Презентация на педсовет Системно-деятельный подход в обучении


Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию школьников как основа реализации ОС Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 22 имени Маршала Сергеева Педагогический совет26 апреля 2016 года Л.В.Сезонова, зам. директора по УВР Цель осмысление и систематизация знаний педагогов о системно-деятельностном подходе в образовательной деятельности;содействие инновационной деятельности образовательного учреждения в русле системно-деятельностного подхода как главного условия реализации требований ГРОС * Б. Шоу Единственный путь, ведущийк знанию - это деятельность ОС: изменение требований к образовательному результату * Предметные (основы системы научных знаний).Метапредметные (усвоенные межпредметные понятия и УУД).Личностные (внутренняя позиция школьников, самооценка, мотивация,способность к решению моральных проблем и т.д.). Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ОС общего образования Обеспечивает:формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. * Что такое системно-деятельностный подход? * Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.Ключевая особенность ДП – постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин В.В. Давыдов КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ РГОССмена образовательной парадигмы.Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности * Перед нами ставятся задачи * научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда)научить жить (учение для бытия)научить жить вместе (учение для совместной жизни) Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие Как учить?обновлениесредствобучения Ради чегоучить?ценности образования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий * Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике * Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваюКитайская мудрость Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет Уильям А. Уорд * Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Система дидактических принципов Принцип вариативности Принцип творчества * Основные принципы реализации системно-деятельностного подхода * деятельностный подход в обучении;задачный принцип построения предметного содержания на основе формирования УУД; организация детского самостоятельного и инициативного поискового действия в образовательном процессе; ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности. * * * «Мета» - «за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета;Метапредмет основан на интеграции;Метапредмет-это предмет нового типа, в основе которого лежит мыслительно-деятельностный тип интеграции учебного материала;Метапредмет – это новая образовательная форма. «Знание»«Знак»«Проблема»«Задача» «Смысл»«Ситуация»«Схема» Основные виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные самоопределение, смыслообразование, реализация творческого потенциала, социальная и профессиональная мобильность, действия нравственно-этического оценивания целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование общеучебные, логические, знаково-символические, познавательная и интеллектуальная деятельность компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, свободное общение на русском и иностранных языках Коммуникативные * Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся готовность к разрешению проблем технологическая компетентность готовность к самообразованию готовность к использованию информационных ресурсов готовность к социальному взаимодействию коммуникативная компетентность * Меня учат Я учусь! Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает ученики Ученики формулируют сами Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает ученики, чему должны научиться Формулируют сами ученики, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование обучающимся способов достижения намеченной цели Практическая деятельность обучающимся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) * Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимся практической работы Ученики осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимся осуществляет коррекцию Ученики формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Ученики участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Ученики могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Деятельностный подход на уроках Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях Использование активных и интерактивных методик * Деятельность обучающихся Работают с источниками информации Критически осмысливают актуальную социальную информацию Решают познавательные и практические задачи Анализируют современные общественные явления и события Анализируют современные общественные явления и события Осваивают типичные социальные роли Аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению Выполняют творческие работы и исследовательские проекты * РГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии * Группа технологий Педагогические технологии СДП 1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Педагогика сотрудничества Технологии уровневой дифференциации 2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровая технология Проблемное обучение Технология критического мышления 3. Педтехнологии развивающего обучения Технология полного усвоения Технология развивающего обучения 4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса Групповые технологии Педагогика сотрудничества Педагогические технологии системно-деятельностного подхода ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников * Структура урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода: 1.Мотивирование к учебной деятельности2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии3Деятельность школьников4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону5.Включение в систему знаний и повторение6.Рефлексия учебной деятельности на уроке Традиционный подход:Составьте схемы словПроверю, как вы справились с заданиемСегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, научимся её писать Системно-деятельностный подход:Работая в паре, проведите звуковой анализ с помощью алгоритмаПослушайте друг друга и проверьте по эталону Посмотрите на схемы и запишите слова письменноПочему не получается записать?Чему нужно научиться, чтобы выполнить задание? Элементы сравнения Традиционный взгляд на урок1. Дом.задание: «Перескажи…»2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно-диалогический урок1.Постановка проблемы: -«С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»3. Поиск решения: «По тексту определите …»4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технологияЦель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)Средство - открытие знаний вместе с детьми Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Продуктивные задания – главное средство Решению продуктивных задач надо учить: Осмысли задание (что надо сделать?)Найди нужную информацию (текст, рис…)Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя За что Петра I называли «великим»? Перескажи текст о Петре I = Почему корабли сделанные из железа не тонут? Перечисли основные свойства воды. = Личностные результаты Познавательные УУД Мотивация на уроке трудового обучения в 3-Б * УРОК МАТЕМАТИКИ В 5А На одной тарелке вкуснойколбаски, на другой такой же колбаски. Какую тарелку ты возьмёшь? В Древнем Китае вместо черты использовали точку: Первым дробную черту ввёл итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи)в 1202 году Задача 1 Мама поручила Игорю купить полбуханки хлеба. По просьбе пожилой соседки, которой трудно дойти до магазина, он купил ещё четверть буханки. Сколько всего хлеба купил Игорь? Задача 2 Придумать 2 задачи практического содержания, в тетради записать полное условие задачи и её решение. В дневниках запишем так: РЕФЛЕКСИЯ Составьте синквейн по теме «Системно-деятельностный подход в обучении» * АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА * Синквейн как методологический прием (Рефлексия) * 1. СДП2. Актуальный, интересный3. Организует, развивает, направляет4. Хочу уметь применять на уроках5. Работа (результат) *