущество и великолепие водопада.
--- Обратите внимание ещё на один слайд с изображением водопада.(Слайд№9)
7.Синтаксический разбор предложения.
--- Мы с вами говорили о бурлящем, стремительном, прекрасном потоке воды. Но может быть иначе.
--- Посмотрите на слайд (Слайд№10). Море здесь спокойно, величаво, оно в ожидании светлого дня.
---Прочитайте предложение, которое вы видите, запишите его, выполните синтаксический разбор предложения.
8.Физкультминутка.
--- Устали? Давайте проведём физкультминутку. И в то же время проверим знания.
--- Встаньте из-за парт, руки на пояс. Задание: если я называю деепричастие, которое пишется с НЕ раздельно, встаньте на носки, поднимите руки вверх. Если деепричастие пишется с НЕ слитно, поворот. Если слово не является деепричастием, хлопок.
---Называю слова. Будьте внимательны.
Не зная, не суйся, не глядя, негодуя, не убив, не погрузившись, не посмотрев, недоумевая, приехал, не жалея, ворона, не склеив, не приняв, зима.--- Отдохнули? Продолжаем работать.
9.Работа по теме «Несовершенный и совершенный вид причастий»(Слайд№11).
---Деепричастия могут иметь несовершенный и совершенный вид. Выполните следующие задания:1) выпишите в столбик сначала глаголы несовершенного вида, а затем совершенного;
2) образуйте от них деепричастия соответствующего вида, выделите суффиксы деепричастий.
Несов.в. сов.в.
Воевать --- воюя Возникнуть --- возникнув
Сдвигать --- сдвигая Вознестись --- вознёсшись
Издавать --- издавая Найти --- найдя
Гулять --- гуляя Расторгнуть --- расторгнув
Играть --- играя Продрогнуть --- продрогнув.
10.Задание на сообразительность.(Слайд№12).
--- Ребята, вы хорошо потрудились. А теперь, как подведение итога, задание на сообразительность.
--- Где нужно поставить запятую так, чтобы в предложении было одно обстоятельство? два обстоятельства?
Внезапно закрыв даль полей косыми полосами прошёл дождь.
Подведение итогов урока.
---Подведём итоги урока.
--- Что такое деепричастие?
--- В чём особенность этой части речи?
--- Каким членом предложения чаще всего бывает деепричастие?
Выставление оценок, комментирование.
Домашнее задание(Слайд№13).
1.Кто же всё-таки Роберт Саути? Есть ли у него ещё такие интересные стихи?
2. Напишите мини-сочинение на тему «На перемене», «На прогулке», «В школьной столовой», используя деепричастия.(Слайд№14).
.