СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА


 
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Выполнила:
учитель английского языка
МАОУ СОШ №26
Вешкина Т.Г.
Сегодня перед современной школой стоит одна из важнейших задач - развивать у учащихся самостоятельность получения информации и активно включать их в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим, основу проектирования современного урока актуально следует рассматривать с точки системно-деятельностного подхода, который способствует формированию культуры мышления, развитию самостоятельности, улучшению памяти и внимания, гибкости мышления.
Что такое урок? Урок – это главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
 Современный урок – это искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового качества. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире; уметь влиться в быстро развивающееся общество.
Современный урок – это деятельностный урок. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности [4, с 94]. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.
Таким образом, современный урок должен быть актуальным и интересным, связан не только с усвоением учащимися определенных знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.
Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным.
Что касается термина проектирование, то  этот термин не является традиционным для педагогов. Наряду с новыми методическими понятиями конструирование и сценирование урока он пришел на смену привычному термину планированию. Проектирование (от лат. projectus, буквально – брошенный вперёд) – процесс создания продукта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния [5, 214]. Дидактическое проектирование – это мысленное предвосхищение учителем процесса обучения и его результатов. Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов.
Таким образом, появление в профессиональном языке термина проектирование отражает те изменения, которые происходят сегодня в деятельности учителя при подготовке урока.
Системно-деятельностный подход задает ориентиры в педагогическом проектировании. И в первую очередь, он ориентирует учителя на организацию активной учебно-познавательной деятельности обучающихся и учебного сотрудничества в целях обеспечения личностного и социального развития обучающихся. Деятельность школьников на уроке как специфическая для человека форма активности, включающая в себя постановку цели, выбор средств, выполнение действий, оценку результата - и есть показатель качества урока с точки зрения осуществления деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход обеспечивает включение детей в деятельность, при этом целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постанови учебной задачи. Прохождение всех необходимых этапов усвоения информации, позволяет увеличить прочность знаний, а создание благоприятных условий позволяют развитию самоконтроля и самооценки учащихся [1,80].
Основной формой организации обучения является современный урок, следовательно, для того, чтобы спроектировать урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности [2, 36].
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности [3, с 92]. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Ученик учится
быть субъектом – хозяином - своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственного поиска, необходимо организовать этот поиск, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.Учебное действие – действие по созданию образа.Образ – слово, рисунок, схема, план.Оценочное действие – я умею! У меня получится!Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Как известно, самый распространённый тип урока – это  комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем основные отличия системно-деятельностного подхода от традиционного:
Таблица 1
Основные отличия системно-деятельностного подхода от традиционного
Требования к уроку Традиционный подход Системно-деятельностный подход
Методы, применяемые на уроке Репродуктивные (делай как я) Активное усвоение знаний (делайте, я с вами)
Способы усвоения материала: Заучивание, запоминание Самостоятельное добывание знаний
Позиция педагога: Главная позиция Консультант, тьютерПозиция ученика: Послушный исполнитель Активный деятель
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Проектирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Проектирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,
учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),
учитель консультирует
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
 
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
 
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного подхода к проектированию урока теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Системно-деятельностный подход и теоретическое решение задач материализуются в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах. Модели выступают и как метод познания – учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельности учащихся.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
       воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
       переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
       ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
       признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
       учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
       разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.
Последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования, проявляется это в гибкости и прочности усвоения знаний учащимися, возможности их самостоятельного движения в изучаемой области, в повышении мотивации и интереса к получению знаний, в возможности дифференцированного обучения и значительного сокращения время обучения.
Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. Обучающиеся совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою.Планируя работу с учащимися, необходимо помнить, что успешность ученика зависит от умения добывать информацию, работать с ней, от регулирования отношений с социумом, ощущения себя гражданином нашего государства.
 
Список использованной литературы:
1. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с.
2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования,2011год.
5. О.Е. Ломакина «Проектирование в образовании: необходимость и реальность». – М., 2001