Системно-деятельный подход в обучении младших школьников


Системно-деятельный подход в обучении младших школьников.
ФГОС – это система требований к результатам и содержанию начального общего образования. Системно-деятельный подход - методологическая основа Стандартов нового поколения. Он ориентирован на достижение основного результата – всестороннее развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. При построении учебного процесса учитель должен обучать деятельности. При этом деятельностный метод снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой поход к решению проблем необходим в жизни, ведь в случае неудачи не стоит впадать в панику и уныние, а искать и находить конструктивный путь.
Как человек учится чему-либо?
Для того чтобы учиться чему-либо, ученик должен дать себе соответствующую установку – поставить цель.
А для этого должна возникнуть ситуация, когда ребенок поймет, что в результате пробы возникло затруднение.
Но лишь при наличии мотивации ученик поставит перед собой цель и построить проект выхода из создавшейся ситуации, определяют последовательность действий и средства достижения цели (алгоритмы, модели, справочники).
Например, при изучении темы : «Измерение площади при помощи палетки» 4 класс дети получают лист с геометрическими фигурами правильной и неправильной формы. Дается задание – измерить площадь фигур. Дети измеряют площадь известных фигур, но сталкиваются с проблемой вычисления площади неправильной фигурой. Выдвигают гипотезы и ставят перед собой цель урока.
На следующем этапе ученики должны построить способ действия в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи (вербально) и знаково ( с помощью эталона).
Так на уроке математики в 4 классе при изучении темы: «Единицы длины» дети заполняют таблицу величин и проверяют правильность выполнения задания при помощи компьютерной презентации.
1 дм = … см
1 м = см
1 км = ….. м
На следующем этапе происходит усвоение нового способа действия. Работу можно проводить фронтально, затем в группах и парах с проговариванием алгоритма вслух. Этот этап сопровождается рефлексией, того, что и как делается и все ли понятно.
В целом работа в парах, группах очень нравится детям, она оживляет процесс обучения и заставляет работать даже самых ленивых.
На этапе самостоятельной работы с проверкой по эталону используется индивидуальная форма работы. Ученики самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют их, пошагово сравнивая с эталоном. По результатам этой работы организуется самооценка усвоения нового знания. Внимание детей акцентируется на достижениях, что создает ситуацию успеха и позитивный эмоциональный настрой.
Есть ли моменты, над которыми следует ещё поработать? Выделите их
На новом этапе ученики под руководством учителя устанавливают, в каких известных типах заданий может быть использовано новое знание. Учитель подбирает задания так, чтобы с одной стороны учащиеся закрепляли изученный ранее материал, а с другой - шла бы подготовка к введению в будущем новых способов действия.
На заключительном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Ниже я привожу варианты вопросов, которые могут быть заданы детям.
- Проанализируйте свои достижения на сегодняшнем уроке.
Что можете отметить?
Справились ли вы с задачами?
Насколько удачно всё получилось?
В связи с переходом на ФГОС второго поколения применяются методы работы с классом и с каждым учеником в отдельности. Учитель превратился из учителя информатора в учителя консультанта и организатора исследовательской деятельности учеников.